"Охридский пролог" святителя Николая Сербского:
жития святых, беседы, проповеди на каждый день года

В начало

Дата:
Неделя:
Пост:
День памяти святых:
Апостольские и Евангельские чтения дня:
подписка на новости сайта - просто введите Ваш email:
на указанную почту поступит письмо для подтверждения подписки (проверяйте папку "спам" - письмо может попасть и туда)

богословские курсы ВКонтакте
святитель Николай Сербский

     Что такое «Охридский пролог»?

     Про́лог (др.-греч. πρό-λογος — предисловие, от др.-греч. πρό — впереди, перед + др.-греч. λόγος — слово, речь) — славяно-русский церковно-учительный сборник, иначе именуемый Синакса́рь или Синакса́рий. Свод сокращенных житий святых, а также поучительных слов Василия Великого, Иоанна Златоуста и других святых, в котором они расположены по дням года. Название Про́лог произошло оттого, что переводчики этой книги на церковнославянский язык восприняли соответствующий подзаголовок: «Πρόλογος» («Предисловие») как название всего сборника.

     «Охридский пролог» является самым важным и значимым произведением святителя Николая Сербского (Велимировича, 1880‒1956), епископа Охридского и Жичского Сербской православной церкви, святого, канонизированного в 2003 году (день памяти 3 мая (20 апреля ст.ст.).

Духовные искания

     Святитель Николай Сербский (мирское имя – Никола Велимирович) родился на территории Западной Сербии, в селении Лелич, в многодетной крестьянской семье, 23 декабря 1880 года.

     Родители Николы, Драгомир и Екатерина, были простыми в общении людьми, глубоко набожными. Дети (всего их было девять), воспитывались во взаимной любви, в духе христианских традиций.

     Заботясь о должном образовании Николы, родители отдали его на обучение в школу при обители Челие. Здесь он сумел проявить свои дарования и добиться первых успехов.

     Затем он был зачислен в Валевскую гимназию, а окончив её, продолжил образование в Белградской семинарии.

     За хорошие достижения в учёбе Никола удостоился стипендии, что позволило ему продолжить обучение в Берне, на Старокатолическом факультете.

     Учился он очень охотно, ответственно и прилежно. В возрасте 28 лет сподобился заслужить степень доктора богословия.

     Не желая останавливаться на достигнутом, Никола Велимирович поступил в Оксфордский университет, на философский Факультет. Результатом его обучения там стала защита очередного доктората, философского.

Монашеский путь

     Когда он вернулся в Отечество, его приняли на работу в Белградскую семинарию. Здесь он занимался преподавательской деятельностью. Благодаря блестящей подготовленности и умению подавать материал в доступной форме, среди студентов пользовался уважением.

     Помимо преподавания, Никола Велимирович активно сотрудничал с церковными изданиями: публиковали статьи разной религиозной направленности.

     Когда он подвергся тяжёлой болезни – дал обет, что в случае, если выздоровеет, посвятит свою жизнь Богу. Так и произошло: болезнь, неожиданно для окружающих, отступила; а Никола принял монашество и новое имя – Николай. Постриг состоялся в обители Раковиц (Раковица).

     В 1910 году отец Николай стал студентом Санкт-Петербургской духовной академии. При этом он не поставил в известность администрацию, что закончил два видных европейских университета.

     Обучаясь в академии, он вёл себя скромно, но его образованность говорила сама за себя. Он не раз вызывал удивление профессорско-преподавательского состава, а на одном из академических вечеров так изумил своей речью собравшихся, что вызвал всеобщее восхищение и восторг.

     При этом он обратил на себя внимание архиерея Антония (Вадковского), митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. После этого случая владыка выхлопотал для отца Николая пособие, чтобы тот смог отправиться в путешествие по стране. Путешествие помогло ему лучше узнать русский народ. Впоследствии он высказывался о России с теплом и любовью.

     По возвращении отца Николая в Сербию, грянула Первая Мировая война. Во время войны он не раз посещал места расположений воинских подразделений, как мог укреплял веру сербских бойцов, вдохновлял их на ратные подвиги, исповедовал, причащал Святых Тайн. Кроме того, радея о соотечественниках, он регулярно жертвовал своё жалование на нужды раненых.

     Достойно удивления, что после завершения войны отец Николай предрёк воспламенение в будущем очередного крупномасштабного конфликта. Одной из центральных причин этого конфликта он считал удаление европейцев от Бога.

Епископское служение

     В 1920 году отец Николай был рукоположен во епископа Охридского. На этом этапе служения он с ещё большей ревностью предавался монашескому деланию, много проповедовал, регулярно участвовал в богослужениях, занимался литературным трудом.

     Контролируя вверенное ему духовенство и состояние дел, постоянно перемещался по территории своей епархии, посещал самые дальние приходы. Во время таких путешествий он знакомился с нуждами жителей и по мере возможностей оказывал им надлежащее архиерейское содействие: способствовал восстановлению храмов, разрушенных в результате войны, помогал монастырям, организовывал сиротские дома.

     В 1924 год святитель, с благословения начальства, принял во временное управление Американскую епархию (функционировавшую при Сербском Патриархате). Эту миссию он исполнял вплоть до 1926 года.

     В связи с охлаждением множества сербов к христианским обязанностям, а также и с целью противодействия нараставшим в стране сектантским настроениям, святитель организовал и лично возглавил движение, направленное на активизацию населения в области церковной деятельности. Это движение получило характерное название «Богомольческое». Вскоре оно охватило собой всю территорию Сербии.

     В 1934 году Николай Сербский был возведен на Жичскую кафедру. Здесь, как и в Охридской епархии, он занимался просветительством, упорядочением церковной жизни, регулированием деятельности монастырей.

     Много усилий было приложено для восстановления церквей. Особой заслугой святителя было способствование обновлению древней обители «Жича», одного из известнейших центров духовности и православной культуры.

Военные и послевоенные годы

     Во время Второй Мировой войны святитель, по распоряжению командования оккупационных войск, был ограничен в свободе. Существуют свидетельства, что в конце 1942 года он пребывал в заточении в обители Войловица. Несмотря на трудности, здесь ему удавалось священнодействовать и работать.

