Пасха
День Светлого Христова Воскресения

Дата:
Неделя:
Пост:
День памяти святых:
Апостольские и Евангельские чтения дня:
День Светлого Христова Воскресения (Пасха)

     Слово Пасха ведет свое начало еще от ветхозаветного праздника Пасхи, который в свою очередь так назван был от еврейского слова "песах" ("проходит мимо") - для обозначения события исхода евреев из Египта и египетского рабства. Ангел, погубивший египетских первенцев, когда видел кровь пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо.

     В христианской Церкви наименование Пасха получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу, что выражается и в священных песнопениях Церкви: "... Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия".

     Праздник Пасхи установлен уже в апостольской Церкви и праздновался в те времена. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла две седмицы: предшествующую дню Воскресения и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха крестная, или Пасха страданий, и Пасха воскресная, т.е. Пасха Воскресения. После Никейского собора (325 г.) эти наименования считаются вышедшими из употребления и вводится новое название - Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.

     В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, праздновали ее в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы не приходилось это число. А Западная Церковь, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие по этому вопросу между Церквами была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом но увенчалась. Два различных обычая существовали до Первого Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийский) повсеместно в первое воскресение после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.

     В 1582 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввёл новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В этом же году папа Римский Григорий направил послов к патриарху Иеремии с предложением принятия нового григорианского календаря и новой григорианской пасхалии. В 1583 году патриарх Иеремия созвал большой поместный собор, пригласив восточных патриархов, на котором предали анафеме не только принимающих григорианскую пасхалию, но и григорианский календарь, в частности в правиле Великого Константинопольского собора 1583 года сказано:

"Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св. соборов и хочет их изменить и ослабить — да будет анафема»

     В результате реформы пасхалии католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц.

Особенности богослужений пасхальным чином

Чинопоследование Пасхальной службы

Краткое описание: последовательность и названия отдельных служб. Для удобства приведены первые и завершающие слова каждого этапа. Текст размещен на двух страницах листа формата А4: один листик удобно держать перед собой для того, чтобы ориентироваться по ходу службы.

Полное описание: дословный текст служб. Текст размещен на 50 страницах листа формата А4. Во время службы не всегда отчетливо могут быть слышны слова священников, диаконов, чтецов, хора. Распечатайте этот текст и возьмите с собой: Вы не пропустите ни одного слова, что поможет Вам более осознанно воспринимать происходящее и полновесно соучаствовать в службе. Файл также можно просматривать на компьютере, планшете, смартфоне.

Если Вы не успели распечатать листок перед службой - их можно взять в Соборе.

особенности файлов различных форматов:
- файл в формате *doc можно отредактировать под свои нужды. Наиболее адекватно открывается на компьютере;
- файл в формате *rtf можно отредактировать под свои нужды. Адекватно открывается на компьютере. Также можно редактировать на мобильных устройствах при наличии соответствующего ПО;
- файл в формате *pdf наиболее удобен для чтения с экранов планшетов. Редактированию обычными средствами практически не поддается.

полное описание чинопоследования Пасхальной службы


скачать в формате pdf (acrobat) скачать в формате rtf (word) скачать в формате doc (word)

     В день Пасхи и во всю Светлую седмицу священник совершает начало утрени, литургии и вечерни, а также все каждения с Крестом и пасхальным трисвечником (или свечой) в левой руке и кадилом - в правой. Диакон совершает каждение и произносит ектении со свечой в левой руке. Он выходит из алтаря и входит в него через царские врата. (В обычное же время диакон может проходить через царские врата только тогда, когда он несет Евангелие или другую святыню.)

     На пасхальной утрени и утрени каждого дня Светлой седмицы не бывает шестопсалмия и великое славословие не поется. (На Светлой седмице, но не в первый день Пасхи, полиелей бывает только в день праздника Благовещения, храмового праздника или великомученика Георгия, 23 апреля).

     Священнослужители на Пасху и на вечерне в день Пасхи совершают богослужение в полном светлом облачении.

     Богослужение на Пасху и в продолжение Светлой седмицы совершается при открытых царских вратах в ознаменование того, что Воскресением Господа Иисуса Христа открыто всем Царствие Божие. Царские врата не закрываются даже во время причащения в алтаре священнослужителей, а также тогда, когда в храме нет службы.

     На Пасху и в Пасхальную седмицу не служится обычным порядком ни вечерня, ни повечерие, ни полунощница, ни часы. Вместо псалмов, входящих в состав этих служб, поются особые стихиры, прославляющие Воскресение Христово и Его победу над адом и смертью (сохраняются только псалмы на «Господи, воззвах» и на хвалитех).

     Стихословие кафизм Псалтири во всю Светлую седмицу прекращается.

     Выражая преизбыток радости, Святая Церковь совершает все службы почти не прерывающимся пением.

     Со времен апостольских Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь избавления своего от египетского рабства, и новый Израиль - Святая Церковь бодрствует "в священную и спасительную ночь светлого Воскресения Христова" - провозвестницу светоносного дня духовного обновления и освобождения от рабства греху и диаволу.

Пасхальные службы и обряды

Полунощница

      Во время гонений на христиан в Римской империи ночное время было самым безопасным для богослужения. Вместе с тем церковь всегда имела в виду, что полночь есть время по преимуществу удобное по своей тишине для сосредоточенных молитвенных бесед с Богом и для размышления о грехах и их исправлении. Полунощница установлена, во-первых, с тем, чтобы напомнить верующим молитвенный полуночный подвиг Иисуса Христа пред Его вольными страданиями; во-вторых, для постоянного напоминания о дне Второго пришествия Христова, которое, по общему верованию церкви, основанному на притче Спасителя О десяти девах, имеет быть в полночь; в-третьих, наконец, для призыва верующих и в полночь к подражанию ангелам, немолчно прославляющим Господа.

Крестный ход

     Торжественное шествие духовенства и народа с большим крестом (от его несения в начале процессии она и получила своё название), иконами и хоругвями вокруг храма.

Пасхальная утреня (заутреня)

     Общественное богослужение. Пасхальная утреня начинает служиться после крестного хода в притворе благословением и пением пасхального тропаря и состоит из пасхальных тропарей, канона, светильна, стихир, чтения пасхального слова Иоанна Златоуста, ектений и отпуста.

Пасхальный канон

     Жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению праздника или святого. Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и 46 тропарей. В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон; в славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон (творение преподобного Иоанна Дамаскина), который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов.

