Великий Вторник
Великая Среда
Великий Четверг
Великая Пятница
Великая Суббота
Великий Понедельник: Начало Великих дней
"Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите»
Дни Великой седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию и каждый называется Великим.
В Богослужении этого дня Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть ради Него для жизненных наслаждений, чтобы пожить с Ним. В таинственном созерцании сближая события Ветхого и Нового Завета, она показывает нам грядущие невинные страдания Спасителя в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа, по зависти братьев невинно проданного и униженного, но после восстановленного Богом.
Богослужение Великого Понедельника пронизано воспоминаниями о ветхозаветном Иосифе. В его страданиях от возненавидевших его братьев, его целомудренном воздержании и незаслуженном заключении в темницу Церковь видит прообраз страданий Христовых. В конечном торжестве Иосифа и его возвышении в Египте предызображается воскресение Христово и Его победа над миром. Подобно Иосифу, простившему братьев и питающему их земными благами, Христос примиряет с Собой падшее человечество и питает верных Своими Телом и Кровью. История Иосифа и жены Потифара символически противопоставляется падению прародителей: жена Потифара, подобно Еве, стала сосудом лукавого змея, но Иосиф, в отличие от Адама и подобно грядущему Спасителю, смог противостоять соблазну и остаться чистым от греха; согрешивший Адам устыдился своей наготы перед Богом, а целомудренный Иосиф предпочёл остаться нагим, лишь бы сохранить свою нравственную чистоту.
«Иосиф – есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для Своих единоплеменников – иудеев, продается учеником за тридцать серебреников, заключается в мрачный и тесный ров – гроб и, восстав из него собственною силою, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом, и вконец побеждает его, владычествует над всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным хлебом – Своею живоносною плотию».
Из событий евангельских Святая Церковь воспоминает иссушение бесплодной смоковницы. Изсохшая смоковница, по словам Евангелия была для Апостолов знаменательною проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек пред Богом духовно мертв. По разуму Святой Церкви, бесплодная смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял; но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния.
Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;
и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.
Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете тó, чтó сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет;
и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полýчите.
Кроме повествования об иссушении смоковницы, утреннее Евангелие назидает нас сказанной Спасителем в этот именно день притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина. В этой притче нельзя не видеть и страшного осуждения христианам, дерзостно нарушающим заповеди апостольские и святоотеческие и тем продолжающим распинать Сына Божия своими прегрешениями. В Евангельском чтении на Литургии Святая Церковь напоминает судьбу богоотступного народа Иудейского и кончину мира, как они были предызображены Иисусом Христом. Изображением великих и разнообразных бедствий и признаков разрушения Иерусалима и кончины века верующие побуждаются среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному и утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и прекращении бедствий «избранных ради».
И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, –
тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
Моли́тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
Стихи на Иосифа прекрасного:
Иосиф целомудренный стал справедливым
правителем и хлеба раздаятелем. О, стог добродетелей!
Стихи на высохшую смоковницу:
Еврейское собрание прообразуя,
Христос Своим проклятьем иссушает
Смоковницу, лишенную плодов духовных,
Да избежим же мы ее беды!
блаженный Иосиф
Во святой и Великий Понедельник мы вспоминаем блаженного Иосифа прекрасного и засохшую смоковницу, поскольку отсюда берет начало (седмица) святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа, а прообразом Его прежде всего служит Иосиф.
Он был последним сыном патриарха Иакова, рожденным от Рахили. Братья, позавидовав из-за некоторых видений, бывших ему во сне, вначале сбросили Иосифа в глубокий ров, а от отца утаили это, обманом с помощью окровавленной одежды брата представив, будто его съел дикий зверь. Затем (братья) за тридцать (В Библии – 20: Быт. 37, 28; ц.-слав. Библия: 20 златниц) сребреников продали его (в рабство) измаильтянам, которые перепродали Иосифа Пентефрию, начальнику евнухов египетского царя – фараона. Когда же госпожа Иосифа покушалась на целомудрие юноши, то поскольку он не захотел совершить беззакония и, оставив одежду, убежал, она оклеветала его перед господином. Иосифа заковали в узы и заключили в суровую темницу. Потом он был освобожден за истолкование снов, приведен к царю и поставлен правителем над всей землей египетской. Иосиф открылся братьям при продаже им хлеба и, свято проведя все время жизни, умер в Египте, прославившись великим целомудрием, при всех других добродетелях.
Он (явился) прообразом Христа, потому что и Христос подвергался зависти со стороны единоплеменных иудеев, был продан учеником за тридцать сребреников, заключен в мрачный и темный ров – во гроб и, своей властью вырвавшись оттуда, ныне царствует над Египтом, т. е. над всяким грехом, совершенно его побеждая, владеет всем миром, человеколюбиво искупает нас таинственным раздаянием хлеба, как Сам Себя предавший за нас и питающий нас Небесным Хлебом – Своей Животворящей Плотию. Итак, по этой причине сегодня вспоминается Иосиф прекрасный.
высохшая смоковницаЗдесь же мы вспоминаем и о высохшей смоковнице, потому что святые евангелисты, а именно Матфей и Марк, после повествования о входе Господнем в Иерусалим прибавляют: на другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; а другой: поутру же, возвращаясь в город, взалкал, и увидев… смоковницу, имеющую только листья (ибо еще не время было собирания смокв), подошел к ней и… не найдя на ней плода, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла ср.: (Мк. 11:12); (Мф. 21:18-19). Смоковница же означает иудейское сонмище: Спаситель, не обретя в нем достойного плода, а только тень закона, и это отнял у них (иудеев), сделав вовсе бесполезным.
Если же кто скажет [аще ли же кто речет]: почему бездушное дерево, не согрешившее, было проклято и засохло? – тот пусть знает, что иудеи, видя Христа, всегда всем благодетельствующего и никому не наносящего никакой скорби, полагали, что он имеет силу только благодетельствовать, но не причинять зло. Владыка же, чтобы убедить неблагодарных людей, что Он имеет достаточную силу и наказывать, но не хочет, ибо Он Благ, однако по Своему человеколюбию не желая показывать этого на человеке и причинять (ему) мучение, сделал это на неодушевленном и бесчувственном создании.