     Позднее он оказался вместе с Сербским Патриархом в одном из наиболее страшных концентрационных лагерей: в фашистском Дахау. Всё время пребывания там он спасался молитвой, надеждой и упованием на Божественное Проведение.

     В мае 1945 года святитель был освобожден из заключения войсками союзников (американской армией).

     К тому времени к власти в Югославии пришли атеисты. Как ни желал Николай Сербский вернуться служить на свою Родину, как ни скорбел об Отечестве, но обстоятельства располагали к другому.

     По воле Божьей он оказался в Америке, в статусе эмигранта. Здесь он продолжал проповедовать о Христе, участвовать в богослужениях, заниматься писательской деятельностью.

     На своей Родине он был объявлен пособником оккупантов (несмотря на то, что сам претерпел от них много страданий), а его литературные труды были поставлены под жёсткий цензурный запрет.

     В последние дни своей жизни Николай Сербский нашёл приют в русском Тихоновском монастыре (штат Пенсильвания). 18 марта 1956 года он почил с молитвой на устах.

     Тело святителя было перенесено с почестями в сербскую обитель святого Саввы (штат Иллинойс), а затем захоронено на территории местного кладбища.

Творческое наследие

     Святитель Николай Сербский известен как один из наиболее ортодоксальных церковных мыслителей. Список его сочинений достаточно обширен. Среди них большей известностью пользуются: Беседы, Библейские темы, Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви, Во что мы верим? Объяснение Символа веры, Десять Божиих заповедей, Индийские письма, Миссионерские письма, Любостыньский стослов, О трех самых важных вещах. Избранные письма духовным детям, Мысли о добре и зле, Слово о Законе, Толкование молитвы Господней: Отче наш..., Толкование заповедей блаженства, Феодул, или Раб Божий, Чудеса Божии и др.

Бог и вера:

От Бога нас отделяет ложь, и только ложь... Ложные мысли, ложные слова, ложные чувства, ложные желания - вот совокупность лжи, ведущая нас к небытию, иллюзиям и отречению от Бога
По мере нравственного очищения человека истины веры открываются ему всё яснее.
Солнце отражается в чистых водах, а небо – в чистом сердце.
Люди не верят вере, проповедуемой маловерными.
Вера Христова — опыт, навык, а не теория и не людское мудрование.
Ту пустоту, которая остается в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить.
...не спеши казнить безбожника: он нашел своего палача в самом себе; самого беспощадного, какой только может быть в этом мире.
Из всех благ на земле люди больше всего любят жизнь. Любят они ее даже больше истины, хотя без истины и нет жизни. Следовательно, жизнь - это высшее благо, а истина - основание жизни.
Смерть не естественна, а противоестественна.
И смерть идет не от природы, а против природы...
Протест природы против смерти превозмогает все надуманные оправдания смерти.
Даже наихудший человек трижды в жизни вспоминает о Боге: когда видит праведника, страдающего по его вине, когда он сам терпит скорби по чужой вине и когда наступает для него час смерти.
Истина открывается любви
Искать истину - значит искать предмет любви. Искать же истину, чтобы сделать ее орудием, - значит искать истину ради прелюбодейства. Тем, кто ищет ее ради этого, истина бросает кость, но сама бежит от него за тридевять земель.
Откроет ли человек глаза и обратит взор на себя — увидит Бога, закроет ли их и всмотрится в себя — опять увидит Бога: и тело его, и дух носят в себе и являют собой два пути богопознания.
День и ночь.
Если ткать днем, а ночью распускать, никогда не соткать.
Если строить днем, а ночью разрушать, никогда не построить.
Если молиться Богу, а делать пред Ним злое, никогда ни соткать, ни построить дом своей души.

Добро и зло:

Только сильный решается делать добро.
Испокон веков волки задирали овец, но никогда еще ни одна овца не задрала волка, однако же в мире всегда больше овец, чем волков.
Когда зло выбросит и последнюю карту, добро будет еще одну держать в руках.
Все зло, которое люди творят под Небом - это исповедь немощи и бессилия.
Господь ищет созидателей, а не разрушителей. Ибо созидающий добро — тем самым разрушает зло. А тот, кто пустится разрушать зло — быстро забудет о созидании добра и превратится в злодея.
Без стойкости в добре никто не может почувствовать подлинного удовлетворения жизнью. Ведь на пути к добру сначала вкушаешь горькое и лишь потом сладкое.
Если безбожник бросает тебе вызов, или поносят тебя безумцы, или гонят озлобленные люди - считай всё это делом дьявола, ибо человек по природе набожен, умен и добр.
Именно дьявол вызывает тебя на долгие споры и бесплодные разговоры. Сделай благое дело во имя Христово - и дьявол убежит от тебя. Тогда ты будешь иметь дело с настоящими людьми: благочестивыми, умными, добрыми.
Никто под солнцем не велик, кроме того, что верит в окончательную победу добра. Впрочем, без такой веры никто со всей серьезностью не верит и в Бога. Эти две веры соотносятся так же, как солнечный свет и солнце.
Там, где есть мужество, зло - покорный подданный; там, где его нет, зло - суверен.
Зло мы навлекаем на себя с помощью такого же зла, живущего в нас самих.

Грех:

В человеке только грех — подлинное зло, а вне греха зла не существует.
Следует опасаться не столько самого греха, сколько его власти над человеком.
Человеку трудно не грешить, но он должен прилагать всё старание к тому, чтобы избежать пленения грехом.
Над грехом способен возвысится только тот, кто стоит выше смерти.
Но чем больше кто-то боится смерти, тем меньше он боится греха.
...какой ужас, если твой день - то, что внешнее, твоя ночь - то, что внутри!
Желание — семя греха.
Сомнение и отчаяние суть два червя, развивающиеся из личинок греха.
Против трех нездоровых состояний души святой апостол выставляет три ее здоровых качества: против гордости — смирение, против гневливости — кротость, против малодушия — долготерпение.
Ненавидь зло, а не человека, делающего злое, потому что он болен. Если можешь, лечи этого больного, а не убивай его своим презрением.
Грешник легче понимает, терпит и переносит грешника, чем праведника.

Вражда и обида:

Человек ненавидит того, против кого согрешает. Когда человек догадается, что такой-то знает о его тайном грехе, то его поначалу охватывает страх перед этим сокровенным свидетелем. Страх быстро переходит в ненависть, а ненависть совсем ослепляет.
Никто так не боится мук, как мучающий других.

