Свято-Екатериниский Кафедральный Собор Свято-Екатериниский Кафедральный Собор

Богословские курсы

Свято-Екатерининский кафедральный собор
богословские курсы
Занятия в новом учебном году уже начались, но еще не поздно: просто приходите - на месте все станет понятно.

     Братья и сестры,
      Церковь – это войско Божие в борьбе с силами зла. А каждый христианин должен как воин Христа неустанно сражаться на Его стороне. А что значит сражаться? Это значит бороться с помыслами и страстями внутри собственного сердца, а также противостоять диаволу и на деле, то есть когда помысел уже сразил христианина, но он из последних сил бьется, стараясь избежать падения, греха.
      Церковь сама себя называет «воинствующей». Мы уподобляем себя воинству, и в священном предании есть достаточно много эпитетов, говорящих о том, что мы воюем. Апостол Павел говорит: «наша брань не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной». Эта война ведется как на личностном фронте, так и организованно. Поэтому вполне можно сказать, что Церковь подобна армии в духовном смысле.
     А все воины действуют по уставу. У Православной Церкви есть Богослужебный Устав - Типикон. Во время поста советуем Вам внимательно ознакомится с ним, чтобы жить "не отступая от него и ничего от себя к нему не прилагая". Мы подготовили для Вас "Руководство для мирян, присутствующих за богослужением.
     Это канонические правила Православной Церкви относительно участия мирян в общественном богослужении, описывающие:
- вход в храм;
- войдя в храм;
- начало своей молитвы;
- иерархия Русской Православной Церкви, формы обращения к духовенству, церковнослужителям и мирянам;
- поведение в храме (можно ли во время службы ходить по храму, прикладываться к иконам, ставить свечи, разговаривать);
- общие указания о поклонениях;
- поклонения при всяком богослужении;
- возгласы священника и диакона;
- поклонения во время всенощного бдения;
- поклонения во время литургии;
- благословение священника;
- выход из храма.

Читайте: Руководство для мирян, присутствующих за богослужением

     В 1958 году епископ Аверкий (Таушев), богослов и духовный писатель, автор широко известного руководства к изучению Священного Писания и других трудов, начал публиковать «Вопросы и ответы» с подзаголовком: «В изъяснение церковного благочестия и душепопечения». Задача этого труда: отвлечь людей от попытки разрешать возникающие вопросы, в области вышеотмеченной, собственным разумением и следованием суждениям текущей литературы, проникнутой духом пытливости — не уяснив предварительно того, какие ответы даёт на эти вопросы Святая Церковь. Именно это только и находит читатель в этом отделе: осведомление о том, как на тот или иной вопрос смотрит Святая Церковь. Ведь даже люди привычно посещающее богослужения и считающие себя в составе церковного народа, порой опытного знания церковного не имеют. Это начинание обязательно пойдет на пользу большого дела: оцерковления жизни.

     Более двухсот жизненно важных вопросов, которые обязательно встают перед всеми православными христианами:
- имеется ли церковное правило, обязывающее стоять в церкви мужчин по правую сторону, а женщин — по левую?
- должны ли быть седалища в православных храмах?
- какое значение имеют священнические облачения разных цветов?
- могут ли мiряне стоять с зажжёнными свечами во время чтения Евангелия?
- можно ли следить за Богослужением по собственному молитвеннику?
- если православная вера истинная, могут ли другие спастись?
- когда женщине не разрешается посещение храма?
- когда тушится свет на всенощном бдении и Божественной литургии?
- где должны быть помещены иконы в жилых домах?
- нужно ли креститься с поклоном после каждого прошения на ектении?
- приемлема ли в церковной практике только одна исповедь без причастия
- почему Православная Церковь строго запрещает браки с инославными?
- какие грехи подразумеваются под грехом «против Святаго Духа»?
- когда и какой колокольный звон полагается к разным службам?
- можно ли встречать ДВА новых года?

     Эти и другие вопросы - не были специально придуманы епископом, а взяты из его пастырской жизни. Наверняка и вы найдете для себя необходимые ответы.