Пасхальные часы

     Общественные богослужения, совершаемые четыре раза в сутки: первый час – вечером, третий и шестой часы – утром, девятый час днем. Часы бывают вседневные, великопостные, царские и пасхальные. Чин вседневных часов: благословение, начало обычное, три псалма

Литургия

     Главное из общественных богослужений, во время которого совершается таинство причащения. В настоящее время в православной церкви совершаются литургии трех чинопоследований: литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров.
Чин литургии состоит из трех частей – проскомидии (подготовительной), литургии оглашенных (на которой разрешается присутствовать оглашенным) и литургии верных (на которой им не разрешается присутствовать).
На Пасху служится литургия Иоанна Златоуста.

Освящение Артоса

     Артос (греч, хлеб) – квасной (дрожжевой) хлеб, освящаемый в день Пасхи. Артос раздается мирянам в субботу пасхальной недели. Символически изображает ягненка, который закалывался иудеями в пасхальную ночь.

Пасхальная Вечерня

     Одно из богослужений суточного цикла, наряду с Утреней, Полунощницей и др. Хронологическая и смысловая соотнесенность этих богослужений с определенным периодом суток определяет их двусоставный характер. Одни молитвословия именуются неизменяемыми, потому что исполняются во время каждой службы и варьируют тему своего отрезка времени (вечера, полночи, утра и др.), другие же меняются в зависимости от дня недели и числа месяца и прославляют святого дня или празднуемое событие.

Чинопоследование

     Во время гонений на христиан в Римской империи ночное время было самым безопасным для богослужения. Вместе с тем церковь всегда имела в виду, что полночь есть время по преимуществу удобное по своей тишине для сосредоточенных молитвенных бесед с Богом и для размышления о грехах и их исправлении. Так смотрит на установление полунощного богослужения Василий Великий (Второе послание к Григорию Богослову).

     Об этой ночи, изменившей ход мировой истории, знают все. Мы готовимся к ней заранее, но каждый раз переживаем полунощное Откровение заново. К этому невозможно привыкнуть. Как долго тянется день…

     Спускаются сумерки. Храмы и дворы церквей полны. В эту ночь сюда тянет даже тех, кто относится к вере и церковной жизни с надменным высокомерием. Люди наполняются каким-то особым торжественным настроением, ждут для себя откровения, которое разъяснило бы им смысл жизни, наполненной страданий и явной несправедливости.

     Поздним вечером мы приходим в изукрашенный, но еще полутемный храм. Совсем недавно черные пелены напоминали о скорбных днях Страстной недели. Плащаница пока лежит на своем месте, и перед ней в ознаменование новой жизни, купленной кровью Спасителя

Полунощница начинается возгласом:

«Благословен Бог наш»

Чтец:

Трисвятое по «Отче наш»; «Приидите, поклонимся» (3) и псалом 50

Затем поется канон Великой Субботы. Ирмосы канона:

1.Волною морскою / скрывшаго древле / гонителя мучителя / под землею скрыша спасенных отроцы; / нo мы яко отроковицы, / Господеви поим, славно бо прославися.

[Бога,] Покрывшего в древности волною морскою преследовавшего мучителя (т.е. фараона) дети спасенных погребли под землею; но мы, как тогда юные девы (Исх. 15:20-21), воспоем Господу, ибо Он торжественно прославился.

3. Тебе на водах повесившаго / всю землю неодержимо, / тварь видевши на лобнем висима, / ужасом многим содрогашеся, / несть свят, разве Тебе, Господи, взывающи.

Тебе, Господи, взывающи. Тебя, повесившего на водах всю землю без опоры, тварь, увидев висящим на лобном месте, в великом ужасе трепетала, восклицая: «Нет Святого кроме Тебя, Господи».

4. На кресте Твое Божественное истощание / провидя Аввакум ужасся, во- пияше: / Ты сильных пресекл еси державу, Блаже, / приобщаяся сущим во аде, яко Всесилен.

Провидя Твое Божественное уничижение на кресте, Аввакум в изумлении взывал: «Ты ниспроверг, Благий, могущество князей тьмы, сошедши к находящимся в аду, как Всесильный».

5. Богоявления Tвоего, Xpисте, / к нам милостивно бывшаго, / Исаиа свет видев невечерний, / из нощи утреневав, взываше: / воскреснут мертвии, и востанут сущии во гробех, / и вси земнороднии возрадуются.

Исайя, пробудившись ночью и увидев немеркнущий свет Твоего, Христе, Богоявления, милостиво бывшего для нас, восклицал: «Воскреснут мертвые, восстанут находящиеся в гробах и все живущие на земле возрадуются» (Ис. 26:19)

6. Ят бысть, но не удержан / в персех китовых Иона: / Твой бо образ нося, / Страдавшаго, и погребению давшагося, / яко от чертога от зверя изыде; / приглашаше же кустодии, / хранящии суетная и ложная, / милость сию оставили есте.

Был поглощен, но не удержан во чреве кита Иона; ибо прообразуя Тебя, Христе, пострадавшего и погребенного, он вышел из зверя (Ион. 2:1-11), как из чертога, а к страже гроба Твоего взывал: «Вы, держащиеся суетного и ложного, утратили Сию Милость».

Кондак, гл. 6:
Бездну заключивый, мертв зрится, и смирною и плащаницею обвился, во гробе полагается яко смертный Безсмертньй: жены же приидоша помазати Его миром, плачущия горько и вопиющия: сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен.

Тот, Кто покорил бездну, имеет вид мертвого, будучи обвит смирной и плащаницей, и безсмертный в гроб полагается как смертный. Жены же пришли помазать Его миром, горько плача и восклицая: «Сия суббота — преблагословенная, когда Христос, уснув, воскреснет через три дня».

7. Неизреченное чудо, / в пещи избавивый преподобныя отроки из пламене, / во гробе мертв бездыханен полагается, / во спасение нас поющих: / Избавителю Боже, / благословен еси.

Неизреченное чудо! Избавивший в печи от пламени благочестивых отроков полагается во гробе бездыханным мертвецом, для спасения нас, поющих: «Благословен Ты, Бог-Искупитель».

8. Ужаснися, бояйся, небо / и да подвижатся основания земли: / се бо в мертвецех вменяется в вышних Живый, / и во гроб мал странноприемлется. / Егоже отроцы благословите, священницы воспойте, / людие превозносите во вся веки.

Содрогнись от страха небо и да поколеблются основания земли, ибо вот причисляется к мертвым и в тесном гробе помещается Живущий на небесах, Которого, отроки, благословляйте; священники, воспевайте; люди, превозносите во все веки.

9. Не рыдай Мене, Мати, / зрящи во гробе; / Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: / востану бо и прославлюся, / и вознесу со славою непрестанно яко Бог, / верою и любовию Тя величающия.