Слабость:

Преступление всегда слабость. Преступник - трус, а не герой. Потому всегда смотри на своего обидчика как на более слабого; как не станешь мстить малому ребенку, так же не мсти никому ни за какую обиду. Ибо она рождается не от зла, но от слабости. Так ты сохранишь свою силу и будешь подобен спокойному морю, которое никогда не выйдет из берегов, чтобы утопить безрассудного, бросающего в него камень.

Гордыня и смирение:

Гордость — поистине дочь глупости...
Гордость сродни надувшемуся пузырю, лопающемуся от слабейшего прикосновения иглы. Малейший укол судьбы превращает ее в отчаяние.
Грустно это — не сметь посмотреть в зеркало, но опасно не отводить от него глаз.

Зависть:

Первым грехом, проявившемся в мире духов, была зависть.
Зависть никогда не выступает под своим подлинным именем.

Богатство:

Богатство — благо, когда его можно обратить в доброе дело.
Богатство — зло, когда, вместо того чтобы наделить человека свободой, оно ставит своего собственника себе в услужение.
Те, кто не умел делиться богатством, пока им обладал, должен будет научиться просить, когда оно будет у него отнято.

Эгоизм и альтруизм, любовь и милосердие:

Научившийся быть благодарным научится быть и милостивым. А милостивый человек свободнее шагает по этому миру.
Живя ради других, мы не отказываемся от своей собственной жизни, а, наоборот, расширяем ее границы.

Героизм и эгоизм:

Не верь теориям и разговорам о законе эгоизма. Его не существует. Господь правит миром, а люди - род Божий.
Человек, прыгнувший в поток, чтобы спасти тонущего, в один миг уничтожает все эти теории и пресекает такие разговоры.
Когда угасает любовь, люди ищут справедливости.

Мир:

Люди, не видящие мир в себе, не увидят свое место в мире.
Мы не просто очевидцы этой жизни, мы все ее участники. А потому, что бы ни случилось в мире - это происходит и со мной.
Мала эта земля, но будьте вы великими, чтобы своим ростом восполнить ее незначительность.

Человек:

Невежды утверждают, что ноги носят голову, тогда как знатокам известно обратное: именно голова носит ноги.
Добрая воля в человеке — это сила созидающая, стихословящая и поющая.
Имеющий великое имеет и малое.
Никто не велик, если не держится кого-то величайшего.
Глазами каждого человека на тебя взирают миллионы его предков. — Смотри и виждь!
Они говорят и его устами. — Прислушайся!
Каждый дух раскрывает себя в своем творении, и каждая тварь выражает себя через присущее ей действие.
Ни офицерский мундир не сделает вас храбрым, ни священническая ряса - милосердным, ни судейская тога - справедливым, ни министерское кресло - сильным, если ваша душа не изобилует ни мужеством, ни состраданием, ни праведностью, ни крепостью.
Первый голод человека — алкание истины.
Второй голод нашей души — алкание правды.
Третий ее голод — алкание чистоты.
Страх перед самим собой.
Кто никогда не испугался самого себя, тот не знает страха. Ибо все чудовища внешние, которых человек страшится, находятся внутри него самого, причем в неразбавленной эссенции.

Женщина:

Если высказать всю истину, то мы должны будем признать, что всё зло в мир сей вошло через жену, но от Жены пришло и спасение мира.

Брак:

Бог благословил брак сначала в раю, а затем в Кане [Галилейской]. В браке две плоти становятся плотью единой, два храма Духа Святого обретают единый кров.

Воспитание:

Чем дольше мать лелеет и качает свое дитя на руках, тем позже оно начинает ходить.
Вы громко и злобно кричите, что нужно выбросить преподавание веры из школы. Пусть-де молодежи вдоволь рассказывают о кровавом Нероне и изувере Калигуле, только чтобы не упоминали о спасительном имени Иисуса Христа.

Жизнь:

Дни поражений тяжелее забыть, чем дни побед.

Христианство:

Главных евангельских идеи — три: идея братства, идея свободы и идея любви. Как три шелковых нити, проходят они через все четыре Евангелия.
Когда в душах людей угасают лампады и свечи, фимиам превращается в удушающий дым, а сердце, сделавшись холодным и твердым, как камень, перестаёт быть алтарем любви, - тогда и стены храма уже не радуют Бога.

Государство:

Власть — это великое искушение, и мало тех, кто способен ему противостоять.
Не бывает ни деспотов без людей трусливых, ни героев без милости.
Закон — паяц силы.
Борьба за власть и право — болезненное явление в человеческой истории.

     По сравнению с древнерусским Про́логом описания дополнены житиями святых, канонизированных на протяжении последних двухсот лет. Помимо кратких житий святых, для каждого дня в году Владыка поместил на страницах Пролога написанное им лирическое стихотворение, а также такие дидактические и толковательные материалы, как рассуждение, созерцание и беседа.

     Стихотворения, описывающие какое-нибудь событие из жизни святого, его мученическую кончину, посмертные чудеса и т.д., отличаются и художественными достоинствами, и пригодностью для певческого исполнения. Многие из них в храмах Сербской Православной Церкви исполняются вместо причастна, пользуясь широкой популярностью среди верующих.

     Рассуждение главным образом посвящено описанию какой-нибудь поучительной подробности из жизни святого, славимого в определенный день, или подробности из Священного Предания, связанные с событием, празднуемым в тот день.

     Созерцание дает материал для размышлений и созерцаний прежде всего относительно некоторых истин Священного Писания, а потом и возможностей их применения к нашей жизни и нашему духовному возрастанию.

     Беседа – это поучительное разъяснение отрывка из Священного Писания, приведенного в начале данного структурно-композиционного элемента Пролога, заканчивающееся, как правило, короткой молитвой: "Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

     Благодаря описанным достоинствам, «Охридский пролог», как, впрочем, и другие прологи и синаксари, поистине представляет, введение в глубокую и чудную систему Науки Христианской.

Апостолы (ап.) - это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь; а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Их было сначала двенадцать, а потом еще семьдесят.

   двое из апостолов, Петр и Павел, называются Первоверховными, так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры.

   четыре апостола: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов, написавшие Евангелие, называются Евангелистами.