Вместе с тем есть и некое таинственное объяснение, дошедшее до нас от премудрых старцев. Как говорит Исидор Пелусиот, (смоковница) – это дерево преслушания, листьями которого покрылись согрешившие; потому оно и проклято Христом по человеколюбию Его, поскольку сразу не подверглось этому, – чтобы оно больше не приносило плода, ставшего причиной греха. А то, что грех подобен смокве – очевидно, ибо имеет (свойство) услаждать (как) страсть, прилипать (как) грех, а потом ожесточаться и производить горечь, (как) совесть.
Впрочем, повествование о смоковнице поставлено здесь отцами ради сокрушения, а об Иосифе – потому, что он – прообраз Христа. Смоковница – это всякая душа, не приносящая никакого духовного плода, которую Господь наутро, т. е. после сей жизни, не найдя у нее покоя, иссушает проклятием и посылает в вечный огонь, и стоит (она как) некий иссушенный столб, устрашающий не творящих достойного плода добродетелей.
Молитвами Иосифа прекрасного, Христе Боже, помилуй нас.
Мы вступаем сегодня в тяжелые дни: в дни, когда мы вспоминаем Страсти Христовы, в дни, когда и нам будет нелегко приходить в храм выносить долгие службы, молиться. Многие поставят перед собой вопрос: а стоит ли ходить, когда тело так устало, когда мысли разлетаются, когда нет внутренней собранности и настоящего участия в том, что происходит?..
Вспомните тогда то, что было в дни Страстей Христовых: сколько было народа, и добрых и страшных людей, которые много бы дали, чтобы вырваться из ужаса и из истомленности этих дней. Те, которые были близки ко Христу, – как у них разрывалось сердце, как истощались последние силы, телесные и душевные, в течение этих немногих страшных дней… И как сотни людей, вероятно, хотели бы вырваться из этой недели, быть свободными от того, что происходило: от гнева, от страха, от ужаса…
И жизнь никуда не давала уйти;
- никуда не могла отойти от страстей Господних Пречистая Дева Богородица;
- никуда не могли укрыться от своего ужаса Ученики Христовы, даже в те минуты, когда страх побеждал и они старались спрятаться от гнева народного;
- никуда не могли уйти, забыть происходящее Никодим, Иосиф Аримафейский, тайные ученики Христовы, верные женщины-мироносицы...
Уйти было некуда, потому что ужас обитал в их сердцах, потому что ужас охватывал их извне и изнутри. И так же некуда было уйти от этого тем, которые с ненавистью, упорно, злобно добивались Христова убийства.
И вот, когда вспоминаешь это, – разве не найдешь себе места в храме в течение этих страстных дней? И у них мешались мысли, у них холодело сердце, и у них истощались силы; но они жили этим событием. И то, что будет происходить на этих днях, это не мертвое воспоминание о когда-то прошедшем; это событие, которое находится в сердце наших дней, на нем зиждется жизнь нашего мира и наша жизнь.
Поэтому, что бы вы не переживали, как бы мало вы – мы – ни переживали, будем ходить на эти службы, погружаться в то, что они нам предъявляют. Не будем стараться из себя насильственно выжать какие-то чувства: довольно посмотреть; довольно послушать; и самые события – потому что это события, а не воспоминание – пусть нас ломают телом и душой. И тогда, когда, не вспоминая себя, а думая о Христе, о том, что происходит на самом деле в эти дни, мы достигнем и той великой субботы, когда Христос упокоился во гробе, – и на нас найдет покой. И когда ночью мы услышим весть о Воскресении, тогда мы тоже сможем вдруг ожить от этого страшного оцепенения, от этой страшной смерти Христовой, умирания Христова, которому мы хоть сколько-то приобщимся в течение страстных дней.
Аминь.
Последняя седмица перед Пасхой посвящена последним дням земной жизни Христа Спасителя, Его Страданиям и крестной смерти ради нашего спасения. Поэтому эта седмица и называется Страстнóй. А по важности и знаменательности свершившихся в ней событий, она также называется Великой, и каждый из дней ее именуется Великим: Великий понедельник, Великий вторник...
Богослужение этой седмицы, начиная с вечерни, которая служится вечером в Неделю ваий, постепенно ведет нас по стопам Господа, грядущего на вольную смерть. Со вниманием и благоговением Святая Церковь следует в эти дни за Христом Спасителем, вспоминая те события, которыми были наполнены последние дни земной жизни Христа. Служба совершается только по Триоди, службы святым из Минеи вычитываются на повечериях в предыдущие дни.
В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы положено на Часах прочитывать Евангелие (по современной практике, Евангелие читается в течение всего Великого поста) - полностью от Матфея, Марка, Луки и от Иоанна до 14-й главы, до слов: "Ныне прославися Сын Человеческий". Чтением Евангелий раскрывается вся жизнь Спасителя.
Также в первые три дня Страстной седмицы служится Литургия Преждеосвященных Даров, на которой положено определенное Евангельское чтение. Читается Евангелие и на утрени.
На повечериях в эти дни читаются трипеснцы Триоди, также и на утрени вместо полного канона.
На утрени в понедельник, вторник и среду поется тропарь:
"Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща, недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися. Но воспряни, зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас".
Женихом здесь назван Христос. Тропарь этот составлен в подражание Евангельской притче о Десяти девах, вышедших в полночь навстречу Жениху. Воскресение Христово произошло в полночь, и Второе пришествие Господа - Жениха душ наших, по преданию Церкви, будет в полночь. Это песнопение побуждает нас не предаваться сну греховному,
бодрствовать душой, подвизаясь на пути спасения. Тропарь этот положено петь неспешно и "со сладкопением".