«Нe рыдай о Мне, Матерь, видя во гробе Сына, зачатого Тобою во чреве безсеменно, ибо Я восстану и прославлюсь и, как Бог, со славою вознесу непрестанно с верою и любовию величающих Тебя».

     Во время пения «Не рыдай Мене, Мати…» открываются царские врата, через которые священнослужители исходят из алтаря к Плащанице, совершают каждение ее и при пении слов: «Востану бо и прославлюся…» — вносят Плащаницу на своих главах в алтарь через царские врата, которые тотчас закрываются, и полагают ее на престоле, где Плащаница остается до отдания Святой Пасхи в знак сорокадневного пребывания Господа на земле по Воскресении.

     После канона — Трисвятое по «Отче наш»; хор поет тропарь «Егда снизшел еси» (обычным напевом на 2 глас):

Тропарь воскресный, глас 2:
Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный,/ тогда ад умертвил еси блистанием Божества,/ егда же и умершия от преисподних воскресил еси,/ вся силы небесныя взываху:// Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе.

Когда Ты, безсмертная Жизнь, снизошел к смерти, тогда сиянием Божества Ты умертвил ад; когда же Ты и умерших вывел из ада, все небесные силы восклицали: Жизноподатель, Христос Бог наш, слава Тебе.

     В полночь, в ожидании наступления священной минуты Воскресения Христова, священнослужители в алтаре в полном праздничном светлом облачении, с Евангелием, иконой Воскресения и с зажженными свечами стоят в молитвенной сосредоточенности. Настоятель, держа в левой руке пасхальный трисвещник с Крестом, а в правой — кадило, наполненное фимиамом (благоуханием), совершает с диаконом, держащим в руке пасхальную свечу, каждение Престола. В это время все молящиеся зажигают свечи и с благоговением слушают пение священнослужителей, доносящееся из закрытого алтаря, который знаменует Небо:

«Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас, на земли, сподоби чистым сердцем Тебе славити»

     Священнослужители во второй раз поют эти слова тоже в алтаре, но уже с отдернутой завесой царских врат — в знак того, что великие судьбы человечества открываются на Небесах прежде, чем являются на земле.

     Открываются царские врата, и священнослужители исходят из алтаря с пением в третий раз:

«Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех»

     а хор от лица молящихся продолжает:

«И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити»

     Начинается трезвон. Крестный ход выходит из храма через западные двери и, подобно святым женам-мироносицам, ходившим с ароматами «зело рано ко Гробу», обходит вокруг храма с пением:

Bocкрeceниe Твое, Христе Спасе,/ ангели поют на небесех,/ и нас на земли сподоби // чистым сердцем Тебе славити.

Воскресение Твое, Христос Спаситель, воспевают Ангелы на небесах. Удостой и нас на земле чистым сердцем прославлять Тебя.

     Крестный ход останавливается перед закрытыми западными дверьми храма, как бы у дверей гроба, где святые жены-мироносицы получили первую весть о Воскресении Христовом. Трезвон в это время прекращается. Настоятель, покадив иконы, сослужителей и всех молящихся, становится лицом на восток, держа в левой руке Крест с трисвещником, трижды начертывает знамение Креста кадилом пред закрытыми церковными дверьми и начинает Светлую утреню возгласом:

"Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков."

     и, подобно ангелу, возвестившему святым женам-мироносицам о Воскресении Христовом, вместе с духовенством поет трижды всерадостный тропарь Святой Пасхи:

"Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»

     В этом тропаре содержится основная мысль Праздника, что Христос воскрес, Своею смертию попрал смерть и тем положил начало новой, вечной жизни. Вслед за настоятелем хор трижды повторяет:

"Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»

     Священнослужители пением стихов псалма пророка Давида:

«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…»

трогательно выражают крепкую веру ветхозаветных праведников в Воскресение грядущего Спасителя и их надежду, что Воскресение будет победой над адом и приведет их к вечной радостной жизни. Хор от имени верующих на каждый стих священнослужителей пением «Христос воскресе…» как бы отвечает ветхозаветным праведникам, что пророчества исполнились, Христос воскрес, смерть уничтожена и праведникам дана жизнь вечная. Далее, можно сказать, ветхозаветные праведники исповедуют исполнение своих ожиданий через пение священнослужителями.

«Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ»,

на что певцы и верующие с еще большим воодушевлением отвечают:

«И сущим во гробех живот даровав»

     Открываются двери храма, который оглашается пением «Христос воскресе…». Священнослужители входят в алтарь в открытые царские врата, которые не закрываются во все дни Светлой седмицы — в знак того, что с Воскресением Господа Царство Небесное открыто для всех верующих. Диакон с амвона произносит великую ектению:

"Миром Господу помолимся..."

держа возжженную свечу, как и во время всех других ектений. Молящиеся также стоят со свечами — в знак пламенеющей любви к Воскресшему Господу.

     За великой ектенией непосредственно поется пасхальный канон с припевом к каждому тропарю «Христос воскресе…». Это величественное и торжественное песнопение в честь Воскресения Господа Иисуса Христа из мертвых и Его Божественного величия принадлежит святому Иоанну Дамаскину и, согласно с высокими мыслями о Пасхе святых отцов и учителей Церкви, служит источником всех наших светлых духовных радостей о Воскресшем Господе, беспредельной преданности и любви к Нему.

     Каждую песнь канона начинают петь священнослужители в алтаре. Во время пения каждой песни канона священник с трисвещником и Крестом, как знамением победы Христа над смертью, в предшествии диакона со свечой кадит святые иконы и молящихся, приветствуя их пасхальным восклицанием: «Христос воскресе!», чтобы в эту спасительную и светозарную ночь никто не остался в сомнении, когда из Гроба воссиял всем безначальный Свет. На приветствие священника молящиеся отвечают: «Воистину воскресе!»

Песнь 1

Ирмос: Воскресения день,/ пpoсветимся людие,/ Пасха Господня, Пасха:/ от смерти бо к жизни,/ и от земли к небеси,/ Христос Бог нас приведе,// победную поющия.

Воскресения день, просветимся люди; Пасха, Господня Пасха, ибо от смерти к жизни и с земли на небо Христос Бог возвел нас, поющих побед­ную песнь.

Припев: Христос воскресе из мертвых.

Очистим чувствия,/ и узрим неприступным светом воскресения,/ Христа блистающася,/ и “радуйтеся” рекуща,/ ясно да услышим,// победную поюще.

Очистим чувства и увидим Христа, сияющего неприступным светом воскресения, и, вос­певая победную песнь, да услышим ясно от Него: “Радуйтесь”.

Припев: Христос воскресе из мертвых.