Бессребренники (бесср.) - служили ближним безвозмездным врачеванием болезней, т. е. без всякой платы исцеляли болезни, как телесные, так и душевные, как например: Косма и Дамиан, великомученик и целитель Пантелеимон и другие.

Благоверные (блгв.) - в праздновании памяти святых монархов и князей прославляется их подвиг, запечатленный в благочестии, милости и заботе об укреплении христианской веры, а не властные полномочия, бывшие у них в земной жизни, или родовитое происхождение. Например, Святой благоверный князь Даниил Московский, святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская.

Блаженные (юро́дивые) (блж.) - представители сонма святых подвижников, избравших особый подвиг - юродство, подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия, с целью достижения внутреннего смирения.

Великомученики (вмч., влкмч.) - умершие за святую веру после особенно тяжелых (великих) страданий, каким подвергались не все мученики, называются великомучениками, как например: св. великомученик Георгий; святые великомученицы Варвара и Екатерина и другие.

Исповедники (исп., испов.) - мученики, которые после перенесенных ими мучений, скончались мирно, называются исповедниками.

Мученики (мч.) - те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Например, св. мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

первые, пострадавшие за Христову веру были: архидиакон Стефан и св. Фекла, и потому, они называются первомучениками

Начертанные - исповедники, которым мучители писали на лице хульные слова, называются начертанными.

Новомученики (новмч., новомуч.) - христиане, принявшие мученическую кончину за исповедание веры во Христа в сравнительно недавнее время. Так Церковь именует всех пострадавших за веру в период послереволюционных гонений.

Праведные (прав.) - проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя в миру, будучи семейными людьми, как например, св. праведные Иоаким и Анна и др.

первые праведники на земле: родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами, как например: Адам, Ной, Авраам и др.

Преподобноисповедники (прп. исп., прписп.) - исповедники из числа монахов.

Преподобномученики (прмч.) - преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками.

Преподобные (прп.) - праведные люди, которые удалялись от Мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в девстве, (т. е. не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, как например: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, преподобная Анастасия и другие.

Пророки (прор.) - святые Божиии, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее и преимущественно о Спасителе; они жили до пришествия Спасителя на землю.

Равноапостольные (равноап.) - святые, которые подобно Апостолам распространяли веру Христову в разных местах, например: Мария Магдалина, первомученица Фекла, благоверные цари Константин и Елена, благоверный князь Российский Владимир, св. Нина, просветительница Грузии и др.

Святители (свт.) - епископы или архиереи, угодившие Богу своею праведною жизнью, как например; святой Николай чудотворец, св. Алексий, митрополит московский и др.

святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями, то есть учителями всей христианской Церкви.

Священноисповедники (сщисп.) - исповедники, принадлежащие к священническому чину.

Священномученики (сщмч.) - священнослужители, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками.

Столпники (столпн.) - святые подвижники, подвизавшиеся на столпе; башне или высокой площадке скалы, недоступной для посторонних.

Страстотерпцы - принявшие мученическую кончину не от гонителей христианства, но от своих единоверцев в силу их злобы, коварства, заговора. Подвиг страстотерпчества можно определить как страдание за исполнение Заповедей Божьих, в отличие от мученичества которое является страданием за свидетельство веры в Иисуса Христа (веры в Бога) во времена гонений и при попытках гонителей заставить отречься от веры. Этим именованием подчёркивается особый характер их подвига: беззлобие и непротивление врагам, что является заповедями Иисуса Христа.

Чудотворцы (чудотв.) эпитет святых, особо прославившихся даром чудотворения, заступников, к которым прибегают в надежде на помощь. Можно сказать, что все святые обладают даром чудотворения, т.к. засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.

Общепринятые сокращения

Сокращение множественного числа термина образуется, как правило, от сокращения единственного числа путём удвоения последней буквы. Пример: св. - святой, свв.- святые.

ап. — апостол
апп. — апостолы
бесср. — бессребреник, бессребреники
блгв. — благоверный (благоверная)
блгвв. — благоверные
блж. (блаж.) — блаженная, блаженный
блжж. — блаженные
вмц. (влкмц.) — великомученица
вмцц. (влкмцц.) — великомученицы
вмч. (влкмч.) — великомученик
вмчч. (влкмчч.) — великомученики
ев. — евангелист
исп. (испов.) — исповедник, исповедница
кн. — князь
кнн. — князья
кнг. — княгиня
кнж. — княжна
мч. — мученик
мчч. — мученики
мц. — мученица
мцц. (мчцц.) — мученицы
новмч. (новомуч.) — новомученик
новосвщмч. — новосвященномученик
прав. — праведный
правв. — праведные
прор. — пророк
прорр. — пророки
пророчц. — пророчица
просвет. — просветитель, просветительница
прмч. — преподобномученик
прмчч. — преподобномученики
прмц. — преподобномученица
прмцц. — преподобномученицы
прп.  — преподобный
прпп. — преподобные
прп. исп. (прписп.) — преподобноисповедник
равноап. — равноапостольный, равноапостольная
равноапп. — равноапостольные
св. — святой, святая
свв. — святые
свт. — святитель
свтт. — святители
сщисп. — священноисповедник
сщмч. — священномученик
сщмчч. — священномученики
столпн. — столпник
страст. — страстотерпец
чудотв. — чудотворец
юрод. — юродивый
святитель Николай Сербский Охридский пролог

Содержание "Охридского пролога" для выбранной даты:

1. Мученик Вонифатий

2. Святитель Григорий, епископ Омиритский

3. Святитель Вонифатий Милостивый, епископ Ферентийский

4. Преподобный Илия Муромец, Печерский, в Ближних пещерах

5. Стихотворение

6. Рассуждение

7. Созерцание

8. Проповедь о Самуиле

подробно: "Охридский пролог": 1 января (19 декабря)

1. Священномученик Игнатий Богоносец

2. Святитель Даниил, архиепископ Сербский

3. Стихотворение

4. Рассуждение

5. Созерцание

6. Проповедь о Давиде

подробно: "Охридский пролог": 2 января (20 декабря)