На утрени в понедельник, вторник, среду и четверг поется светилен (эксапостиларий):
"Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшéнный, и одежды не úмам, да внúду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя".
Положено петь этот светилен трижды, неспешно, "со сладкопением". Вначале посредине храма одним певцом и затем повторяется хором. Это песнопение напоминает нам Евангельскую притчу о человеке, вошедшем на брачный пир в неподобающей одежде. Говорит о том, что для того, чтобы войти в Чертог Жениха, в Небесное Царство, необходимы светлые одежды добродетелей.
Начиная с Великого четверга, все богослужение посвящено Крестному пути Спасителя. Службы эти совершенно особые, они не могут сравниться ни с какими более богослужениями, прежде всего, по внутреннему содержанию, хотя отличаются они и по форме.
По материалам: Алексеевский ставропигиальный женский монастырьwww.hram-ks.ru
Утром: Часы, Изобразительные и Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.
Вечером: Великое Повечерие
Богословие дня:
Вечерня (в неделю Ваий вечером)
На вечерне – кафизмы нет.
Стихиры на « Господи , воззвах » на 6 ( со стиховны в неделю Ваий ),
« Слава ...»,
Триоди,
« И ныне ...»,
Триоди.
Вход с кадилом.
Прокимен дня « Се ныне благословите Господа ...» (а не великий, как в прочие воскресные дни Четыредесятницы).
Стихиры на стиховне Триоди.
По « Ныне отпущаеши ...» после « Отче наш ...» великопостные тропари с поклонами.
Молитва прп . Ефрема Сирина с 3- мя поклонами.
Отпуст на всех богослужениях в Понедельник , Вторник и Среду:
«Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради спасения,
Христос, Истинный Бог наш,
молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых,
помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец»
во всю Страстную седмицу святые храма и дня на отпустах не поминаются.
после этого хор поет многолетны: «Великаго Господина…».
Повечерие малое
с пением трипеснца прп. Андрея Критского из Триоди (1-я, 8-я и 9-я песни).
Ирмосы по дважды, тропари – сколько есть (без повторений).
В заключение каждой песни опять тот же ирмос (на катавасию).
Утреня
Начинается богослужение этого дня Утреней, на которой вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа» с великопостными стихами и поется особым напевом тропарь:
"Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща:
не достоин же паки, егоже обрящет унывающа.
Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися,
но воспряни зовущи:
Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас.
В этом тропаре Церковь внушает нам спасительный страх внезапного пришествия Судии мира и побуждает нас к духовному бодрствованию. Жених грядет, и по Его следам идем и мы!
Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет. Седальны Триоди (по дважды).
Примечание. В Страстную седмицу Псалтирь прочитывается полностью только один раз: в первые три дня (Понедельник, Вторник и Среду) на утрене – по три кафизмы, на часах (3-м и 6-м) – по одной на каждом, на 1-м и 9-м часах кафизм не бывает.
…На середине храма ставится аналой. В предшествии свещеносцев из алтаря выходит священник. В руках его Святое Евангелие, которое и полагается на аналой. Во время службы Часов читается Евангелие. Хотя Устав предписывает читать Евангелие на Часах только в дни Страстной седмицы, на практике Евангелие читают весь пост, начиная со Второй седмицы.
В Великий Понедельник мы слышим евангельское повествование о проклятии Господом бесплодной смоковницы и притчу о злых виноградарях. Засохшее дерево символизирует душу, не приносящую духовных плодов – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. А злые виноградари – это фарисеи и книжники, которые в итоге убили Сына Хозяина виноградника.
Часы
Как мы помним, читаются 3, 6 и 9 Часы.
На 6-м Часе мы слышим Паремию, которая традиционно находится на своем месте, в середине 9-го Часа. Но темы паремий Страстной седмицы принципиально отличаются от тех тем, что мы слышали в обычные дни Поста. Вместо пророка Исаии на 6-м Часе читается пророчество пророка Иезекииля, исполненное страшных, таинственных видений, которые он созерцал в дни Вавилонского пленения. Иезекиилю открылось сияние Славы Господней и, движимые среди пламени, крылатые и многоочитые образы Небесных Ангелов.
И вновь, как и в дни Поста, в первые три дня Страстной седмицы мы падаем в поклоне, молясь словами молитвы Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего…
Изобразительны
Чин изобразительных состоит из благословения, начала обычного, великой ектении, псалмов 102 и 145, гимна «Единородный Сыне», пения блаженств, чтения Апостола и Евангелия, сугубой ектении, Символа веры, просительной ектении, молитвы «Отче наш», тропарей и кондаков, псалма 33, отпуста. В просторечии изобразительны называют обедницей.
Изобразительны возникли в практике келлиотского монашества палестины. Монахи-келлиоты, которые причащались чаще одного раза в неделю, получали уже освященные Св. Дары и сами себя приобщали, совершая чин изобразительных.
Изобразительны совершаются по великопостному чину:
После «Отче наш» – кондак Триоди: «Иа́ков рыда́ше…».
Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…».
Святые храма и дня на отпусте не поминаются.
(Изобразительны в Понедельник и Вторник Страстной седмицы могут завершаться и обычным малым отпустом.)
Вечерня
Изменяются и ветхозаветные чтения на вечерне. Чтение книги Бытия, предлагавшееся в течение всего Великого Поста закончилось. Праотцы уже погребены в земле Обетованной; мы читаем книгу Исход, в которой говорится о исходе из страны греха и рабстве.
Вместо Соломоновых притчей — чтение о многострадальном Иове — прообразе Христа.
Особенное внимание следует обратить на стихиры Вечерни. В них формулируется то, что является центральной идеей Понедельника: начало крестного пути Христова: Грядый Господь к вольней страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем…
Приведем фрагменты из этих стихир в русском переводе:
Господь, идя на добровольное страдание, говорил апостолам на пути:
«Вот, мы восходим во Иерусалим, и предан будет Сын Человеческий, как написано о Нем»!»