Небеса убо достойно да веселятся,/ земля же да ра­дуется,/ да празднует же миp,/ видимый же весь и невидимый:/ Хри­стос бо воста,// веселие вечное.

Небеса достойно да веселятся, земля да радуется и да празднует весь мир, видимый и невидимый, ибо восстал Христос — Веселие вечное.

Катавасия: Воскресения день...

На каждой песни, по катавасии — Христос воскресе заключительное трижды. Ектения малая, и возглас: Яко Твоя держава...

Песнь 3

Ирмос: Приидите, пиво пием новое,/ не от камене неплодна / чудодеемое,/ но нетления источник,/ из гроба одождивша Христа,// в немже утверждаемся.

Приходите, будем пить питие новое, не из безплодного камня чудесно изводимое (Числ. 20, 8-11), но источник безсмертия, произведенный из гроба Христом, на Котором мы утверждаемся.

Ныне вся исполнишася света,/ небо же и земля / и преисподняя:/ да празднует убо вся тварь / востание Христово,// в Немже утверждается.

Ныне все наполнилось светом: небо, земля и преисподняя; да празднует же вся тварь восстание Христа, на Котором она утверждена.

Вчера спогребохся Тебе, Христе,/ совостаю днесь / воскресшу Тебе,/ сраспинахся Тебе вчера:/ сам мя спрослави, Спасе,// во Царствии Твоем.

Вчера я по­гребался с Тобою, Христе, сегодня восстаю с Тобою Во­скресшим: я распинался вместе с Тобою вчера, про­славь же меня с Собою, Сам Ты, Спаситель, в Царстве Твоем.

Ектения малая, и возглас: Яко Ты еси Бог наш...

Ипакои, гл. 8:

Предварившия утро яже о Марии,/ и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от Ангела:/ во свете присносущнем Сущаго,/ с мертвыми что ищете, яко человека;/ видите гробныя пелены, тецыте, и миpy проповедите,/ яко воста Господь, умертвивый смерть,// яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Жены, пришедшие с Марией прежде солнца (до рассвета) и нашедшие камень отваленным от гроба, услыхали от Ангела: что вы ищите, как человека, среди мертвых Того, Кто живет в вечном свете? Посмот­рите на погребальные пелены и поспешите возвестить миру, что восстал Господь, умертвив смерть, ибо Он — Сын Бога, спасающего род человеческий.

Песнь 4

Ирмос: На Божественней стражи / Богоглаголивый Аввакум / да станет с нами,/ и покажет светоносна Ангела,/ яс­но глаголюща:/ днесь спасение миpy,/ яко воскресе Христос,// яко всесилен.

Пророк Божий Аввакум да станет с нами на Божественной страже (Авв. 2, 3) и покажет нам блистающего светом Ангела, громко говорящего: Сегодня спасение миру, ибо воскрес Христос, как Всемогущий.

Мужеский убо пол,/ яко разверзый девственную утробу,/ явися Христос, яко человек же;/ агнец наречеся,/ непоро­чен же, яко невкусен скверны:/ наша Пасха,/ и яко Бог истинен,// совершен речеся.

Христос — наша Пасха — явился во плоти, как мужеский пол, разверзший девственную утробу; как предлагаемый в пищу, Он назван Агнцем; как чуждый осквернения — непорочным (Исх. 12, 5); и как Истинный Бог, Он зовется совершенным.

Яко единолетный агнец,/ благословен­ный нам венец Христос,/ волею за всех заклан бысть:/ Пасха чисти­тельная,/ и па­ки из гроба красное // Правды нам возсия Солнце.

Благословенный наш венец, Христос, как однолетний Агнец, добровольно подвергся закланию, за всех очистительною Пасхою, и вновь воссиял нам из гроба -- красное Солнце Правды.

Ектения малая, и возглас: Яко благ и человеколюбец Бог еси...

Песнь 5

Ирмос: Утреннюем утреннюю глубоку,/ и вместо мира песнь принесем Владыце,/ и Христа узрим / Правды Солнце,// всем жизнь возсияюща.

Встанем рано утром и, вместо мира, при­несем Владыке хвалебную песнь и увидим Христа, — Солнце правды, — всех жизнью просвещающего.

Безмерное Твое благоутробие,/ адовыми узами содержими зряще,/ к свету идяху, Христе,/ веселыми ногами,// Пасху хваляще вечную.

Связанные узами ада, видя Твое безмерное милосердие, Христе, радостно устремились к свету с хвалами вечной Пасхе.

Приступим, свещеноснии,/ исходящу Христу из гроба яко жениху,/ и спразднуем любопразднственными чинми // Пасху Божию спасительную.

Пойдем со светильниками в руках навстречу Христу, выходящему из гроба, как Жениху, и радостно вместе с празднующими чинами Ангелов будем праздновать спасительную Божию Пасху.

Ектения малая, и возглас: Яко святися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа...

Песнь 6

Ирмос: Снизшел еси в преис­подняя земли,/ и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя, Христе,/ и тридневен, яко от кита Иона,// воскресл еси от гpоба.

Ты сошел, Христе, в преисподние места зем­ли и сокрушил запоры вечные, содержавшие узников, и в третий день Ты, как Иона из кита (Ион. 2, 1. 11), воскрес из гроба.

Сохранив цела знамения Христе,/ воскресл еси от гроба,/ ключи Девы не вре­дивый в рождестве Твоем,/ и отверзл еси нам // райския двери.

Ты, Христе, не повредивший при рождении Тво­ем печать девства, восстал из гроба, сохранив целыми его печати, и открыл нам райские двери.

Спасе мой, живое же и нежертвенное заколение,/ яко Бог сам себе / волею привед Отцу,/ совоскресил еси всероднаго Адама,// воскрес от гроба.

Спаситель мой, живая и, как Бог, незаколаемая жертва, при­несши Себя, добровольно в жертву Отцу и воскресши из гроба, Ты воскресил с собою общего родоначальника Адама.

Ектения малая, и возглас: Ты бо еси Царь мира, и Спас душ наших...

Кондак, гл. 8:

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне,/ но адову разрушил еси силу,/ и воскресл еси яко победитель, Христе Боже,/ женам мироносицам вещавый: радуй­теся,/ и твоим апостолом мир даруяй,// падшим подаяй воскресение.

Хотя Ты, безсмертный, и сошел во гроб, но уничтожил силу ада и воскрес победителем, Христе Боже, сказав женам-мироносицам: Ра­дуйтесь, и Твоим Апостолам даровав мир; падшим подавая воскресение.