1. Мученица Иулиания и с нею 500 мужей и 130 жен, в Никомидии пострадавших

2. Святитель Петр, митрополит Киевский, Московский и всея Руси, чудотворец

3. Мученик Фемистоклей

4. Стихотворение

5. Рассуждение

6. Созерцание

7. Проповедь об Илии пророке

подробно: "Охридский пролог": 3 января (21 декабря)

1. Великомученица Анастасия Узорешительница

2. Mученица Феодотия с тремя детьми

3. Стихотворение

4. Рассуждение

5. Созерцание

6. Проповедь о терпеливом Иове

подробно: "Охридский пролог": 4 января (22 декабря)

1. Десять мучеников на Крите

2. Преподобный Нифонт, епископ Кипрский

3. Преподобный Наум Чудотворец, Охридский

4. Стихотворение

5. Рассуждение

6. Созерцание

7. Проповедь о пророке Данииле

подробно: "Охридский пролог": 5 января (23 декабря)

1. Преподобномученица Евгения и с нею мученики Прот, Иакинф и Клавдия

2. Преподобный Николай, воевода

3. Стихотворение

4. Рассуждение

5. Созерцание

6. Проповедь о праведном Иосифе

подробно: "Охридский пролог": 6 января (24 декабря)

1. Рождество Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

2. Стихотворение

3. Рассуждение

4. Созерцание

5. Проповедь о рождении Господа, Сына Божия

подробно: "Охридский пролог": 7 января (25 декабря)

1. Собор Пресвятой Богородицы

2. Воспоминание бегства в Египет

3. Преподобный Еварест

4. Священномученик Евфимий, епископ Сардийский

5. Преподобный Константин Синадский

6. Стихотворение

7. Рассуждение

8. Созерцание

9. Проповедь о Пресвятой Деве Богородице

подробно: "Охридский пролог": 8 января (26 декабря)

1. Апостол первомученик и архидиакон Стефан

2. Преподобномученики Феодор и Феофан Начертанные

3. Стихотворение

4. Рассуждение

5. Созерцание

6. Проповедь о Пресвятой Деве Богородице

подробно: "Охридский пролог": 9 января (27 декабря)

1. Мучеников 20 000, в Никомидии в церкви сожженных, и прочих, тамо же вне церкви пострадавших.

2. Преподобный Симон Мироточивый, Симопетрский (Афонский)

3. Мученица Домна Никомидийская, дева, бывшая жрица

4. Стихотворение

5. Рассуждение

6. Созерцание

7. Проповедь о Пресвятой Деве Богородице

подробно: "Охридский пролог": 10 января (28 декабря)

1. Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных.

2. Преподобный Маркелл, игумен обители «Неусыпающих»

3. Преподобные Марк Гробокопатель и Феофил Плачливый

4. Стихотворение

5. Рассуждение

6. Созерцание

7. Проповедь о Пресвятой Деве Богородице

подробно: "Охридский пролог": 11 января (29 декабря)

1. Мученица Анисия

2. Преподобная Феодора Цареградская

3. Апостол от 70-ти Тимон

4. Преподобная Феодора Кесарийская

5. Преподобномученик Гедеон Каракалльский, Афонский

6. Стихотворение

7. Рассуждение

8. Созерцание

9. Проповедь о царстве святых

подробно: "Охридский пролог": 12 января (30 декабря)

1. Преподобная Мелания Римляныня

2. Праведные Иосиф Обручник, Давид царь и Иаков, брат Господень

3. Священномученик Зотик пресвитер, сиропитатель

4. Блаженный Феофилакт (Ифест), Болгарский, архиепископ Охридский

5. Стихотворение

6. Рассуждение

7. Созерцание

8. Проповедь о победе Агнца

подробно: "Охридский пролог": 13 января (31 декабря)

1. Обрезание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

2. Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской

3. Стихотворение

4. Рассуждение

5. Созерцание

6. Проповедь о том, что нужно удаляться от зла и творить добро

подробно: "Охридский пролог": 14 (1) января

1. Святитель Сильвестр, папа Римский

2. Преподобный Серафим Саровский, чудотворец

3. Преподобная Феодотия, мать святых братьев Космы и Дамиана, бессребреников и чудотворцев

4. Преподобный Аммон

5. Стихотворение

6. Рассуждение

7. Созерцание

8. Проповедь о гордости

подробно: "Охридский пролог": 15 (2) января

1. Пророк Малахия

2. Мученик Гордий

3. Преподобная Женевьева Парижская

4. Стихотворение

5. Рассуждение

6. Созерцание

7. Проповедь о гордости

подробно: "Охридский пролог": 16 (3) января

1. Собор 70-ти Апостолов

2. Святитель Евстафий I, архиепископ Сербский

3. Евнух царицы Кандакии (Аетий)

4. Преподобномученик Онуфрий Хилендарский (Афонский)

5. Стихотворение: Апостолы - Христовы пчелы

6. Рассуждение: Бог слушает молитвы праведных людей

7. Созерцание: богатство Божией силы, премудрости и любви

8. Проповедь о гражданах мира оного

подробно: "Охридский пролог": 17 (4) января

1. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

2. Стихотворение: за мир на смерть Ты шел, за мир Ты и воскрес

3. Рассуждение: о россказнях богоотступнических

4. Созерцание: событие Крещения Господа

5. Проповедь о таинственном Божественном Тройстве

подробно: "Охридский пролог": 19 (6) января

1. Пророк Иоанн Креститель

2. Мученик Афанасий Атталийский

3. Стихотворение: за мир на смерть Ты шел, за мир Ты и воскрес

4. Рассуждение: о россказнях богоотступнических

5. Созерцание: событие Крещения Господа

6. Проповедь о покорности воле Божией

подробно: "Охридский пролог": 20 (7) января

1. Святые мученики Иулиан и Василисса

2. Преподобный Георгий Хозевит

3. Преподобная Домника

4. Преподобный Григорий, епископ Охридский

5. Стихотворение: связавшиеся браком - паче Христом сочеталися

6. Рассуждение: умой грехи свои, а не только лицо

7. Созерцание: три искушения Господа

8. Проповедь о необходимой осторожности для тех, кто полагает себя в безопасности