Давайте же и мы, очищенными мыслями будем сопутствовать Ему, и с Ним распнемся, и умертвим себя ради Него для житейских наслаждений, чтобы с Ним и ожить, и услышать Его, возглашающего:
«Уже не в земной Иерусалим восхожу, чтобы пострадать, но ко Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему, и вас с Собою вознесу в горний Иерусалим, в Царство Небесное!»
Господь, шествуя на страдание и утверждая Своих учеников… говорил им наедине:
«Как вы слов Моих не помните, тех, что Я прежде вам сказал, что никакому Пророку, как написано, невозможно вне Иерусалима быть убитым? Ныне же настало время, о котором Я вам сказал: ибо вот, Я предаю Себя в руки грешников на поругание; и они, ко Кресту Меня пригвоздив, и погребению предав, презренным сочтут, как мертвого. Однако дерзайте: ибо Я восстану на третий день на радость верным и в жизнь вечную!»
Не постигая несказанного таинства промысла Твоего, Господи, матерь сынов Зеведеевых просила у Тебя, чтобы почести временного царства были дарованы чадам ее; но вместо того Ты обещал, что чашу смертную будут пить друзья Твои, ту чашу, о которой Ты говорил, что Сам прежде них будешь пить ее для очищения нас от грехов. Потому мы Тебе взываем:
«Спасение душ наших, слава Тебе!»
Литургия Преждеосвященных Даров
Вечерня плавно перетекает в литургию Преждеосвященных Даров. Но эта литургия отличается от обычной великопостной тем, что на ней читается Евангелие.
И тема, которую Церковь предлагает нам в этот первый день Страстной седмицы: тема приближающегося Суда. Пока еще Спаситель с учениками сидят в тени старых маслин и ничто не предвещает наступление Конца. Апостолы думают, что впереди много будет таких покойных и мирных дней. Но Христос знает, что это последние дни… И в перспективе Своего ухода от учеников наставляет их быть духовно бдительными.
В то время, когда сидел Иисус на горе Масличной, подошли к Нему ученики отдельно от других и спросили Его: скажи нам, когда это будет, и какое знамение Твоего пришествия и конца века? И ответил им Иисус: смотрите, чтобы кто не ввел вас в заблуждение. Ибо многие придут под именем Моим, говоря: «я Христос», и многих введут в заблуждение… Тогда будут предавать вас на страдание и будут убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое. И тогда соблазнятся многие; и будут друг друга предавать, и ненавидеть друг друга; и многие лжепророки восстанут и многих введут в заблуждение; и от умножения беззакония, во многих охладеет любовь. Претерпевший же до конца, тот будет спасен… (Мф. 24:3-35).
Как полезно и нам помнить о духовной бдительности, чтобы нас не увлекли обманщики и лжемессии, а также о том, что путь ученичества — крестный путь: "Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое".
Великое Повечерие
В Понедельник вечером совершается Великое Повечерие:
Поется Трипеснец святого Андрея Критского, с которым мы восходим со Христом на гору Елеонскую:
"Пойдем со Христом к горе Елеонстей,
тайно со Апостолы соводворимся Ему."
Трепет объемлет душу и все трогательней становятся песнопения:
"Разумей, смиренное мое сердце… Готови сама себе, о душе моя, ко исходу: пришествие приближается неумолимого Судии."
- 21:18 У́тру же возврáщься во грáдъ, взалкá:
- 21:19 и узрѣ́въ смокóвницу ед
и́ ну при пути́, прiи́де къ нéй, и ничтóже обрѣ́те на нéй, тóкмо ли́ ствiе еди́ но, и глагóла éй: да николи́ же от тебé плодá бýдетъ во вѣ́ки. И áбiеи́ зсше смокóвница. - 21:20 И в
и́ дѣвше ученицы́ диви́ шася, глагóлюще: кáко áбiеи́ зсше смокóвница? - 21:21 Отвѣщáвъ же Иисýсъ речé
и́ мъ: ами́ нь глагóлю вáмъ: áщеи́ мате вѣ́ру и не усумнитéся, не тóкмо смокóвничное сотворитé, но áще и горѣ́ сéй речéте: дви́ гнися и вéрзися въ мóре, бýдетъ: - 21:22 и вся́, ели́ка áще воспрóсите въ мол
и́ твѣ вѣ́рующе, прiи́мете. - 21:23 И пришéдшу емý въ цéрковь, приступ
и́ ша къ немý учáщу архiерéе и стáрцы людстíи, глагóлюще: кóею влáстiю сiя́ твори́ ши? и ктó ти дадé влáсть сiю́? - 21:24 Отвѣщáвъ же Иисýсъ речé
и́ мъ: вопрошý вы и áзъ слóво еди́ но: éже áще речéте мнѣ́, и áзъ вáмъ рекý, кóею влáстiю сiя́ творю́: - 21:25 крещéнiе Иоáнново откýду бѣ́? съ небесé ли, или́ от человѣ́къ? Он
и́ же помышля́ху въ себѣ́, глагóлюще: áще речéмъ, съ небесé: речéтъ нáмъ: почтó ýбо не вѣ́ровасте емý? - 21:26 áще ли речéмъ, от человѣ́къ: бо
и́ мся нарóда: вси́ бои́ мутъ Иоáнна я́ко прорóка. - 21:27 И отвѣщáвше Иисýсови рѣ́ша: не вѣ́мы. Речé
и́ мъ и тóй: ни áзъ вáмъ глагóлю, кóею влáстiю сiя́ творю́. - 21:28 Чтó же ся́ вáмъ мн
и́ тъ? Человѣ́къ нѣ́кiй имя́ше двá сы́на, и пришéдъ къ пéрвому, речé: чáдо, иди́ днéсь, дѣ́лай въ виногрáдѣ моéмъ. - 21:29 О́нъ же отвѣщáвъ речé: не хощý: послѣд
и́ же раскáявся,и́ де. - 21:30 И пристýпль къ другóму, речé тáкоже. О́нъ же отвѣщáвъ речé: áзъ, гóсподи [идý]: и не
и́ де. - 21:31 Кíй от обою́ сотвори́ вóлю óтчу? Глагóлаша емý: пéрвый. Глагóла
и́ мъ Иисýсъ: ами́ нь глагóлю вáмъ, я́ко мытари́ и любодѣ́йцы варя́ютъ вы́ въ цáрствiи Бóжiи: - 21:32 прiи́де бо къ вáмъ Иоáннъ [крест
и́ тель] путéмъ прáведнымъ, и не вѣ́ровасте емý, мытари́ же и любодѣ́йцы вѣ́роваша емý: вы́ же ви́ дѣвше, не раскáястеся послѣди́ вѣ́ровати емý. - 21:33 И́ну при́тчу слы́шите. Человѣ́къ нѣ́кiй бѣ́ домов
и́ тъ,и́ же насади́ виногрáдъ, и оплóтомъ огради́ егó, и ископá въ нéмъ точи́ ло, и создá стóлпъ, и вдадéи́ дѣ́лателемъ, и отъи́ де. - 21:34 Егдá же прибл
