Первая седмица Великого поста

подписка на новости сайта - просто введите Ваш email:
на указанную почту поступит письмо для подтверждения подписки (проверяйте папку "спам" - письмо может попасть и туда)

богословские курсы ВКонтакте

Седмица: церковнославянское название недели, семидневного календарного цикла, причем отсчет начинается с воскресенья.
Неделя: в церковнославянском языке, который является богослужебном языком Русской православной церкви, название воскресного дня: первого (а не последнего!) дня седмицы.

Первая седмица Великого поста

     Читайте подробное описание апостольского и евангельского чтения на Божественной литургии в неделю Торжества Православия с толкованиями Святых Отцов и Учителей Церкви:

Первая неделя Великого поста: Торжество Православия

Торжество Православия — торжество здравого смысла

     В этом названии Церковь хранит память о победе над ересью иконоборчества, сутью которой было отрицание почитания икон. В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. Результатом этого решения стало уничтожение тысяч икон, а также мозаик, фресок, изваяний святых и расписных алтарей во многих храмах. Иконоборчество было официально признано в 754 году на так называемом Иконоборческом соборе при поддержке императора Константина V Копронима, сурово ополчившегося на православных почитателей икон, особенно монахов. По своей жестокости иконоборческие гонения были сопоставимы с гонениями на Церковь языческих императоров Диоклетиана и Нерона. По свидетельству летописца Феофана, современника этих печальных событий, император:

«…многих монахов умертвил ударами бичей, и даже мечем, и бесчисленное множество ослепил; у некоторых обмазывали бороду спуском воска и масла, подпускал огонь и таким образом обжигал лица их и головы; иных после многих мучений отсылал в изгнание»
императрица Феодора

     Борьба с иконопочитанием растянулась почти на столетие, и прекратилась лишь в 843 году, когда по инициативе императрицы Феодоры в Константинополе был созван собор, на котором было решено восстановить почитание икон в Церкви. После того как собор осудил еретиков-иконоборцев, Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. В тот день патриарх, митрополиты, игумены монастырей, священники и огромное множество мирян впервые за много десятилетий открыто вышли на улицы столицы с иконами в руках. К ним присоединилась и сама императрица Феодора. В воспоминание об этом событии ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое Торжеством Православия.

Первая седмица Великого поста

Все знают, что Великий пост начинается с понедельника. Почему?

     Ведь согласно библейскому и церковному счету дней – это уже второй (!) день недели как семидневного календарного цикла. Да просто потому, что период покаяния и плача о своих грехах не может начинаться с праздничной «Малой пасхи», как именуется каждый воскресный день, отмечаемый торжественной Литургией и сопровождающим ее радостным пением! Отсюда проистекает вполне понятная путаница для желающего уяснить структурные особенности нашего великопостного цикла. Действительно, минувшая Неделя сыропустная (или Прощеное воскресенье, 13 марта в 2016 г.), – это уже четвертая (!) «неделя» подготовительного к посту периода. Но ведь сам этот период состоит из трех недель в обычном понимании (точнее – из трех недель, 21-го дня, плюс еще одного, 22-го дня, – Прощеного воскресенья!).

     Чтобы разрешить это кажущееся противоречие, вспомним, что в церковном календарном обиходе слово неделя означает только один день – воскресенье (славянское неделя происходит от словосочетания не делати – то есть «не работать», но посвящать этот священный день Богу). Поэтому Великий пост начинается не с праздничного воскресенья, но с будничного понедельника (само его название означает по неделе, т. е. после недели!). Соответственно, первая великопостная неделя (= воскресенье) наступает лишь на седьмой день: это первое воскресенье внутри великопостного периода посвящено Торжеству Православия. Вполне понятно, что и заканчивается Великий пост тоже «будним» днем (в кавычках, потому что речь идет о формальном месте этого дня внутри семидневного недельного цикла, а не о его христианском содержании!). Таково «богословие времени»: великопостный покаянный период начинается с понедельника, а праздничный Пасхальный цикл – с главного в году Воскресения (Пасхи)! И сам этот День – это первая пасхальная неделя. Следующее воскресенье – это уже вторая пасхальная неделя и т. д..

Великое повечерие с каноном Андрея Критского

Великое повечерие с каноном Андрея Критского

     В будние дни Великого поста и в дни малых постов, когда совершается служба с Аллилуйя, а также в те дни года, когда вечерня служится во второй половине дня (например, Рождественский и Крещенский сочельник), Устав назначает совершение великого повечерия. В первые четыре дня Великого поста великое повечерие совершается с чтением канона преподобного Андрея Критского, причем он разделен на четыре части.