Икос:

Еже прежде солнца, Солнце зашедшее иногда во гроб,/ предвариша ко утру,/ ищущия яко дне мироносицы девы,/ и друга ко друзей вопияху:/ о другини, приидите, вонями помажем тело живоносное и по­гребенное,/ плоть воскресившаго падшаго Адама, лежащую во гробе./ Идем, пот­щимся якоже волсви / и поклонимся, и принесем мира яко дары,/ не в пеленах, но в плащанице обвитому,/ и плачим, и возопиим:/ о Владыко, востани,// падшим подаяй воскресение.

Некогда девы-мироносицы еще до наступ­ления утра искали, как дневного света, Солнце, существовавшее прежде солнца и зашедшее в могилу. Они говорили одна другой: О, други, пойдемте, помажем благоуханиями тело, источающее жизнь и погребенное, лежащую во гробе плоть Того, Кто поднимает падшего Адама. Пойдем, поспешим, как волхвы, поклонимся и принесем в дар миро Обвитому не пеленами, а погре­бальным полотном; прольем слезы и воскликнем: вос­стань, Владыка, дающий воскресение падшим.

Воскресение Христово видевше,/ покло­нимся святому Господу Иисусу,/ единому безгрешному./ Кресту Твоему покланяемся Христе,/ и святое воскресение Твое поем и славим:/ Ты бо еси Бог наш,/ разве Тебе иного не знаем,/ имя Твое именуем./ Приидите вси вернии,/ поклонимся святому Хри­стову воскресению:/ се бо прииде Крестом радость всему миру./ Всегда благословяще Господа,/ поем воскресение Его:/ распятие бо претерпев,// смертию смерть разруши (трижды).

Воскресение Христово видя, поклонимся Святому Господу Иисусу, Одному Безгрешному. Поклоняемся Кресту Твоему, Христе, воспеваем и прославляем Твое Святое воскресение, ибо Ты Бог наш, кроме Тебя иного не знаем, имя Твое призываем. Приидите, все верные, поклонимся Святому Христову воскресению, ибо чрез Крест пришла радость всему миру. Всегда вос­хваляя Господа, будем воспевать воскресение Его, ибо Он, претерпев распятие, Своею смертью победил смерть.

Воскрес Иисус от гроба,/ якоже прорече,/ даде нам живот вечный,// и велию милость (трижды).

Иисус, воскреснув из гроба, как и предсказал, дал нам жизнь вечную и великую милость.

Песнь 7

Ирмос: Отроки от пещи избавивый,/ быв человек,/ страждет яко смертен,/ и страстию смертное,/ в нетления облачит благолепие,/ един благословен отцев Бог,// и препрославлен.

Избавивший отроков из печи (Дан. 3), сделавшись человеком, страдает, как смертный, и Своим страданием облекает смертное в красоту безсмертия. Это — Единый Благословенный Бог отцев и Препрославленный.

Жены с миры Богомудрыя / в след Тебе течаху:/ Егоже яко мертва со слезами искаху,/ поклонишася, радующияся живому Богу,/ и Пасху тайную // Твоим, Христе, учеником благовестиша.

Умудренные Богом жены спешили вслед Тебе с благоуханным миром. Но Кого они искали со сле­зами, как мертвого, Тому поклонились с радостью, как Живому Богу, и ученикам Твоим, Христе, возвестили таинственную Пасху.

Смерти празднуем умерщвление,/ адо­во разрушение,/ иного жития вечнаго начало,/ и играюще поем Виновнаго / — единаго благословеннаго отцев Бога // и препрославленнаго.

Мы празднуем умерщвление смерти, ада разрушение, начало другой, вечной жизни, и в восторге воспеваем Виновника, Единого Благословенного Бога отцев и Препрославленного.

Ектения малая, и возглас: Буди держава Царствия Твоего благословена и препрославлена...

Песнь 8

Ирмос: Сей нареченный и святый день,/ един суббот царь и господь,/ праздников праздник,/ и торжество есть торжеств:// в оньже благословим Христа во веки.

Этот знаменитый и святой день, главный и господствующий над всеми субботами, из праздников праздник и торжество из торжеств; в этот день будем благословлять Христа во веки.

Приидите, новаго винограда рождения,/ Божественнаго веселия,/ в нарочитом дни воскресения,/ Царствия Христова приобщимся,/ поюще Его,// яко Бога во веки.

Приидите, в славный день воскресения приоб­щимся нового виноградного плода, Божественного веселия, царства Христова, воспевая Его, как Бога, во веки.

Возведи окрест очи твои, Cиoнe, и виждь:/ се бо приидоша к тебе,/ яко Богосветлая светила,/ от запада, и севера, и моря,/ и востока чада твоя,// в тебe благословя­щая Христа во веки.

Возведи очи твои, Сион, вокруг себя посмотри: вот стеклись к тебе дети твои (Ис. 49, 18; 60, 4), как светила Самим Богом возженные, от запада, севера, юга и востока, бла­гословляющие в Тебе Христа во веки.

Ектения малая, и возглас: Яко благословися имя Твое, и прославися цар­ство Твое...

Песнь 9

На 9-й песни поем ирмос и тропари с припевами.

Диакон поет запев: Величит душа моя воскресшаго тридневно от гроба Христа жизнодавца.

Прославляет душа моя воскресшего в третий день из гроба Христа-Подателя жизни.

Ирмос: Светися, светися,/ новый Иepyсалиме:/ слава бо Господня / на тебе возсия,/ ликуй ныне,/ и веселися, Сионе! / Ты же, Чи­стая, красуйся, Богородице,// о востании Рож­дества Твоего.

Светись, светись, новый Иерусалим, ибо слава Господня воссияла над Тобою; торжествуй ныне и веселись, Сион (Ис. 60, 1-2); и Ты, Чистая Богородица, радуйся о воскресении Рожденного Тобою.

Запев: Христос — новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи миpa.

Христос — новая Пасха, живая Жертва, Агнец Бо­жий, принявший грехи мира.

Тропарь: О Божественнаго, о любезнаго,/ о сладчайшаго Твоего гласа! / С нами бо неложно обещался еси быти / до скончания века, Христе:/ Егоже вернии,/ утверждение надежды // имуще, радуемся.

О, как Божественно, любезно и пресладостно Твое слово, Христе, Ты неложно обещался с нами быть до кончины века (Мф. 28, 20); имея это опорою надежды, мы, вер­ные, радуемся.

Запев: Магдалина Mapия притече ко гробу, и Христа видевши, яко вертоградаря вопрошаше.

Мария Магдалина прибежала ко гробу и, увидев Христа, ста­ла спрашивать Его, принявши за садовника.

Тропарь: О Пасха велия и священнейшая, Христе! / О Мудросте,/ и Слове Божий, и Сило! / Подавай нам / истее Тебе причащатися,/ в невечернем дни // Царствия Твоего.