и́ жися врéмя плодóвъ, послá рабы́ своя́ къ дѣ́лателемъ прiя́ти плоды́ егó: - 21:35 и éмше дѣ́лателе рабóвъ егó, óваго ýбо б
и́ ша, óваго же уби́ ша, óваго же кáменiемъ поби́ ша. - 21:36 Пáки послá
и́ ны рабы́ мнóжайшя пéрвыхъ: и сотвори́ шаи́ мъ тáкоже. - 21:37 Послѣд
и́ же послá къ ни́мъ сы́на своегó, глагóля: усрамя́тся сы́на моегó. - 21:38 Дѣ́лателе же в
и́ дѣвше сы́на, рѣ́ша въ себѣ́: сéй éсть наслѣ́дникъ: прiиди́ те, убiéмъ егó и удержи́ мъ достоя́нiе егó. - 21:39 И éмше егó изведóша вóнъ изъ виногрáда и уб
и́ ша. - 21:40 Егдá ýбо прiи́детъ господ
и́ нъ виногрáда, чтó сотвори́ тъ дѣ́лателемъ тѣ́мъ? - 21:41 Глагóлаша емý: злы́хъ злѣ́ погуб
и́ тъи́ хъ, и виногрáдъ предáстъи́ нымъ дѣ́лателемъ,и́ же воздадя́тъ емý плоды́ во временá своя́. - 21:42 Глагóла
и́ мъ Иисýсъ: нѣ́сте ли чли́ николи́ же въ писáнiихъ: кáмень, егóже не въ рядý сотвори́ ша {небрегóша} зи́ ждущiи, сéй бы́сть во главý ýгла? от Гóспода бы́сть сié, и éсть ди́ вно во óчiю вáшею {нáшею}. - 21:43 Сегó рáди глагóлю вáмъ, я́ко отъ
и́ мется от вáсъ цáрствiе Бóжiе и дáстся язы́ку творя́щему плоды́ егó:
- 21:18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;
- 21:19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.
- 21:20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
- 21:21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете тó, чтó сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет;
- 21:22 и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полýчите.
- 21:23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?
- 21:24 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю;
- 21:25 крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?
- 21:26 а если сказать: от человеков, – боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.
- 21:27 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.
- 21:28 А кáк вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.
- 21:29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.
- 21:30 И подойдя к другому, он сказал тó же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.
- 21:31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие,
- 21:32 ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.
- 21:33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
- 21:34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;
- 21:35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
- 21:36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
- 21:37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.
- 21:38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.
- 21:39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
- 21:40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
- 21:41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
- 21:42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
- 21:43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
Страстная седмица, Великий Понедельник начинается с притчи о бесплодной смоковнице. Господь на пути Своем в Иерусалим, куда Он идет, чтобы принять страдания за нас, взалкал. Он воистину Человек, и Он приобщился всем немощам нашей природы и всей нищете, какая только есть у людей. И Он истинный Бог наш, совершающий чудеса Своей Божественной силой. Завершая Свой земной путь, прежде чем подъять подвиг спасения рода человеческого, Он испытывает усталость в конце этого трудного пути, усталость и голод. И не находит ничего на земле, чтобы этот голод утолить. Мы понимаем, что за физическим голодом стоит бесконечно большее.
Бесплодная смоковница, на которой нет ничего кроме листьев, — выражение предельного бесплодия всего творения, которое не может в этот час ничего предложить своему Творцу. Мир создан для человека, и все в нем совершается ради человека. И речь в этом событии-притче идет, конечно же, о человеке. В первую очередь о тех, от кого Господь вправе был ожидать плодов. Господь обличает внешнюю видимость веры. «Ты носишь имя, что ты жив, но ты мертв», — говорит Он сегодня, обращаясь ко многим.
Грех бесплодия по справедливости наказуется проклятием бесплодия. «Да не будет же впредь от тебя плода вовек»! Сколь радостным было первое благословение, данное человеку: «плодитесь и размножайтесь», столь печальным будет проклятие бесплодия для лицемерной веры. Те, кто лицемерно исповедует веру, засыхают, как проклятая Богом смоковница, обыкновенно еще в этом мире. Смоковница, у которой не было плода, утратила скоро и листья. Лицемеры могут производить благоприятное впечатление на других в течение какого-то времени, но рано или поздно их притворство обнаруживается перед всеми.
Господь говорит о состоянии целого народа, избранного Богом Израиля. Этот богоизбранный народ был смоковницей, посаженной у дороги, по которой шел Христос Бог. И этот народ сильно огорчил Господа. Он пришел к нему, ожидая найти у него какой-то плод, но ничего не нашел кроме листьев. Иерусалимский храм кипел широкой деятельностью, но не было в нем жизни. Духовные вожди Израиля проповедовали об ожидании обетованного Мессии, но когда Мессия пришел, они не приняли Его и осудили Его на смерть. Потому Господь говорит, что у них не будет плода вовек. Эта смоковница была такой огромной, что тень ее покрывала весь Иерусалимский храм. Но никогда ничего доброго не было у тех, кто отверг Христа. С неизбежностью они становились с течением истории все хуже и хуже. Слепота и ожесточение все более охватывали их.