подробно: "Охридский пролог": 21 (8) января

1. Мученик Полиевкт

2. Преподобный Евстратий чудотворец

3. Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России, чудотворец

4. Стихотворение: ратники Царя Небесного

5. Рассуждение: совершенная любовь и совершенное послушание

6. Созерцание: все добродетели в лице Господа Иисуса Христа

7. Проповедь о заботе по спасению наших ближних

подробно: "Охридский пролог": 22 (9) января

1. Святитель Григорий, епископ Нисский

2. Преподобный Аммон

3. Преподобный Маркиан пресвитер

4. Стихотворение: Дух по вере подает нам

5. Рассуждение: погоня за модой

6. Созерцание: нищета Господа Иисуса

7. Проповедь о довольстве тем, что для нас нужнее всего

подробно: "Охридский пролог": 23 (10) января

1. Преподобный Феодосий Великий, общих житий начальник

2. Блаженный Михаил, Христа ради юродивый

4. Стихотворение: кто со страхом Богу предстоит усердно

5. Рассуждение: быть продажным - значит не быть христианином

6. Созерцание: плач Господа Иисуса

7. Проповедь о постепенном духовном преуспеянии

подробно: "Охридский пролог": 24 (11) января

1. Мученица Татиана и с нею в Риме пострадавшие

2. Мученик Петр Авессаломит

3. Икона Божией Матери "Млекопитательница"

4. Преподобная мать Феодора

5. Стихотворение: истинная молодость - молодость нетленная

6. Рассуждение: высокое звание - быть христианином

7. Созерцание: кротость Господа Иисуса

8. Проповедь о том, что для Бога дороже всего человек, а для человека - Бог

подробно: "Охридский пролог": 25 (12) января

1. Мученики Ермил и Стратоник

2. Преподобный Иаков, епископ Низибийский

3. Преподобный Максим Капсокаливит

4. Стихотворение: молитва внутренняя льется дивным светом

5. Рассуждение: доброе дело с молчанием или с объяснением

6. Созерцание: алчба и жажда правды, носимые в Себе Господом Иисусом

7. Проповедь о Царствии Божием внутри нас

подробно: "Охридский пролог": 26 (13) января

1. Святитель Савва, архиепископ Сербский

2. Преподобные отцы в Синае и Раифе избиенные

3. Преподобный Иларий, епископ Пиктавийский (Пуатьеский)

4. Равноапостольная Нина, просветительница Грузии

5. Стихотворение: дева прекрасная, Нина благородная

6. Рассуждение: догматы веры и христианской нравственности

7. Созерцание: милосердие Господа Иисуса

8. Проповедь о созерцании невидимого мира

подробно: "Охридский пролог": 27 (14) января

1. Преподобный Павел Фивейский

2. Преподобный Иоанн Кущник

3. Преподобный Гавриил Лесновский

4. Преподобномученик Пансофий

5. Стихотворение: помощь людям, что себя богатством душат

6. Рассуждение: Господь слышит наши молитвы

7. Созерцание: чистота Господа Иисуса

8. Проповедь о победоносной вере

подробно: "Охридский пролог": 28 (15) января

1. Поклонение честным веригам апостола Петра

2. Мученики Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп и бабка их Леонилла

3. Преподобномученик Дамаскин Габровский

4. Преподобный Ромил

5. Стихотворение: вы земной не бойтесь власти

6. Рассуждение: отличие христианского послушания

7. Созерцание: мир Господа Иисуса

8. Проповедь о том, что свободны мы все лишь как рабы Христовы

подробно: "Охридский пролог": 29 (16) января

1. Преподобный Антоний Великий

2. Благоверный император Феодосий Великий

3. Мученик Георгий Новый, Янинский

4. Стихотворение: всегда превыше всех стоит Господь бесстрастный

5. Рассуждение: цари должны памятовать о смерти, избегать любой гордости и быть смиренными

6. Созерцание: гонения на Господа Иисуса

7. Проповедь о двух различных мудростях

подробно: "Охридский пролог": 30 (17) января

1. Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский

2. Святитель Максим, архиепископ Влахозагорский

3. Стихотворение: Христос выходит за пределы бытия

4. Рассуждение: почему Бог Сын явился миру именно в теле человеческом

5. Созерцание: Господь Иисус, претерпевающий клевету и поношение ради нашего спасения

6. Проповедь об опасности

подробно: "Охридский пролог": 31 (18) января

Выберите дату (новый стиль/старый стиль):

Февраль

28 15 29 16 30 17 31 18
1 свт. Марка Евгеника, архиепископа Ефесского (1444)
2 Прп. Евфи́мия Великого, иеромонаха (473)
3 прп. Максима Грека (1556)
4 22 5 23
6 блж. Ксении Петербургской (XIX)
7 Свт. Григо́рия Богослова, архиепископа Константинопольского (389)
8 26
9 Перенесение мощей свт. Иоа́нна Златоуста, архиепископа Константинопольского (438)
10 Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской; Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову
11 Перенесение мощей сщмч. Игна́тия Богоносца, епископа (107)
12 Собор вселенских учителей и святителей Васи́лия Великого, Григо́рия Богослова и Иоа́нна Златоустого
13 свт. Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского (1108)
14 Предпразднство Сретения Господня
15 Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
16 Попразднство Сретения Господня; Правв. Симео́на Богоприимца и Анны Пророчицы
17 4
18 свт. Феодо́сия, архиепископа Черниговского (1696); Отдание праздника Сретения Господня
19 6 20 7
21 Вмч. Фео́дора Стратилата (319); прор. Заха́рии Серповидца, из 12-ти (ок. 520 г. до Р. Х.)
22 9 23 10
24 прп. Дими́трия Прилуцкого, игумена Вологодского (1392); блгв. кн. Все́волода, во Святом Крещении Гаврии́ла, Новгородского, Псковского чудотворца (1138)
25 Иверской иконы Божией Матери; свт. Алекси́я, митрополита Московского, всея России чудотворца (1378)
26 13
27 равноап. Кирилла, учителя Словенского (869)
28 15 1 16 2 17 3 18

Содержание "Охридского пролога" для выбранной даты:

1. Преподобный Макарий Великий, Египетский

2. Преподобный Макарий Александрийский

3. Святитель Арсений, епископ Корфский

4. Святитель Марк, архиепископ Эфесский

5. Блаженный Феодор, Христа ради юродивый, Новгородский

6. Стихотворение: дар любви от Спасителя

7. Рассуждение: кроткое претерпевание насилия Святыми Отцами

8. Созерцание: Господь Иисус как Соль земли

9. Проповедь о победе над миром

подробно: "Охридский пролог": 1 февраля (19 января)

1. Преподобный Евфимий Великий

2. Мученики Инна (Енен), Пинна (Пен) и Римма (Нирен)

3. Стихотворение: где взыскуют света - Сам Себя Он явит

4. Рассуждение: непреклонность в исповедании истинных догматов веры

5. Созерцание: Господь Иисус как Свет

6. Проповедь о единственном свете во тьме

подробно: "Охридский пролог": 2 февраля (20 января)

1. Преподобный Максим Исповедник

2. Блаженный Максим Грек.