Читайте: Вопросы и ответы в изъяснение церковного благочестия и душепопечения


Выберите дату (новый стиль/старый стиль):

Октябрь

1 18
2 блгвв. кнн. Фео́дора Ростиславича Черного, Смоленского (1299), и чад его Дави́да (1321) и Константи́на, Ярославских чудотворцев
3 Мучеников и исповедников блгв. кн. Михаи́ла Черниговского и боярина его Фео́дора, чудотворцев (1245)
4 Обре́тение мощей свт. Дими́трия Ростовского, митрополита (1752).
5 22
6 Зачатие честно́го, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоа́нна
7 Первомученицы равноап. Фе́клы Иконийской (I)
8 Преставление прп. Се́ргия, игумена Ра́донежского, всея России чудотворца (1392)
9 Преставление Апостола и Евангелиста Иоа́нна Богослова (начало II)
10 прп. Савва́тия Соловецкого (1435); Сщмч. Петра (Полянского), митрополита Крутицкого (1937)
11 Свт. Харито́на Исповедника, епископа (ок. 350); прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей прп. Сергия Радонежского
12 Прп. Кириа́ка отшельника, Палестинского (556)
13 свт. Михаила, первого митрополита Киевского и всея России, чудотворца (992); прп. Григо́рия Пе́льшемского, Вологодского чудотворца (1442); Сщмч. Григо́рия, епископа, просветителя Великой Армении (ок. 335)
14 ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ; прп. Са́ввы Вишерского, Новгородского (1461)
15 Сщмч. Киприа́на, епископа, мц. Иусти́ны и мч. Феокти́ста (304)
16 Сщмчч. Диони́сия Ареопагита, епископа Афинского, Ру́стика, пресвитера, и Елевфе́рия, диакона (96)
17 Обре́тение мощей свтт. Гу́рия, архиепископа Казанского и Варсоно́фия, епископа Тверского (1595)
18 свтт. Петра, Алекси́я, Ио́ны, Макария, Фили́ппа, И́ова, Ермоге́на, Ти́хона, Петра, Филаре́та, Инноке́нтия и Мака́рия, Московских и всея России чудотворцев
19 Апостола Фомы́ (I)
20 Мчч. Се́ргия и Ва́кха (290–303)
21 8
22 Апостола Иа́кова Алфеева (I)
23 прп. Амвро́сия Оптинского (1891)
24 11 25 12
26 Иверской иконы Божией Матери (принесение в Москву в 1648 г.)
27 прп. Параске́вы-Пе́тки Сербской (XI)
28 свт. Афана́сия (Сахарова) исп., епископа Ковровского (1962)
29 16 30 17
31 Апостола и евангелиста Луки́ (I).
1 19 2 20 3 21 4 22

Содержание "Охридского пролога" для выбранной даты:

1. Преподобный Евмений, епископ Гортинский

2. Мученица Ариадна

3.Святой мученик Бидзин, князь Ксанский (Грузинский)

4. Стихотворение

5. Рассуждение

6. Созерцание

7. Проповедь о Господе воскресшем и живом, Который есть воскресение и жизнь

подробно: "Охридский пролог": 1 октября (18 сентября)

1. Мученики Трофим, Савватий и Доримедонт

2. Мученик Зосима пустынник

3. Святой Феодор, Смоленский, Ярославский чудотворец

4. Стихотворение

5. Рассуждение

6. Созерцание

7. Проповедь о Христовой скорби

подробно: "Охридский пролог": 2 октября (19 сентября)

1. Великомученик Евстафий Плакида

2. Мученики и исповедники Михаил, князь Черниговский, и болярин его Феодор, чудотворцы

3. Преподобномученик Иларион Новый Критский

4. Стихотворение

5. Рассуждение

6. Созерцание

7. Проповедь о единственном Пути, Истине и Жизни

подробно: "Охридский пролог": 3 октября (20 сентября)

1. Апостол от 70-ти Кодрат

2. Священномученики Ипатий, епископ и пресвитер Андрей

3. Обре́тение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского

4. Собор преподобных отцов Киево-Печерских

5. Стихотворение

6. Рассуждение

7. Созерцание

8. Проповедь о Божестве Сына и о Его сущностном равенстве со Отцем

подробно: "Охридский пролог": 4 октября (21 сентября)

1. Священномученик Фока, епископ Синопский

2. Святой пророк Иона

3. Святой мученик Фока вертоградарь

4. Преподобный Косма Зографский

5. Святой Петр Милостивый

6. Святой Иона пресвитер

7. Стихотворение

8. Рассуждение

9. Созерцание

10. Проповедь о Боге Духе Утешителе

подробно: "Охридский пролог": 5 октября (22 сентября)