     Чин великого повечерия состоит в основном из псалмов и распадается на три части.
Первая часть включает шесть псалмов и яркое песнопение С нами Бог из книги пророка Исайи.
Вторая часть также включает псалмы и взятую из 2-й книги Паралипоменон Ветхого Завета молитву царя Манасии.
В третью часть входят псалмы и славословие, после которого поется Богородичный канон и особое песнопение "Господи сил, с нами буди..." со стихами 150-го псалма. Устав указывает петь их "велегласно и косно", т.е. очень громко и медленно.

     В первые четыре дня Великого поста на великом повечерии назначается канон Андрея Критского, но не в заключительной части, а в самой первой. Начинается служба так: "Благословен Бог...", обычное начало и 69-й псалом, который находится в третьей части великого повечерия, но в эти четыре дня переносится на начало, и тогда на своем обычном месте уже не повторяется. После 69-го псалма сразу следует чтение канона прп. Андрея Критского.

     Великий канон – это чудо всей церковной гимнографии, это тексты удивительной силы и красоты. Начинается он текстом, обращенным ко Христу:

"Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?"

с чего же начать мне каяться, ведь это так трудно. Затем следует знаменитый тропарь:

"Гряди, окаянная душе, с плотию твоею. Зиждителю всех исповеждься..."

Удивительные слова, тут и христианская антропология, и аскетика: плоть тоже должна участвовать в покаянии, как неотъемлемая часть человеческого естества.

По своему содержанию Великий канон представляет собой беседу кающегося с собственной душой и с первых же слов следует обращение к своей душе:

"Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы"

Своего апогея эта беседа с душой, постоянные уговоры ее, призывы покаяться, достигают в кондаке, который поется после 6-й песни:

"Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися, воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый, и вся исполняяй"

К основным особенностям Великого канона мы должны отнести очень широкое использование образов и сюжетов из Св. Писания, как Ветхого, так и Нового Завета. На этих примерах постоянно происходит увещание души – вспомни этого праведника, он так угодил Богу, вспомни этого праведника, он так угодил – ты ничего подобного не сделала.

В первых же тропарях воспоминаются Адам и Ева, вспоминается великое множество библейских персонажей: Моисей, Аарон, Авраам, Иосиф. 0б одних говорится в положительном смысле, о других в отрицательном, кому-то нужно подражать, а кому-то нет.

"Колесничник Илия, колесницею добродетелей вшед яко на Небеса, ношашеся превыше иногда от земных. Сего убо, душе моя, восход помышляй"

помышляй, душа моя, о восхождении ветхозаветных праведников.

"Гиезиев подражала еси, окаянная, разум скверный всегда, душе, егоже сребролюбие отложи поне на старость, бегай геенскаго огня, отступивши злых твоих"

хотя бы в старости отринь сребролюбие Гиезии, душа, и оставив свои злодеяния, избегай геенского огня. Как видите, тексты довольно трудные, поэтому к восприятию Великого канона необходимо заранее готовиться.

     В заключительной песни первого дня после всех воспоминаний следуют тропари удивительной силы:

"Закон изнеможе, празднует Евангелие, писание же все в тебе небрежено бысть, пророцы изнемогоша, и все праведное слово: струпи твоя, о душе, умножишася не сущу врачу исцеляющему тя"

нечего вспоминать из Ветхого Завета, все бесполезно. Буду приводить тебе примеры из Нового Завета, может быть, тогда ты покаешься:

"Новаго привожду ти писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению: праведным убо поревнуй, грешных же отвращайся, и умилостиви Христа молитвами же и пощеньми и чистотою и гонением".

     Самые страшные грешники покаялись и придут в Царство Небесное прежде тебя:

"Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы: душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее и мытарие и прелюбодее кающийся"

     Великий канон, всеми средствами подвигая нас к покаянию, в последних тропарях как бы открывает нам свою "методику": как я с тобой беседовал, душа, и праведников ветхозаветных тебе напоминал, и новозаветные образы тебе в пример приводил, и все напрасно:

"ихже не поревновала еси, душе, ни деянием, ни житию: но горе тебе, внегда будеши судитися"

Горе тебе, когда предстанешь на суд!

     В конце великого повечерия положен чин прощения, похожий на тот, который совершался в неделю вечера. Указано после последних молитв великого повечерия:

"Творит предстоятель поклон земный, глаголя братии: благословите отцы святии, простите ми грешному, елика согреших словом, делом и всеми моими чувствы". Братия: "Бог простит тебе, отче святый".