О, Пасха великая и священней­шая, Христе. О, Премудрость, Слово Божие и Сила, удостой нас совершеннее приобщаться Тебя в вечно светлый день Твоего Царства.

Запев: Ангел вопияше Благодатней: чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся.

Ангел возгласил Благодатной: Чистая Дева, радуйся, и я повторяю: Радуйся, Твой Сын воскрес в третий день из гроба, во­скресивши мертвых. Люди торжествуйте.

Катавасия: Светися, светися...

Ектения малая, и возглас: Яко Тя хвалят вся силы небесныя, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и Тебе славу возсылают, ныне и присно, и во веки веков.

Ексапостиларий (светилен):

Плотию уснув,/ яко мертв,/ Царю и Господи,/ тридневен воскресл еси,/ Адама воздвиг от тли,/ и упразднив смерть:/ Пасха нетления,// миpa спасение (трижды).

Плотию уснув, как смертный, Ты — Царь и Господь, воскрес в третий день, воскресив из тления Адама и упразднив смерть, Пасха безсмертия, мира спасение.

Стихиры на Хвалитех, гл. 1:

Всякое дыхание да хвалит Господа,/ хвалите Господа с небес,/ хвалите Его в вышних.// Тебе подобает песнь, Богу.

Хвалите Его вси ангели Его,/ хвалите Его вся силы Его.// Тебе подобает песнь, Богу.

Стих: Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по мно­жеству величествия Его.

Поем Твою, Христе, спасительную страсть,// и славим Твое воскресение.

Стихиры Пасхи:

Стих 1: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его.

Пасха / священная нам днесь показася;/ Пасха нова святая;/ Пасха таинственная;/ Пасха всечестная;/ Пасха Христос Избавитель;/ Пасха непорочная;/ Пасха великая;/ Пасха верных:/ Пасха двери райския нам отверзающая:// Пасха всех освящающая верных.

Сегодня нам открылась Пасха священная, Пасха новосвятая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха— Христос Избавитель, Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха для верных, Пасха, двери райские нам открывающая, Пасха, освящающая всех верных.

Стих 2: Яко исчезает дым, да исчезнут.

Приидите / от видения жены благовестницы,/ и Сиону рцыте:/ приими от нас ра­дости благовещения / воскресе­ния Христова;/ красуйся, ликуй,/ и радуйся, Иерусалиме,/ Царя Христа узрев из гроба,// яко жениха происходяща.

Идите после видения, жены-благовестницы, и ска­жите Сиону: приими от нас радостную и благую весть о воскресении Христовом. Веселись, ликуй, и радуйся, Иерусалим, увидев Царя-Христа, выходящим из гроба, как Жениха.

Стих 3: Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.

Мироносицы жены,/ утру глубоку / представша гробу Жизнодавца,/ обретоша Анге­ла / на камени седяща,/ и той, провещав им,/ сице глаголаше:/ что ищете живаго с мертвыми;/ что плачете нетленнаго во тли;// шедше проповедите учеником Его.

Мироносицы-жены, ранним утром прибежавшие ко гробу Подателя жизни, нашли Ангела, сидящего на камне, и он обратился к ним с такими словами: Что вы ищите Живого между мертвыми, что вы оплакиваете Нетленного, как бы предавшегося тлению. Возвратившись, возвестите ученикам Его.

Стих 4: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.

Пасха красная!/ Пасха!/ Господня Пасха!/ Пасха всечестная нам возсия!/ Пасха!/ Радо­стию друг друга обымем./ О Пасха!/ избавление скорби,/ ибо из гроба днесь,/ яко от чертога / возсияв Христос,/ жены радо­сти исполни, глаголя:// проповедите апо­столом.

Пасха красная (красивая)! Пасха — Господня Пасха — Пасха всечестная воссияла нам. Пасха! Радостно друг друга обнимем. О, Пасха! Избавление от скорби, ибо сегодня Христос сияющим вышел из гроба, как из брачного чертога, и жен исполнил радости словами: Возвестите Апостолам.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Bocкpeсения день,/ и просветимся торжеством,/ и друг друга обымем,/ рцем, братие,/ и ненавидящим нас:/ простим вся воскресением,/ и тако возопиим:/ Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

Воскресения день! Просветимся торжеством и друг друга обнимем; скажем и ненавидящим нас: Братья, простим все ради воскресения, и воскликнем так: Христос воскрес из мертвых, смертью победив смерть и находящимся в гробах даровав жизнь.

И поем Христос воскресе трижды и многажды: вси целуют друг друга.

     Во время пения стихир Пасхи: «Воскресения день! И просветимся торжеством…» — при словах: «…и друг друга обымем! Рцем: братие!..» — священнослужители в подражание ученикам Христовым (Лк. 24:14-35) радостно приветствуют друг друга. «Христос воскресе!» — восклицает один, обращаясь к другому, исповедуя истину Воскресения Христова, а другой в утверждение веры в Воскресшего Господа отвечает: «Воистину воскресе!» — и тем выражает надежду на наше будущее воскресение из мертвых.

     После христосования священнослужителей пасхальные приветствия становятся всеобщими. Они сопровождаются взаимным троекратным целованием друг друга в духе любви Христовой как выражение примирения, любви и истинной радости о вечном спасении. Кроме того, при приветствии в знак Воскресения Господа из Гроба принято дарить друг другу красные яйца, ибо яйцо служит для христиан символом воскресения: из-под мертвой скорлупы яйца рождается жизнь, которая была сокрыта, как в гробе. Красный цвет яйца напоминает верующим, что новая, вечная христианская жизнь приобретена бесценною Пречистою Кровию Господа Иисуса Христа.

     В конце Светлой утрени Святая Церковь словами замечательного по глубине мысли и силе чувства Огласительного Слова на Святую Пасху святого Иоанна Златоустого призывает всех насладиться настоящим светлым торжеством веры и войти в радость Господа Воскресшего:

Кто благочестив и Боголюбив — насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством! Кто слуга благоразумный — войди, радуясь, в радость Господа своего! Кто потрудился, постясь, — прими ныне динарий! Кто работал с первого часа — получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа — с благодарностью празднуй! Кто достиг только после шестого часа — нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до девятого часа — приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу — и тот не страшися своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное; и тому дает, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит.

Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и безпечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!

Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.

Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!

Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!

Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь.

     К Огласительному Cлову Святая Церковь присоединяет пение тропаря великому вселенскому учителю святому Иоанну Златоустому в благодарственное прославление его памяти за святительские труды его:

Уст твоих якоже светлость огня, возсиявши благодать, вселенную просвети:/ не сребролюбия мирови сокро­вища сниска,/ высоту нам смиренномудрия показа,/ но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Злато­усте,// моли Слова Христа Бога, спастися душам нашим.