1. Зачатие честно́го, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

2. Мученица Ираида дева

3. Мученик Николай Пантополос, Константинопольский

4. Святой новомученик Иоанн

5. Стихотворение

6. Рассуждение

7. Созерцание

8. Проповедь о Боге Духе Святом, от Отца исходящем

подробно: "Охридский пролог": 6 октября (23 сентября)

1. Первомученица равноапостольная Фекла

2. Святой Владислав, король Сербский

3. Стихотворение

4. Рассуждение

5. Созерцание

6. Проповедь о Боге Духе Святом, прославляющем Сына Божия

подробно: "Охридский пролог": 7 октября (24 сентября)

1. Преподобная Евфросиния Александрийская

2. Преставление преподобного Сергия, игумена Ра́донежского, чудотворца

3. Преподобная Евфросиния Суздальская, в миру Феодулия

4. Стихотворение

5. Рассуждение

6. Созерцание

7. Проповедь об общем достоянии Отца и Сына

подробно: "Охридский пролог": 8 октября (25 сентября)

1. Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова

2. Преподобный Нил Калабрийский

3. Стихотворение

4. Рассуждение

5. Созерцание

6. Проповедь о молитве, проникнутой любовью

подробно: "Охридский пролог": 9 октября (26 сентября)

1. Мученик Каллистрат и дружина его

2. Апостолы от 70-ти Марк, Аристарх и Зина

3. Святая новомученица Акилина

4. Преподобный Савватий Соловецкий

5. Стихотворение

6. Рассуждение

7. Созерцание

8. Проповедь о последней Христовой молитве о верующих

подробно: "Охридский пролог": 10 октября (27 сентября)

1. Преподобный Харитон Исповедник

2. Святой пророк Варух

3. Святой мученик Марк пастырь

4. Святой благоверный князь Вячеслав Чешский

5. Стихотворение

6. Рассуждение

7. Созерцание

8. Проповедь о последней Христовой молитве за верующих

подробно: "Охридский пролог": 11 октября (28 сентября)

1. Преподобный Кириак отшельник

2. Святые мученики Дада, Гаведдай и Каздоя

3. Преподобный Феофан Милостивый

4. Преподобная Мария Палестинская

5. Стихотворение

6. Рассуждение

7. Созерцание

8. Проповедь о познании Отца и Сына

подробно: "Охридский пролог": 12 октября (29 сентября)

1. Священномученик Григорий епископ, просветитель Великой Армении

2. Мученицы Рипсимия, Гаиания и с ними 35-ть святых дев

3. Святитель Михаил, первый митрополит Киевский

4. Стихотворение

5. Рассуждение

6. Созерцание

7. Проповедь о Царстве не от мира сего

подробно: "Охридский пролог": 13 октября (30 сентября)

1. Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

2. Апостол от 70-ти Анания

3. Преподобный Роман Сладкопевец

4. Преподобный Иоанн Кукузель, Афонский

5. Преподобный Григорий Доместик (регент), Афонский

6. Стихотворение

7. Рассуждение

8. Созерцание

9. Проповедь о блаженном муже

подробно: "Охридский пролог": 14 (1) октября

1. Блаженный Андрей, Христа ради юродивый

2. Священномученик Киприан, мученица Иустина и мученик Феоктист

3. Мученики Давид и Константин, князья Арагветские

4. Стихотворение

5. Рассуждение

6. Созерцание

7. Проповедь о воле праведника в воле Божией

подробно: "Охридский пролог": 15 (2) октября

1. Священномученик Дионисий Ареопагит

2. Преподобный Иоанн Хозевит, епископ Кесарийский

3. Преподобный Дионисий, затворник Печерский, в Дальних пещерах

4. Блаженный Исихий Хоривит

5. Стихотворение

6. Рассуждение

7. Созерцание

8. Проповедь о страхе и радости в Боге

подробно: "Охридский пролог": 16 (3) октября

1. Священномученик Иерофей, епископ Афинский

2. Святой Стефан Щилянович (Штилянович)