     Так богослужение первой седмицы вводит нас в Великий пост, воспитывает, вдохновляет, увещевает, направляя на постный подвиг.

Чтение канона Андрея Критского

     Обязательно ли присутствовать православным во время чтения этого канона? Есть какие-то канонические правила?

     В канонической традиции Православной Церкви говорится о необходимости присутствия на Литургии. В отношении канона Андрея Критского таких предписаний нет. Но следует понимать, что ведь важен не принцип обязательности (как говорится, «невольник – не богомольник», никто никого силком вести не будет), а желание и решение быть во время богослужения в Церкви. Безусловно, есть целый ряд факторов, которые могут повлиять: работа, командировки, болезни, здоровье ближних, неотложные дела и т. п. Вот как раз желание быть причастным к богослужебной жизни Церкви проверяется в подобной ситуации, когда, с одной стороны, есть все эти неотложные и весомые причины, с другой, желание хотя бы первую седмицу присутствовать на всех богослужениях.

     Можно привести такое сравнение: человек выделяет время для занятия спортом или посещения курсов, но если речь заходит о богослужении, находится тысяча аргументов, почему не идти в храм: ноги болят, спина болит, хромой, слепой, далеко ехать, ничего не понятно и т. д. Это отговорки. Люди, устав от работы, находят время ходить в конце рабочего дня, скажем, на курсы иностранных языков. Где тоже не все понятно, но тем не менее готовы тратить время и силы, чтобы понять язык, но почему-то в ситуации, когда не понятно, что в храме читают, не тратят время и силы на то, чтобы понять, а принимают радикальное решение – вообще не буду ходить. Такое поведение нелогичное. Если человек заинтересован в понимании читаемого на богослужении, то он найдет возможность разобраться и понять. В общем, как говорится, «кто хочет, ищет возможности, а кто не хочет, ищет причины».

     В жизни действительно много забот, люди вросли в суету мирских дел, и Великий пост как раз тот период, когда хотя бы малую часть своего времени нужно выделить и посвятить Богу. По этому поводу есть интересная мысль у Григория Двоеслова, который рассматривает Великий пост как десятину от года, которую нужно отдать Богу. Действительно, если не учитывать воскресные дни, когда послабляется пост, и Страстную седмицу (которая в уставе рассматривается отдельно от святой Четыредесятницы), то получается 36 дней, т. е. практически десятина года.

     Великий канон – это еще одна из немногих возможностей коленопреклоненной молитвы. Не так много служб, где всем храмом совершаются земные поклоны. Расскажите об этой особенности.

     Коленопреклонение в Православной Церкви связано с сугубым сокрушением сердца, с покаянием. Например, делать земные поклоны в дни радости неправильно, не предписано Уставом. Например, в пасхальные дни поклоны отменяются. Но во время Великого поста, в период усиленного подвига, напоминания о покаянии, нужно действовать сообразно состоянию. Безусловно, что коленопреклонение вводит нас в атмосферу покаяния. Поэтому по возможности нужно делать земные поклоны: во время молитвы прп. Ефрема Сирина, после каждого тропаря Великого канона прп. Андрея Критского. В свое время это была повсеместная практика, потом в силу разных обстоятельств не во всех храмах она присутствовала. Тем не менее сейчас, в первую седмицу Великого поста, прихожане Киево-Печерской Лавры и многих приходских храмов, от мала до велика, делают земные поклоны на каждый тропарь Великого канона свт. Андрея.


из беседы с архимандритом Сильвестром (Стойчев) о великопостных богослужениях (по материалам praflife.org)

     Почти во всех храмах Великий канон читается обычно в 18:00, чтобы люди успели после работы в церковь. Но бывают ситуации, когда нет никакой возможности все вечера быть в храме. Тогда очень полезно и хорошо будет читать канон дома. Ниже Вы можете скачать тексты канона как на каждый день первой седмицы, так и полный текст канона.


Канон Андрея Критского в понедельник первой недели Великого Поста

скачать, формат pdf

Канон Андрея Критского во вторник первой недели Великого Поста

скачать, формат pdf

Канон Андрея Критского среду первой недели Великого Поста

скачать, формат pdf

Канон Андрея Критского в четверг первой недели Великого Поста

скачать, формат pdf


Полный текст канона Андрея Критского на церковнославянском языке (ц/сл. шрифт) скачать, формат pdf

Полный текст канона Андрея Критского на церковнославянском языке (гражданский шрифт с параллельным переводом) скачать, формат pdf


Поми1луй мS, б9е, поми1луй мS

Создание и сопровождение сайта:   Студия AleGrans.ru