3. Мученик Неофит

4. Мученица Агния дева

5. Стихотворение: в Господни руки попадет, взращенное тобою

6. Рассуждение: христианская вера есть мерило ценностей

7. Созерцание: Господа Иисуса как город, стоящий на верху горы

8. Проповедь о знании через творение дел

подробно: "Охридский пролог": 3 февраля (21 января)

1. Апостол Тимофей

2. Преподобномученик Анастасий Пе́рсянин

3. Стихотворение: Апостолы святые, Духом возжженные

4. Рассуждение: о жизни по смерти

5. Созерцание: беззаботность Господа Иисуса в отношении пищи и одежды

6. Проповедь о Божием всеведении и Промысле

подробно: "Охридский пролог": 4 февраля (22 января)

1. Священномученик Климент, епископ Анкирский

2. Шестой Вселенский Собор

3. Святитель Павлин Милостивый, епископ Ноланский

4. Стихотворение: Господи, милостью, спаси то, что мудростью создал!

5. Рассуждение: милосердие - особенность подлинных пастырей Христова стада

6. Созерцание: Господь Иисус как Исцелитель

7. Проповедь об ангельском состоянии святых

подробно: "Охридский пролог": 5 февраля (23 января)

1. Преподобная Ксения

2. Мученик Вавила

3. Преподобный Македоний, пустынник Сирийский

4. Преподобный Филон, епископ Кипрский

5. Преподобный Дионисий Олимпийский, чудотворец

6. Стихотворение: невеста Господа чистоты предивной

7. Рассуждение: о воспитании детей христианами

8. Созерцание: Господь Иисус как Учитель

9. Проповедь о самом проницательном Пророке

подробно: "Охридский пролог": 6 февраля (24 января)

1. Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский

2. Преподобный Публий (Поплий)

3. Преподобный Мар певец

4. Мученица Филицата и сыновья её

5. Стихотворение: молитва святой Филицаты

6. Рассуждение: незлобивый человек не способен легко осознать злобу человека лукавого

7. Созерцание: Господь Иисус как Царь

8. Проповедь о том, Кто есть Христос

подробно: "Охридский пролог": 7 февраля (25 января)

1. Преподобные Ксенофонт и Мария сыновья их Иоанн и Аркадий

2. Преподобный Симеон Ветхий

3. Благоверный Давид IV Возобновитель (Строитель), царь Иверии и Абхазии

4. Стихотворение: мир сей - чужой нам, и мы в нем - изгнанники

5. Рассуждение: святые люди - величайшее достояние государства

6. Созерцание: Господь Иисус как Пророк

7. Проповедь о недоумении помраченных грехом

подробно: "Охридский пролог": 8 февраля (26 января)

1. Святитель Иоанн Златоуст, золотая труба Православия

2. Преподобный Тит Печерский

3. Стихотворение: святой Иоанн, труба златая, громогласная

4. Рассуждение: великое дело - пост, но любовь еще больше

5. Созерцание: Господь Иисус как Первосвященник

6. Проповедь о недоумении маловерных

подробно: "Охридский пролог": 9 февраля (27 января)

1. Преподобный Ефрем Сирин

2. Преподобный Исаак Сирин, епископ Ниневийский

3. Преподобный Палладий, пустынник

4. Преподобный Ефрем Киево-Печерский

5. Стихотворение: ко всем прочим - елей милости, а к себе - так меч суровости

6. Рассуждение: отсутствие зависти у святых

7. Созерцание: Господь Иисус как Служитель

8. Проповедь о Человеке, Которого никто не знает

подробно: "Охридский пролог": 10 февраля (28 января)

1. Священномученик Игнатий Богоносец

2. Мученики Роман, Иаков, Филофей, Иперихий, Авив, Иулиан и Паригорий

3. Преподобный Лаврентий Киево-Печерский

4. Стихотворение: мука за грехи - скорбь без упования, за правду мука - сладость без рыдания

5. Рассуждение: о духовном ведении и очищении сердца

6. Созерцание: простота поведения Господа Иисуса

7. Проповедь о совершенстве через исполнение воли Божией

подробно: "Охридский пролог": 11 февраля (29 января)

1. Три иерарха

2. Священномученик Ипполит, епископ Римский

3. Мученик Феофил Новый

4. Благоверный Петр, царь Болгарский

5. Стихотворение: три человека - как одно целое, три иерарха - единое дело, три имени - слава одна

6. Рассуждение: как цари просят совета у святых

7. Созерцание: Господь Иисус как Друг детей

8. Проповедь о том, что люди, дабы стать сынами Божиими, должны быть как дети

подробно: "Охридский пролог": 12 февраля (30 января)

1. Святые Кир и Иоанн, бессребреники и чудотворцы

2. Мученица Трифена Кизическая

3. Преподобный Никита Киево-Печерский

4. Стихотворение: век сей - время искушенья, в этом веке - только вера

5. Рассуждение: и в пустыне не все спаслись, и в миру не все погибли

6. Созерцание: Господь Иисус как Хозяин в доме Своем

7. Проповедь против половинчатости в исполнении закона Божия и о необходимости исполнять весь этот закон

подробно: "Охридский пролог": 13 февраля (31 января)