3. Преподобный Аммон

4. Преподобный Павел Препро́стый

5. Стихотворение

6. Рассуждение

7. Созерцание

8. Проповедь о страхе и радости в Боге

подробно: "Охридский пролог": 17 (4) октября

1. Святая мученица Харитина

2. Священномученик Дионисий, епископ Александрийский

3. Преподобный Евдоким Ватопедский

4. Преподобные Дамиан пресвитер и целебник, Иеремия и Матфей прозорливые

5. Стихотворение

6. Рассуждение

7. Созерцание

8. Проповедь о полезном гневе

подробно: "Охридский пролог": 18 (5) октября

1. Апостол Фома

2. Преподобный новомученик Макарий Кийский (Афонский)

3. Стихотворение

4. Рассуждение

5. Созерцание

6. Проповедь о покаянии царя

подробно: "Охридский пролог": 19 (6) октября

1. Мученики Сергий и Вакх

2. Мученик Полихроний пресвитер

3. 99 Критских подвижников

4. Стихотворение

5. Рассуждение

6. Созерцание

7. Проповедь о детях и об их похвале Господу

подробно: "Охридский пролог": 20 (7) октября

Знаки Типикона

Типикон - богослужебная книга, содержащая Устав Православной Церкви, месяцеслов с Марковыми главами, соединяющими подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги, правила о постах, правила монастырского общежития и указания о совершении храмовых праздников, трапезе и других сторонах церковной и монастырской жизни.

знаки Типикона

ПАСХА. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ - самый главный праздник; в каноне праздника Пасха называется «праздников праздник и торжество из торжеств»; богослужение наиболее торжественное, почти всё поётся (чтений немного).


великие православные праздники

ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ:
- три переходящих двунадесятых праздника (подвижные переходящие праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней):
Вход Господень в Иерусалим в 6-е воскресенье Великого Поста (за неделю до Пасхи)
Вознесение Господне на 40-й день после Пасхи
День Святой Троицы. Пятидесятница на 50-й день после Пасхи
- девять неподвижных двунадесятых праздников (которые всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося):
Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
Воздвижение Креста Господня (40 дн. от Преображения) 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
Рождество Христово 7 января
Богоявление, или Крещение Господне 19 января
Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) 7 апреля
Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа
а также пять недвунадесятых:
Обрезание Господне (1 января ст. ст.)
Покров Пресвятой Богородицы (1 октября ст. ст.)
апп. Петра и Павла (29 июня ст. ст.)
Рождество св. Иоанна Предтечи (24 июня ст. ст.)
Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 августа ст. ст.)
Согласно Уставу, на великий праздник совершаются, как правило, следующие службы суточного круга:
- малая вечерня, предваряемая 9-м часом;
- всенощное бдение, состоящее из великой вечерни, полиелейной утрени и 1-го обычного трипсалмного часа;
- 3-й и 6-й обычные трипсалмные часы;
- Божественная Литургия св. Иоанна Златоуста.

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.
Число дней попразднства бывает неодинаковым – от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями)
На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.
У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.


средние бденные праздники

средние бденные праздники

cредние полиелейные праздники

cредние полиелейные праздники

Средние бденные праздники: в седмичные и субботние дни совершаются те же службы суточного круга, что и при великих праздниках. По сравнению с великими праздниками, на утрене перед каноном праздника поется канон Божией Матери, и на литии великой вечерни перед стихирами праздника поется стихира храма. Нет повечерий и полунощниц.

Средние полиелейные праздники: в седмичные дни и в субботу совершаются следующие службы суточного круга:
- великая вечерня, предваряемая 9-м часом;
- малое повечерие;
- вседневная полунощница (в субботу – субботняя полунощница);
- полиелейная утреня (всенощного бдения нет);
- 1-й, 3-й, 6-й обычные трипсалмные часы;
- Божественная Литургия св. Иоанна Златоуста.


малые славословные праздники

малые славословные праздники

малые шестиричные праздники

малые шестиричные праздники

Малые славословные праздники: святому полагается
- петь Великое славословие (молитвословие, начинающееся с евангельского стиха «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк.2:14) и состоящее из стихов, посвященных прославлению Святой Троицы и стихов псалмов, завершающие стихи – трисвятое) в конце утрени (в службах рангом ниже оно читается),
- поются некоторые воскресные богородичны (песнопения в честь Богородицы),
- седальны (богослужебное песнопение, во время которого допускается сидеть) по кафизмам – святому,
- на каноне бывает катавасия (название ирмоса, который поется в окончании песни канона),
- в конце утрени поются стихиры на хвалитех (названные по имени «хвалитных псалмов» 148, 149, 150),
- Великое славословие,
- и все окончание утрени бывает по праздничному.