Из уст твоих, как свет огня, воссиявшая благодать просветила вселенную, не сокровище сребролюбия приобрела она миру, но показала нам высоту твоего смиренномудрия. Отче Иоанна Златоусте, уча нас своими писаниями, моли Слово — Христа Бога — о спасении душ наших.

Посем ектении: Помилуй нас Боже... Исполним утреннюю молитву нашу Господеви...

Премудрость.

Лик: Благослови.

Иерей: Сый благословен Христос Бог наш...

Лик: Аминь. Утверди Боже...

Иерей: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ.

Лик: И сущим во гробех живот даровав.

     В заключительной части Светлой утрени, в праздничном отпусте: «Христос, воскресый из мертвых…», который священник произносит с Крестом в руках, осеняя им на три стороны молящихся, и в приветствии: «Христос воскресе!» — Святая Церковь вновь кратко, но торжественно прославляет тридневного от гроба Христа Жизнодавца.

Наченшу иерею: Благословен Бог наш... Лик: Аминь. Христос воскресе трижды.

Глас 6:

Воскресение Христово видевше,/ поклонимся святому Господу Иисусу,/ единому безгрешному./ Кресту Твоему покланяемся Христе,/ и святое воскресение Твое поем и славим:/ Ты бо еси Бог наш,/ разве Тебе иного не знаем,/ имя Твое именуем./ Приидите вси вернии,/ поклонимся святому Христову воскресению:/ се бо прииде Крестом радость всему миру./ Всегда благословяще Господа,/ поем воскресение Его:/ распятие бо претерпев,// смертию смерть разруши (трижды).

Перевод см. выше.

Глас 8:

Предварившия утро яже о Марии,/ и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от Ангела:/ во свете присносущнем Сущаго,/ с мертвыми что ищете, яко человека;/ видите гробныя пелены, тецыте, и миpy проповедите,/ яко воста Господь, умертвивый смерть,// яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Перевод см. выше.

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне,/ но адову разрушил еси силу,/ и воскресл еси яко победитель, Христе Боже,/ женам мироносицам вещавый: радуйтеся,/ и твоим апостолом мир даруяй,// падшим подаяй воскресение.

Перевод см. выше.

Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог,/ в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом,// вся исполняяй неописанный.

Христе, Ты, как Бог, был во гробе — плотию, в аду — душою, в раю — с разбойником, и на престоле — со Отцем и святым Духом, все наполняя, как Вездесущий.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:/ Яко живоносец, яко рая краснейший,/ воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой,// источник нашего воскресения.

Слава: Христе, Твой гроб, как носитель жизни, явился поистине прекраснее рая и светлее всякого царского чертога: он источник нашего воскресения.

И ныне и присно и во веки веков, аминь:/ Вышняго освященное Бо­жественное селение, радуйся:/ Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущым:// благословена Ты в женах еси, всенепорочная Владычице.

И ныне: Освященное Божественное жилище Всевышнего, радуйся, ибо чрез Тебя, Богородица, подана радость взывающим: Благословенна Ты между женами, Всенепорочная Владычица.

Господи, помилуй (3),/ Господи, помилуй (3),/ Господи, помилуй (3),/ Господи, помилуй (3).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу;/ и ныне и присно и во веки веков, аминь.

Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим,/ без истления Бога Слова рождшую,/ сущую Богородицу Тя величаем.// Именем Господним благослови, отче.

Иерей: Молитвами святых отец наших...

Лик: Аминь. Христос воскресе из мертвых (3). Слава, и ныне. Господи помилуй (3). Благослови.

Иерей глаголет отпуст часа.

     Непосредственно за Светлой утреней совершаются пасхальные часы и литургия по чину святого Иоанна Златоустого.

     По начальном литургийном возгласе:
«Благословено Царство…»
священнослужители поют:
«Христос воскресе…» — и стихи: «Да воскреснет Бог…», возвещая этим радостным песнопением, что литургия, совершаемая во славу Пресвятой Троицы и в воспоминание Крестной смерти и Воскресения из мертвых Христа Спасителя, ныне особенно прославляет само событие Воскресения Христова.

     При каждении во время пения этих стихов священник, с Крестом и трисвещником в левой руке и кадилом в правой, приветствует молящихся: «Христос воскресе!»

     В пении пасхальных антифонов: «Воскликните Господеви, вся земля!..» (Пс.65), «Боже, ущедри ны и благослови ны…» (Пс.66), а также в произнесении входного стиха: «В церквах благословите Бога…» — Святая Церковь призывает всю вселенную воздать славу Воскресшему Господу.

     За пением «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…» читается Апостол из книги Деяний (1, 1-8), содержащей ясное свидетельство о неоднократных явлениях Воскресшего Господа Своим ученикам.

     Далее наступает торжественное чтение Евангелия, благовествующего о возвышенном учении евангелиста Иоанна Богослова о Лице Господа нашего Иисуса Христа, о Его Божестве (Ин.1:1-17):
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог…»

     Евангелие читается на различных языках: еврейском, греческом и римском, на которых была сделана надпись на Кресте Христовом, а также и на новых языках мiра, благовествующих истину веры Христовой в знак радости о Божественной славе Воскресшего из мертвых Христа Жизнодавца.

     Чтение Евангелия сопровождается звоном колокола и заканчивается кратким трезвоном, как бы возвещающим всему миру о славе Воплотившегося Бога Слова.Вся служба Божественной литургии проходит под знаком высокой светлой пасхальной радости.

     К особенностям службы следует отнести пение ирмоса 9-й песни канона: «Светися, светися, Новый Иерусалиме…» — с припевом: «Ангел вопияше Благодатней…» — и многократное радостное повторение в течение службы тропаря Пасхи: «Христос воскресе из мертвых», который поется вместо «Благословен Грядый…», «Видехом Свет истинный…», «Да исполнятся уста наша…», «Буди Имя Господне…», «Благословлю Господа…» и во время причащения мирян.

     После заамвонной молитвы вместо «Буди Имя Господне» и 33 псалма хор поет («поскору») тропарь: «Христос воскресе» (12). Священник вместо: «Слава Тебе, Христе Боже» поет начало тропаря: «Христос воскресе», хор заканчивает пение. После этого священник творит пасхальный отпуст. Такое окончание Литургии бывает и во всю Светлую седмицу. Отпуст говорит священник с Крестом в руках.