Как быстро засохла их смоковница после того, как они сказали: «Кровь Его на нас и на детях наших»! Сегодня некоторые кощунственно утверждают, что христианство и иудаизм разными путями идут к одной и той же цели, навстречу одному и тому же Мессии — Христу во Втором Его Пришествии. Но слово Божие, слово Спасителя нашего говорит о другом. Тайна отвержения Христа и тайна принятия антихриста — одна и та же «тайна беззакония».
Идущий на вольную Страсть Христос показывает верующим в Него Свою силу прежде Своих страданий. Прежде победы Воскресения Он показывает эту Божественную силу, и ученики Его поражены внезапностью исполнения того, что Он им сказал. И Христос говорит им о силе истинной веры. По дару Божию Церковь Христова может совершать не меньшие чудеса.
«Не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет».
Сомнение в силе обетования Божия оказывается всегда разрушительным. Насколько непоколебимы обетования Божии, настолько должна быть исполнена доверия Богу вся наша жизнь. Плод благодати раскрывается в вере, в жизни по вере. И эта вера преодолевает любые непреодолимые трудности и скорби, которые Христос образно называет горами.
Эти горы могут быть очень высокими, так что кажется, что они уже полностью застят небо. Ничего не видно, кроме трудностей и скорбей, которые стоят на нашем пути. Но нет ничего невозможного для Бога. И потому все, что Он обещает нам, будет исполнено, как бы ни казалось нам это невозможным. «Все, чего ни попросите в молитве с верою, — говорит Господь, — получите».
Но вера должна быть истинной, потому что много лжевер существует в мире. И много ложной духовности. Если вера истинная, а не ложная, тогда будет истинная молитва. И, естественно, — молитва ложная, если она не вдохновлена истинной верой. Единственное условие нашей победы: мы должны просить в молитве с верой, и мы должны хранить нашу истинную православную веру, чтобы она не была повреждена никакой ложной духовностью. И чтобы она была глубоко личной верой каждого из нас. Как надо нам остерегаться, чтобы она не оказалась отвлеченной, как некогда у богоизбранного народа, пустотой внешнего благочестия, не имеющего плодов. Как страшно проста жизнь: достаточно попросить, чтобы у нас было все, что нам нужно. Достаточно поверить и получить. Но какой дорогой ценой дается нам чудо этой простоты — ценой всецелой отдачи Христа за нас и ценой нашей готовности отдать себя до конца Господу.
Будем постоянно умолять Господа о самом главном: «Как Сам желаешь, и как Сам знаешь, только спаси меня», — как молятся святые отцы. И не будем бояться надоедать Ему и в самых скромных житейских нуждах, потому что Он так ясно Сам говорит: все, чего вы ни попросите, будет вам. Его слова относятся ко всей нашей жизни, а не только к обетованию нашего спасения. Если мы будем всю нашу жизнь заполнять такою молитвой, уже сейчас на земле она будет иметь отблеск рая.
«Все, чего ни попросите». Что нам просить? Если мы будем просить об исполнении только наших земных нужд и все исполнит Господь, что мы скажем Ему, когда станем пред Ним лицом к лицу в вечности, и не о чем больше земном будет просить? Будем просить Его обо всем, только не о том, что может быть оскорбительным для Его Креста. Чтобы не оказаться нам не имеющей плода смоковницей.
В Своей бесконечной мудрости Господь видит всех приходящих к Нему и судит наши помышления и намерения сердечные. Перед Господом предстоят первосвященники и старцы. «Какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?» — вопрошают они Господа. Власть Господа — из того же источника, что и власть Иоанна Крестителя. Если крещение Иоанново было от Бога, то почему они не верят тому, что Предтеча говорит о Христе? А сказать, что оно было от человеков, боятся, потому что весь
народ считает его за пророка. И они дают самый жалкий ответ, какой может быть: «Не знаем». И Господь не отвечает на их лицемерное вопрошание. Он спокойно являет им Свою Божественную власть, в глубины которой невозможно проникнуть непросвещенному человеческому разуму. Во все времена Господь ставит Свою Церковь перед самыми главными вопросами. И только тогда, когда мы, не думая о земной выгоде, не страшась ничего, отвечаем Ему, открывает Он нам Свои тайны.
Как страшно услышать от Господа: «Я не скажу вам». Когда мы получаем такой ответ от Него, первое, о чем мы должны задуматься, не преступили ли мы нашими вопрошаниями границы заповедей Царства, которое, нам кажется, мы ищем. Подобно книжникам и фарисеям и первому сыну притчи о посланных трудиться в винограднике, мы говорим все правильные слова — почти автоматически произнося их по молитвослову в нашем вечернем и утреннем правиле. Но Господь ждет не ответа наших уст — «иду, Господи, и не пошел», — но ответа нашего сердца. Нашего покаяния. Слово и дело — разные вещи. Многие говорят и не делают. Многие приближаются к Богу устами своими, говоря о любви к Нему, но сердце их далеко отстоит от Него.
И, наконец, Господь предлагает нам сегодня притчу о злых виноградарях. Виноградник — это жизнь человеческая, которую Господь сотворил, прекрасно устроил и оградил Своей мудростью, крепостью и правдой, чтобы она стала радостью для человека, цветущим садом, раем. Бог доверяет человеку, Он дает свободу нам поступать так, как мы хотим. Однако мы ответственны за все — приходит Суд, и мы должны дать ответ Богу. Христос говорит первосвященникам и книжникам, что Он — Бог, ставший человеком, пришедший вслед за пророками, чтобы спасти всех. Он ясно осознает, что впереди Его ждет смерть. И открыто обличает тех, кто готовит это преступление. Самое страшное в этих злых виноградарях — их ведение. Они ищут убить Его не потому что не знают, что Он Мессия, но именно потому что знают это. Не потому что Он лжемессия, а потому что Он истинный Мессия. Они никогда не сомневались в Его чудесах, не отрицали Его силу. Но им дается, наконец, возможность освободиться от всех Его заповедей, стать свободными хозяевами жизни. А для этого надо убить Бога. Скоро, когда наступит Великая Пятница, мы снова станем свидетелями, как это произойдет.