Малые шестиричные праздники: cвятому положены
- все шесть стихир на "Господи воззвах" (песнопения, что припеваются к отдельным стихам вечернего псалма «Господи воззвах», точнее псалмы 140, 141, 129 и 116),
- бывает "Слава" на вечерней и утренней стиховне,
- тропарь (краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой ),
- утренний канон святого на шесть.

В седмичные и субботние дни при малых праздниках Месяцеслова Устав предполагает совершение следующих служб суточного круга:
- великая вечерня, предваряемая 9-м часом;
- малое повечерие;
- вседневная полунощница (в субботу – субботняя полунощница);
- вседневная утреня (при совершении славословной службы – утреня с великим славословием);
- 1-й, 3-й, 6-й обычные трипсалмные часы;
- Божественная Литургия св. Иоанна Златоуста.


вседневные (без знака)

вседневные: совершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знаком. К ним относится большая часть памятных дней православного месяцеслова. Вседневные службы не являются праздничными в собственном смысле. Их иногда называют малыми праздниками потому, как каждый день вспоминается память тех или иных малых святых.

     Братья и сестры,
в разделе "Чтение дня" мы начинаем публиковать поучения на каждый день года святителя Николая Сербского, составленные на основе написанного им "Охридского пролога", который в Сербии называют "вечным Сербским Евангелием".

Читайте: Что такое «Охридский пролог»? Календарь года с выбором даты

Читайте: "Охридский пролог" святителя Николая Сербского: 20 (7) октября


святитель Николай Сербский Охридский Пролог толкование на Псалтирь Царь Иосия слушает слова Закона

Царь Иосия слушает слова Закона

Материалы для подготовки к Божественной Литургии в 21-ю неделю по Пятидесятнице 21 октября 2018 года и к празднику Память святых отцов VII Вселенского Собора

двадцать первая неделя по Пятидесятнице
Память святых отцов VII Вселенского Собора

     Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в двадцать первую неделю по Пятидесятнице и к празднику Память святых отцов VII Вселенского Собора, которые состоятся 21 октября 2018 года.



     С 1 октября 2018 года, согласно Церковному Уставу, начинается чтение евангельских зачал 18-й седмицы (Лукина ряда) (см. Типикон, гл. 10, уставную главу «Сказание…» в начале богослужебного Евангелия, а также статью П. М. Мироносицкого «О порядке церковных чтений Евангелия» в Приложении к «Богослужебным указаниям на 1999 год», с. 579–596). Ряд чтений Апостола остается неизменным.
Таким образом,
в 19-ю седмицу по Пятидесятнице читаются евангельские чтения 18-й седмицы и апостольские чтения 19-й седмицы;
в 20-ю седмицуевангельские чтения 19-й седмицы и апостольские чтения 20-й седмицы,
и так далее до пятницы седмицы 34-й по Пятидесятнице.


     РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

к празднику Память святых отцов VII Вселенского Собора:

     - краткое описание деяний всех Вселенских Соборов;
     - основные решения Седьмого Вселенского Собора;
     - догмат о иконопочитании Трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора.

к Божественной Литургии в двадцать первую неделю по Пятидесятнице:

     - богослужебное Евангелие: СКАЗАНИЕ ЕЖЕ КАКО НА ВСЯК ДЕНЬ ДОЛЖНО ЕСТЬ ЧЕСТИ ЕВАНГЕЛИЕ СЕДМИЦ ВСЕГО ЛЕТА;
     - Настольная книга священнослужителя. Часть VII. ГОДИЧНЫЙ КРУГ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ. Глава 1. О ПОРЯДКЕ ЦЕРКОВНЫХ ЧТЕНИЙ ЕВАНГЕЛИЯ;
     - профессор Н. Д. Успенский. О сентябрьской преступке Евангельских чтений;
     - протоиерей Иоанн Толмачев (†1897) Практическая Гомилетика Том 4. Недели по Троице 18-32. Неделя 20-я по Троице;
     - митрополит Антоний Сурожский: неделя 20-я по Пятидесятнице. Воскрешение сына наинской вдовы (1972);
     - святитель Николай Сербский (Велимирович): Евангелие о Господе Воскресителе;
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводов Священного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Григорий Палама, Григорий Нисский, Феофан Затворник, Николай Сербский, блаженный Феофилакт Болгарский, архиепископ Никифор (Феотокис), библеист профессор А.П.Лопухин) на Евангелие от Луки (7:11-16) - воскрешение сына вдовы Наинской.