     В конце литургии в день Пасхи, после заамвонной молитвы, совершается освящение АРТОСА (в переводе с греческого означает "хлеб"). Артосом называется большая просфора с изображением на ней Креста или Воскресения Христова. В день Пасхи она полагается на аналое в храме (обычно у местной иконы Спасителя) и находится там всю Светлую седмицу. Во время крестного хода на этой седмице обычно носят и артос, а в монастырях после литургии он переносится в трапезную при пении тропаря. Здесь после трапезы бывает возношение артоса, а потом он снова переносится в храм при пении 9-й песни пасхального канона. В светлую пятницу вечером, т.е. на субботу, артос раздробляется и раздается верующим в субботу после литургии для вкушения (прежде принятия обычной пищи).

     Исторически употребление артоса возникло в подражание апостолам. Апостолы, привыкшие вкушать трапезу вместе с Господам, и по вознесении Его на небо отлагали часть хлеба для Него и так представляли Его как бы присутствующим среди них. Вместе с тем артос напоминает нам, что Христос Спаситель Своей крестной смертью и Воскресением соделался для нас истинным Хлебом вечной жизни.

     Чин освещения артоса совершается следующим образом. На солее, на приготовленном аналое или столе, полагается артос (может быть их и несколько). По заамвонной молитве священник совершает каждение артоса.

Диакон:
Господу помолимся.

Священник читает молитву на освящение артоса (из Требника, часть 2-я):
Боже Всесильный и Господи Вседержителю...

Хор:
Аминь.

Священник окропляет артос св. водой, произнося трижды:
Благословляется и освящается артос сей, окроплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Хор поет вместо "Буди имя Господне..." - Христос воскресе (трижды).

Затем священник:
Благословение Господне на вас....

Хор: Аминь.

Священник поет вместо "Слава Тебе, Христе Боже...". Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ.

Хор допевает:
И сущим во гробех живот даровав.

И бывает отпуст литургии.

     В этот день также освящаются куличи, пасхи, яйца и "брашна мяс". Освящение яств бывает вне храма, так как, по Уставу, их запрещено вносить в храм. Священник читает молитву из Требника:
Во еже благословити брашна, мяса во святую и великую Неделю Пасхи
и затем окропляет яства святой водой. В это время поются песнопения пасхального канона. Если освящение куличей и пасох совершается в Великую Субботу (до светлой утрени), то пасхальных песнопений петь нельзя; следует петь тропарь Великой Субботы:
Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный....

     В этот же день Светлого Христова Воскресения (первый день Пасхи), в пять или шесть часов вечера, совершается краткая, но торжественная Пасхальная Вечерня, посвященная воспоминанию чудесного явления воскресшего Господа своим ученикам (Иоанн 20:19-25). Собравшись в своем обычном доме, плотно затворив двери «страха ради иудейска» («из страха перед иудеями»), с надеждой и смятением обменивались они рассказами о случившемся в этот день: о пустом гробе и лежащих в нем погребальных пеленах, виденных подругами несчастной Марии, о словах ангела, о встрече некоторых из них с восставшим Учителем. И вдруг «пришел Иисус, стал посреди, и говорит им: «Мир вам!» (Ин 20:19). Но не было здесь, по промыслу Божию, апостола Фомы, и предстояло ему терзаться сомнениями целую неделю.

     Остановимся подробнее на этом богослужении. Мы уже догадались, что свое родовое название, Вечерня, оно получило от времени совершения. Вечерня – это одно из богослужений суточного цикла, наряду с Утреней, Полунощницей и др. Хронологическая и смысловая соотнесенность этих богослужений с определенным периодом суток определяет их двусоставный характер. Одни молитвословия именуются неизменяемыми, потому что исполняются во время каждой службы и варьируют тему своего отрезка времени (вечера, полночи, утра и др.), другие же меняются в зависимости от дня недели и числа месяца и прославляют святого дня или празднуемое событие.

     Все богослужения пасхального периода (от Пасхи до Вознесения) отличаются прежде всего обилием радостных песнопений, прославляющих Воскресшего Господа. Рассматриваемая нами далее Вечерня в первый день Пасхи совершается один раз в году и называется поэтому «пасхальной». Она имеет уникальный характер по своему содержанию.

     Структура пасхальной Вечерни формировалась на протяжении первого тысячелетия христианской эры, а комментарии ее чинопоследования («сценария») стали появляться еще позднее. В них мы находим «символическое» объяснение входящих в ее состав песнопений и обрядовых действий, причем, с различными вариантами. Не пытаясь отдать предпочтение какому-либо одному толкованию, постараемся в первую очередь понять главное содержание текстов Вечерни и смысл наблюдаемых нами во время богослужения торжественных церемониальных шествий.

     Вечерня предваряется 9-м часом, который поется по пасхальному чину. В это время священник (а при соборном служении - предстоятель) облачается во все священнические одежды. По окончании 9-го часа священник, став перед престолом с кадилом в руке, "знаменует (им) крестовидно" и произносит возглас:
Благословен Бог наш...

     Затем следует:
- начало, какое было на утрени и литургии,
- мирная ектения и стихиры на "Господи,воззвах"
- Вход с Евангелием.
- Премудрость, прости.
- "Свете тихий"... Вонмем. Мир всем.
- Премудрость, вонмем" и произносится Великий прокимен, гл. 7-й: "Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса"
.
- После прокимна - диакон: "И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия..." и прочее.

Священник в царских вратах, лицом к народу, читает Евангелие от Иоанна (зач. 65-е - о явлении Господа апостолам вечером в день Воскресения).

После Евангелия:
- сугубая ектения
- "Сподоби, Господи..."
- просительная ектения
- стихиры на стиховне со стихирами Пасхи
.

Далее диакон:
Премудрость
Священник:
Сый благословен...
хор:
Аминь. Утверди, Боже...
Духовенство:
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ
Хор:
И сущим во гробех живот даровав
Священник (с Крестом) творит отпуст: Христос, воскресый из мертвых....

     Все «фонетические» и кулинарные обряды заканчиваются для многих с окончанием Пасхальной недели или даже на второй день Пасхи. При этом люди с удивлением воспринимают пасхальное поздравление и смущенно уточняют: «С прошедшей Пасхой Это распространенное в нецерковной среде заблуждение.

     Празднование Пасхи продолжается в течение 39 дней и заканчивается в канун Вознесения, когда бывает Отдание Пасхи. По воспринятому в Русской Церкви при митрополите Сергии в 1929 году от современной греческой Цветной Триоди обыкновению, в канун Отдания (вечером) и на Отдание (утром) совершается чинопоследование, аналогичное последованию служб Светлой седмицы, с пением пасхальных часов.

С наступающим Вас, братья и сестры, Днем Светлого Христова Воскресения !

Создание и сопровождение сайта:   Студия AleGrans.ru