И мы слышим суд Христов: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его». Этот народ — мы, христиане, и Бог ждет, что мы принесем Ему от нашего виноградника стократный плод. апостол Павел говорит, что в мире паки распинается Христос. Не убиваем ли и мы Христа всякий раз, когда сознательно идем против Его воли? Неужели отнимется и от нас Царство Божие? Это вполне может быть. Но долготерпеливый и всемилостивый Господь никогда не перестает ждать нашего покаяния. Ибо огонь Крестной любви Христовой не может быть погашен никакой человеческой ненавистью — так же как бессмертный Бог не может умереть, не воскреснув после смерти.
протоиерей Александр Шаргунов (настоятель московского Храма святителя Николая в Пыжах, глава Комитета «За нравственное возрождение Отечества»)
- 24:3 Сѣдя́щу же емý на горѣ́ Елеóнстѣй, приступ
и́ ша къ немý ученицы́ на еди́ нѣ, глагóлюще: рцы́ нáмъ, когдá сiя́ бýдутъ? и чтó éсть знáменiе твоегó пришéствiя и кончи́ на вѣ́ка? - 24:4 И отвѣщáвъ Иисýсъ речé
и́ мъ: блюди́ те, да никтóже вáсъ прельсти́ тъ: - 24:5 мнóзи бо прiи́дутъ во
и́ мя моé, глагóлюще: áзъ éсмь Христóсъ: и мнóги прельстя́тъ. - 24:6 Услы́шати же
и́ мате брáни и слы́шанiя брáнемъ. Зри́ те, не ужасáйтеся, подобáетъ бо всѣ́мъ [си́мъ] бы́ти: но не тогдá éсть кончи́ на. - 24:7 Востáнетъ бо язы́къ на язы́къ, и цáрство на цáрство: и бýдутъ глáди и пáгубы и трýси по мѣ́стомъ:
- 24:8 вся́ же сiя́ начáло болѣ́знемъ.
- 24:9 Тогдá предадя́тъ вы́ въ скóрби и убiю́тъ вы́: и бýдете ненав
и́ дими всѣ́ми язы́кии́ мене моегó рáди. - 24:10 И тогдá соблазня́тся мнóзи, и дрýгъ дрýга предадя́тъ, и возненав
и́ дятъ дрýгъ дрýга: - 24:11 и мнóзи лжепрорóцы востáнутъ и прельстя́тъ мнóгiя:
- 24:12 и за умножéнiе беззакóнiя, изся́кнетъ любы́ мнóгихъ.
- 24:13 Претерпѣ́вый же до концá, тóй спасéтся.
- 24:14 И проповѣ́стся сié евáнгелiе цáрствiя по всéй вселéннѣй, во свидѣ́телство всѣ́мъ язы́комъ: и тогдá прiи́детъ конч
и́ на. - 24:15 Егдá ýбо ýзрите мéрзость запустѣ́нiя, речéнную данiи́ломъ прорóкомъ, стоя́щу на мѣ́стѣ святѣ:
и́ же чтéтъ, да разумѣ́етъ: - 24:16 тогдá сýщiи во Иудéи да бѣжáтъ на гóры:
- 24:17 [и]
и́ же на крóвѣ, да не схóдитъ взя́ти я́же въ домý егó: - 24:18 и
и́ же на селѣ́, да не возврати́ тся вспя́ть взя́ти ри́ зъ свои́ хъ. - 24:19 Гóре же непрáзднымъ и доя́щымъ въ ты́я дни́.
- 24:20 Мол
и́ теся же, да не бýдетъ бѣ́гство вáше въ зимѣ́, ни въ суббóту. - 24:21 Бýдетъ бо тогдá скóрбь вéлiя, яковáже не былá от начáла мíра досéлѣ, нижé
и́ мать бы́ти. - 24:22 И áще не бы́ша прекрат
и́ лися днíе о́ны, не бы́ ýбо спаслáся вся́ка плóть: избрáнныхъ же рáди прекратя́тся днíе о́ны. - 24:23 Тогдá áще ктó речéтъ вáмъ: сé, здѣ́ Христóсъ, или́ óндѣ: не им
и́ те вѣ́ры: - 24:24 востáнутъ бо лжехри́сти и лжепрорóцы и дадя́тъ знáменiя вéлiя и чудесá, я́коже прельст
и́ ти, áще возмóжно, и избрáнныя. - 24:25 Сé, прéжде рѣ́хъ вáмъ.
- 24:26 А́ще ýбо рекýтъ вáмъ: сé, въ пусты́ни éсть, не изыд
и́ те: сé, въ сокрóвищихъ, не ими́ те вѣ́ры: - 24:27 я́коже бо мóлнiя исхóдитъ от востóкъ и явля́ется до зáпадъ, тáко бýдетъ пришéствiе Сы́на человѣ́ческаго:
- 24:28 идѣ́же бо áще бýдетъ трýпъ, тáмо соберýтся орли́.