     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ:

     - воскрешение вдовичьего сына обозначает обновление нашего ума, потому что вдовой была и наша душа, которая, по причине греха, лишилась Небесного Жениха, имея у себя, как бы единственного сына, свой ум, который, будучи уязвлен жалом греха, умер, утеряв истинную жизнь;
     - поелику по закону Иудейскому нечистыми почитались те, кои касались мертвых человеческих тел: того для Иудеи, вне градов, имея свои погребальныя места, тамо мертвых погребали. Законное обыкновение о нечистоте мертвых тел упразднено христианами по пришествии в мир Иисуса Христа, так как и обрезание, и суббота, и другие законные обряды. Обыкновение же провождать мертвых ко гробу, так как долг любви и сострадания, наблюдалося и до ныне наблюдается, ибо чрез сие как сродники утешаются, так и умерший почитается, и любовь изъявляется;
     - есть обычаи, вызванные страстями и придуманные в удовлетворение их; другими питается одна суетность. Кто делает это со страхом Божиим, того не чуждаются другие, хоть он и не поступает подобно им, ибо он действует всегда в духе любви и снисхождения к немощам братий своих. Только дух ревности меру преходящий колет глаза и производит разлад и разделение. Такой дух никак не может удержаться, чтоб не поучить и не обличить. Всеуказчик же и себя делает нелюбимым и на добрые порядки, которых держится, наводит неодобрение. Смирение в таких случаях нужно, христианское смирение. Оно источник христианского благоразумия, умеющего хорошо поступать в данных случаях;
     - под вдовой можешь разуметь и душу, лишившуюся своего мужа, то есть Слова Божия, всеявшего добрые семена. Сын ее - ум, умерший и выносимый вне города, вышнего Иерусалима, который есть страна живых;
     - сим научил нас Спаситель добродетели истиннаго сострадания, чтобы и мы, когда узрим слезы притесняемых и скорбящих, не ожидали моления, просьбы и посредствий, — какая нужда в словах, если дела не молчат? — но не медля добровольно простирали руку благотворения. Внемлите же и образу, как Владыка всех явил милосердие сокрушенной матери;
     - христиане должны скорбеть об умершем не как об утраченном, но как о грешном, почему и скорбь их всегда должна соединяться с молитвою к Богу, да простит Бог грехи умершему и да введет его по милости Своей в Царство Небесное. Из-за своих грехов христиане должны скорбеть и плакать и над самими собою, и чем больше, тем лучше; не так, однако, как не имеющие веры и надежды, но, напротив, именно потому, что имеют веру в Бога Живаго и надежду на Божию милость и жизнь вечную;
     - Спаситель сделал церковью врата Наина, и постель мертвого жертвенником;
     - где дар воскресения, там краса жертвенника; и куда простираются руки Бога Слова, там совершается мера воскресения; выход стал священнодействием, и изнесение стало внесением;
     - наше духовное содержание придает или благоухание, или смрад и душе, и телу человеческому, соответственно тому, кто чем исполнил свой дух во время земной жизни – благоуханием небес или смрадом греха;
     - одни Бога зрят, другие ищут Его, чтобы узреть, третьи вовсе Его не видят, а четвертые насмехаются над теми, кто Его зрит и кто Его ищет;
     - Иисус показал, что обладает властью равно над нашими душами и телами. И ради скорби вдовы от незнания и неверия, так же как из-за незнания и неверия всех, ее окружающих, Он вновь соединил душу юноши с его телом и снова вернул ему жизнь, не столько ради него самого, сколько ради вдовы и ее народа. Дабы веровали все, что Бог Живый бдит над людьми и что Христос есмь Тот, Кто должен был прийти как Мессия и Спаситель мира;
     - Господь обращается и к нам: не медли в воскресении, потому что «Я есмь воскресение»;
     - милость препобеждает законное установление: Спаситель говорил мертвому так, как мы разговариваем с живыми, возглашал бездушнаго, как мы возбуждаем спящих и почивающих;
     - не словом только Господь совершает чудо, но и одра касается, - чтобы мы познали, что Тело Его есть Тело жизни;
     - жизнь и спасение человеческой души важнее старых умерщвленных преданий и обычаев;
     - Господь наш Иисус Христос повелевает юноше от Своего имени, а не как пророки Илия и Елисей, которые молились Богу, чтобы Тот воскресил мертвых. Они были слуги Бога Живаго, а Сей есть Его Сын Единородный;
     - чудо сие произошло не по чьей-либо вере и не по чьему-либо ожиданию, но исключительно по могущественному слову Господа нашего Иисуса Христа;
     - услышал бесчувственный прах Призывающего не сущее, как сущее; услышал Носящего все словом силы Своей; услышал голос не богоносного человека, но Бога вочеловечшегося;
     - Господь же, прежде Креста, Своим повелением воздвиг троих из мертвых: сего сына вдовы, дочь начальника синагоги и четверодневного Лазаря; будучи же на кресте, Он воскресил многих, которые и явились многим;
     - когда мы делаем добрые дела, то должны делать их по возможности лично, внимательно и благодушно; а не через других, небрежно и с досадою, лишь бы только поскорее избавиться от того, кому творим дело милосердия;
     - Христу удалось заботливым поведением по отношению к сыну и матери устранить боязнь злых духов и волшебства, но потому-то страх все-таки остался. Однако сие был благой страх. Ибо сие был страх Божий, вызвавший благодарения и славословия Богу;
     - чудо воскресения сына вдовы из Наина и было сотворено сколь по милосердию к скорбящей матери, столь и для того, чтобы помочь нашей вере в последнее и всеобщее воскресение.


ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:

     - чем отличается плач христиан и плач язычников или безбожников?
     - почему Богочеловек, презрев Иудейский закон, который нечистыми назвал касающихся мертваго тела, или дома, или пожитков его, приступил к мертвому и коснулся одра, называемаго, то есть, гробом?
     - зачем евангелист подчеркивает, что юноша сразу после воскресения стал говорить?


     Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ зачал Апостола и Евангелия, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:
Евангельское чтение:
     - Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Какие чувства должны возбуждаться в нас при взгляде на гроб юности?
     - Высокое достоинство материнской любви;
     - О греховной смерти;
     - Об обязанностях детей к родителям;
     - Неверие современных саддукеев в воскресение мертвых;
     - Утешение христианина в тяжких семейных потерях;
     - Христианская скорбь о почивших родных и друзьях;
     - Неизвестность смертного часа благодетельна для нас;
     - Чего заслуживают честные и благородные вдовы;
     - Утешение родителей в ранней разлуке с своими детьми.


тебЁ гlю, востaни!

Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 21 октября 2018 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.

подписка на новости сайта - просто введите Ваш email:
на указанную почту поступит письмо для подтверждения подписки (проверяйте папку "спам" - письмо может попасть и туда)

богословские курсы ВКонтакте

Часто задаваемые вопросы

     Обучение на наших богословских курсах бесплатное.

     Для подготовки священнослужителей существуют специальные учебные заведения. На курсы приглашаются все желающие расширить свои знания о православной Вере. Наша задача - борьба с духовным невежеством и помощь в более глубоком изучении основных богословских предметов.

     Для поступления на курсы никакие документы не нужны. Необходимо только Ваше желание познать основы православия.

     Нет, документов мы не выдаем. Наша задача: помочь Вам в изучении Ветхого и Нового Завета, общецерковной истории и истории Русской Православной Церкви, творений Святых Отцов церкви (патрология), особенностях сект, ересей, раскола (сектоведение).

     Если Вы желаете побороть духовное невежество и прийти к истинной Вере - советуем Вам посещать наши курсы.

     На наших курсах обучались многие люди, которые ранее были протестантами, посещали различные религиозные "кружки". Если Вы запутались в религиозном самоосознании и хотите познать православие - приходите. Наши преподаватели - священники Собора, которые имеют высшее богословское образование и большой опыт преподавания религиозных дисциплин.

Текущая дата:

Праздник:

Текущая неделя:

Пост:

День памяти святых:

Евангельские чтения дня:

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года:

Актуальные вопросы

Подписка на новости сайта - введите Ваш email:

на указанную почту поступит письмо для подтверждения подписки (проверяйте папку "спам" - письмо может попасть и туда)

Анонс

Создан раздел "Словари", в котором опубликован Словарь малопонятных слов, встречающихся при чтении Псалтири и молитв

Годовой круг богослужений

Годовой круг богослужений

Братия и сестры,

Церко́вный год – цикличная система постов, праздников и рядовых дней, составляющая основу богослужебной жизни Церкви. Церковный год начинается 1 (14) сентября. В этот день празднуется церковное новолетие.