1. Мученик Трифон

2. Святые мученики Перпетуя, Филицитата, Сатир и другие с ними

3. Преподобный Петр Галатийский

4. Стихотворение: Христос, Спаситель, Отрасль золотая

5. Рассуждение: предсмертная молитва святого Трифона

6. Созерцание: Господь Иисус как свежий и здоровый Воздух души

7. Проповедь о слове Божием, подобном чистому огню

подробно: "Охридский пролог": 14 (1) февраля

1. Сретение Господне

2. Святой новомученик Иордан

3. Стихотворение: пророчество старца

4. Рассуждение: история праздника Сретения Господня

5. Созерцание: Господь Иисус как здоровье

6. Проповедь о руководстве Духа Божия

подробно: "Охридский пролог": 15 (2) февраля

1. Праведный Симеон Богоприимец

2. Мученики Адриан и Еввул

3. Стихотворение: молитва о младенце

4. Рассуждение: сколь великой славы удостоился святой Симеон Богоприимец

5. Созерцание: Господь Иисус как краеугольный Камень

6. Проповедь о Духе Божием, глаголющем через духоносцев

подробно: "Охридский пролог": 16 (3) февраля

1. Преподобный Исидор Пелусиотский

2. Преподобный Николай Исповедник, игумен Студийский

3. Святой новомученик Иосиф

4. Стихотворение: Богу всяк воздать способен сердце чисто

5. Рассуждение: если осудил кого или наказал - то понеси и сам духовное бремя

6. Созерцание: Господь Иисус как Радость

7. Проповедь о счастье малого Закхея

подробно: "Охридский пролог": 17 (4) февраля

1. Мученица Агафия

2. Мученица Феодулия

3. Святитель Полиевкт, патриарх Цареградский

4. Стихотворение: если Бога любишь - светла и темница

5. Рассуждение: о достижении Царства Божиего

6. Созерцание: Господь Иисус как единый истинный Просветитель

7. Проповедь о смерти как сне

подробно: "Охридский пролог": 18 (5) февраля

Знаки Типикона

Типикон - богослужебная книга, содержащая Устав Православной Церкви, месяцеслов с Марковыми главами, соединяющими подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги, правила о постах, правила монастырского общежития и указания о совершении храмовых праздников, трапезе и других сторонах церковной и монастырской жизни.

знаки Типикона

ПАСХА. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ - самый главный праздник; в каноне праздника Пасха называется «праздников праздник и торжество из торжеств»; богослужение наиболее торжественное, почти всё поётся (чтений немного).

великие православные праздники

ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ:
- три переходящих двунадесятых праздника (подвижные переходящие праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней):
Вход Господень в Иерусалим в 6-е воскресенье Великого Поста (за неделю до Пасхи)
Вознесение Господне на 40-й день после Пасхи
День Святой Троицы. Пятидесятница на 50-й день после Пасхи
- девять неподвижных двунадесятых праздников (которые всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося):
Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
Воздвижение Креста Господня (40 дн. от Преображения) 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
Рождество Христово 7 января
Богоявление, или Крещение Господне 19 января
Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) 7 апреля
Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа
а также пять недвунадесятых:
Обрезание Господне (1 января ст. ст.)
Покров Пресвятой Богородицы (1 октября ст. ст.)
апп. Петра и Павла (29 июня ст. ст.)
Рождество св. Иоанна Предтечи (24 июня ст. ст.)
Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 августа ст. ст.)
Согласно Уставу, на великий праздник совершаются, как правило, следующие службы суточного круга:
- малая вечерня, предваряемая 9-м часом;
- всенощное бдение, состоящее из великой вечерни, полиелейной утрени и 1-го обычного трипсалмного часа;
- 3-й и 6-й обычные трипсалмные часы;
- Божественная Литургия св. Иоанна Златоуста.

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.
Число дней попразднства бывает неодинаковым – от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями)
На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.
У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

средние бденные праздники

средние бденные праздники

cредние полиелейные праздники

cредние полиелейные праздники

Средние бденные праздники: в седмичные и субботние дни совершаются те же службы суточного круга, что и при великих праздниках. По сравнению с великими праздниками, на утрене перед каноном праздника поется канон Божией Матери, и на литии великой вечерни перед стихирами праздника поется стихира храма. Нет повечерий и полунощниц.

Средние полиелейные праздники: в седмичные дни и в субботу совершаются следующие службы суточного круга:
- великая вечерня, предваряемая 9-м часом;
- малое повечерие;
- вседневная полунощница (в субботу – субботняя полунощница);
- полиелейная утреня (всенощного бдения нет);
- 1-й, 3-й, 6-й обычные трипсалмные часы;
- Божественная Литургия св. Иоанна Златоуста.

малые славословные праздники

малые славословные праздники

малые шестиричные праздники

малые шестиричные праздники

Малые славословные праздники: святому полагается
- петь Великое славословие (молитвословие, начинающееся с евангельского стиха «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк.2:14) и состоящее из стихов, посвященных прославлению Святой Троицы и стихов псалмов, завершающие стихи – трисвятое) в конце утрени (в службах рангом ниже оно читается),
- поются некоторые воскресные богородичны (песнопения в честь Богородицы),
- седальны (богослужебное песнопение, во время которого допускается сидеть) по кафизмам – святому,
- на каноне бывает катавасия (название ирмоса, который поется в окончании песни канона),
- в конце утрени поются стихиры на хвалитех (названные по имени «хвалитных псалмов» 148, 149, 150),
- Великое славословие,
- и все окончание утрени бывает по праздничному.

Малые шестиричные праздники: cвятому положены
- все шесть стихир на "Господи воззвах" (песнопения, что припеваются к отдельным стихам вечернего псалма «Господи воззвах», точнее псалмы 140, 141, 129 и 116),
- бывает "Слава" на вечерней и утренней стиховне,
- тропарь (краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой ),
- утренний канон святого на шесть.

В седмичные и субботние дни при малых праздниках Месяцеслова Устав предполагает совершение следующих служб суточного круга:
- великая вечерня, предваряемая 9-м часом;
- малое повечерие;
- вседневная полунощница (в субботу – субботняя полунощница);
- вседневная утреня (при совершении славословной службы – утреня с великим славословием);
- 1-й, 3-й, 6-й обычные трипсалмные часы;
- Божественная Литургия св. Иоанна Златоуста.

вседневные (без знака)

вседневные: совершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знаком. К ним относится большая часть памятных дней православного месяцеслова. Вседневные службы не являются праздничными в собственном смысле. Их иногда называют малыми праздниками потому, как каждый день вспоминается память тех или иных малых святых.


Создание и сопровождение сайта:   Студия AleGrans.ru