Богослужебная жизнь христианина идет не по календарным датам, а по церковным праздникам. К важнейшим праздникам года Церковь готовит своих членов многодневными постами:
Великий пост заканчивается на Пасху,
Успенский и Рождественский предваряют соответствующие праздники,
а Петровский – память святых апостолов Петра и Павла.

Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги:

- неподвижный годовой богослужебный круг: связанный с солнечным календарем, включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых.
- подвижный годовой богослужебный круг: связанный с лунным календарем, включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и Пятидесятницы.
- каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям: праздникам и постам.

Публикации

По просьбам прихожан и слушателей курсов теперь мы будем публиковать материалы, посвященные особенностям грядущего воскресного дня, по четвергам, чтобы Вы могли заранее подготовиться к главному для каждого православного христианина богослужению недельного круга - Божественной Литургии.
Также будут размещены статьи о двенадцати великих праздниках, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми и о пяти великих недвунадесятых праздниках:

Двунадесятые переходящие праздники

отмечаются в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи:
Вход Господень в Иерусалим - за неделю до Пасхи Вознесение Господне - 40-й день после Пасхи День Святой Троицы, или Пятидесятница - 50-й день после Пасхи

Двунадесятые непереходящие праздники

отмечаются каждый год в одни и те же числа месяца, по старому стилю (юлианский календарь) / по новому стилю (григорианский календарь):
Рождество Христово - 25 декабря (7 января) Богоявление, или Крещение Господне - 6 (19) января Сретение Господне - 2 (15) февраля Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта (7 апреля) Преображение Господне - 6 (19) августа Успение Пресвятой Богородицы - 15 (28) августа Рождество Пресвятой Богородицы - 8 (21) сентября Воздвижение Креста Господня - 14 (27) сентября Введение во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября (4 декабря)

Великие недвунадесятые праздники:

Обрезание Господне и память свт. Василия Великого - 1 (14) января Рождество Иоанна Предтечи - 24 июня (7 июля) Святых первоверховных апостолов Петра и Павла - 29 июня (12 июля) Усекновение главы Иоанна Предтечи - 29 августа (11 сентября) Покров Пресвятой Богородицы - 1 (14) октября

Информационная поддержка

Учебные материалы по предметам

Наши преподаватели размещают на сайте конспекты лекций по изучаемым предметам, а также дополнительные материалы для самостоятельного изучения.

Подробно

Творчество слушателей курсов

Наши слушатели размещают на сайте свои рефераты, доклады, статьи по изучаемым предметам. Постоянно пополняется медиатека: книги, аудио и видео материалы.

Подробно

Ответы на вопросы слушателей

Мы размещаем на сайте ответы наших преподавателей на наиболее часто задаваемые вопросы слушателей курсов по изучаемым предметам.

Подробно


Свято-Екатерининский кафедральный собор

Предметы

Анонс

Братья и сестры, мы начинаем публиковать текст Ветхого Завета с толкованиями Святых Отцов Церкви и известных богословов.
Текст Писания приведен в синодальном переводе, на церковнославянском языке (транслитерация гражданским шрифтом), на церковнославянском языке (шрифт TriodionUcsRegular).
Глава 1 Книги "Бытие" посвящена описанию первых шести дней божественного творения мира. Приведены толкования каждого стиха первой главы
святителя Иоанна Златоуста,
святителя Григория Нисского,
преподобного Ефрема Сирина, преподобного Иоанна Дамаскина, преподобного Антония Великого, преподобного Максима Исповедника, российского библеиста Александра Павловича Лопухина.
В ближайшее время будет опубликован основополагающий труд святителя Василия Великого "Беседы на Шестоднев".
Ветхий Завет. Бытие. Глава 1 с толкованиями

Видео о наших курсах

Новости

Подписка на новости сайта - введите Ваш email:






Каталог Православных сайтов Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое. Притчи детские ребусы LiveRSS: Каталог русскоязычных RSS-каналов Каталог блогов Blogdir.ru Каталог ссылок, Top 100. Официальные сайты фирм: каталог предприятий, адреса и телефоны организаций, сведения о предприятиях Тренинги и семинары Краснодара — Самопознание.ру МобиЛента.RU

Материалы, размещенные на сайте, предназначены для использования в учебных целях