- 24:29 А́бiе же, по скóрби днíй тѣ́хъ, сóлнце помéркнетъ, и лунá не дáстъ свѣ́та своегó, и звѣ́зды спадýтъ съ небесé, и си́лы небéсныя подв
и́ гнутся: - 24:30 и тогдá яв
и́ тся знáменiе Сы́на человѣ́ческаго на небеси́: и тогдá восплáчутся вся́ колѣ́на земнáя и ýзрятъ Сы́на человѣ́ческаго грядýща на о́блацѣхъ небéсныхъ съ си́ лою и слáвою мнóгою: - 24:31 и пóслетъ áнгелы своя́ съ трýбнымъ глáсомъ вéлiимъ, и соберýтъ избрáнныя егó от четы́рехъ вѣ́тръ, от конéцъ небéсъ до конéцъ
и́ хъ. - 24:32 От смокóвницы же науч
и́ теся при́тчи: егдá ужé вáiя ея́ бýдутъ млáда, и ли́ ствiе прозя́бнетъ, вѣ́дите, я́ко бли́ зъ éсть жáтва: - 24:33 тáко и вы́, егдá в
и́ дите сiя́ вся́, вѣ́дите, я́ко бли́ зъ éсть, при двéрехъ. - 24:34 Ам
и́ нь глагóлю вáмъ, не мимои́ детъ рóдъ сéй, дóндеже вся́ сiя́ бýдутъ: - 24:35 нéбо и земля́ мимо
и́ детъ, словесá же моя́ не мимои́ дутъ.
- 24:3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?
- 24:4 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
- 24:5 ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят.
- 24:6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец:
- 24:7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;
- 24:8 всё же это – начало болезней.
- 24:9 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое;
- 24:10 и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;
- 24:11 и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих;
- 24:12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;
- 24:13 претерпевший же до конца спасется.
- 24:14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
- 24:15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, –
- 24:16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
- 24:17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
- 24:18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
- 24:19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
- 24:20 Моли́тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
- 24:21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
- 24:22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
- 24:23 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте.
- 24:24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
- 24:25 Вот, Я наперед сказал вам.
- 24:26 Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выходи́те; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте;
- 24:27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;
- 24:28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
- 24:29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;
- 24:30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
- 24:31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
- 24:32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;
- 24:33 так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.
- 24:34 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет;
- 24:35 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
Сегодня Господь говорит нам о тайне Cуда, который совершается над Церковью уже сейчас и который раскроется во Втором Его и славном Пришествии. Когда сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики Его наедине и спросили: «Скажи нам, когда это будет».
Ученики спрашивают Господа о временах и сроках и о признаках Его Пришествия и кончины века. Господь, не говоря ни слова о временах и сроках, начинает с предупреждения: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас». Соблазнители и прельстители более опасные враги Церкви, чем гонители. Воистину, те, кто убивает подлинных пророков, в начале уловляются лжепророками. И те, кто распинал подлинного Мессию Христа, прежде дали себя обмануть лжехристам и лжемессиям. Но это испытание должно придти, да будут явлены те, кто Христовы.
Господь говорит нам, что под видом величайшего добра может скрываться величайшее зло. Кто такие лжепророки? Прежде всего, те, кто прельщается вдохновением ложных духовностей, ложных религий. И те лжепророки, которых мы видели в минувшем столетии, когда миллионы людей были обмануты духом вражиим. Но лжепророки могут быть также из числа тех, кто находится в Церкви, более того, те, кто может учительствовать в Церкви и занимать в ней важное место. От них наибольшая опасность, потому что они менее всего могут быть подозреваемы в обмане.
Лжехристы и лжепророки имеют повсюду легионы своих служителей, через которых они привлекают к себе души человеческие. Вследствие принятия лжеучения этих лжепророков будут великие бедствия на земле. И когда бедствия станут столь невыносимыми, что люди будут готовы ухватиться за все, что кажется им избавлением, тогда им скажут: «Здесь Христос и там Христос», и «Он в пустынях и в потаенных местах». В доказательство своих притязаний служители врага рода человеческого «совершат великие знамения и чудеса». Не те подлинные чудеса, которые запечатлевают благодать и истину Христову, а те, которыми они прельстят многих, «если возможно, и избранных».
«Если возможно, и избранных». Господь говорит о силе обмана. Она будет такой, что многие будут захвачены ею, и мало, кто сможет устоять. Даже те, кто думает, что крепко стоит. И избранные — не те, кто считает себя таковыми, а те, кого Господь избрал, — и их попытается диавол прельстить.
Однако слова «если возможно» означают, что врагу это будет невозможно. Хотя человек всегда остается свободным, где бы он ни был, какой бы духовной высоты он ни достиг. Но подлинная свобода заключается в такой утвержденности в добре, когда человек уже свободен от зла, и может отвергать любые его приражения. Он уже настолько соединен со Христом, что живет в нем Христос (Гал. 2:20). Там, где действует благодать Божия, нельзя отделить христианина от Христа. Поэтому невозможно будет врагу победить до конца Церковь Христову.
Господь пророчествует о разрушении Иерусалимского храма. И Он дает образ кончины мира. Один план накладывается на другой. Разрушение мира будет по образу разрушения Иерусалимского храма, этой величайшей святыни до Пришествия Христа, которая существовала ради того, чтобы сохранить в святости избранных Божиих и через них — все человечество — для принятия Христа Мессии.
Господь говорит о войнах. Живя в таком греховном состоянии, человечество, естественно, будет иметь войны. Он предупреждает о непрекращающихся бедствиях и о гонениях на Церковь. Когда начинался ХХ век, многие, слушая эти Евангельские слова о гонениях на Церковь, думали, что это пророчество уже исполнилось, как и многие другие пророчества Спасителя. Однако ХХ век увидел то, что далеко превзошло все, что было до этого. Не думаем ли и мы точно так же сейчас, слушая эти слова Господа, что это пророчество уже исполнилось, и все главные испытания позади? Скоро волки в овечьих шкурах сбросят свои маски и явятся просто как волки перед стадом Христовых овец.
Но, наверное, самое ужасное из всех пророчеств Господа — пророчество о том, что «из-за умножения беззакония охладеет во многих любовь». Одно является следствием другого. Мир всегда лежит во зле, но наступают особые времена, о которых можно сказать, что беззаконие умножается. И чем наглей будет действовать зло, тем слабее будет сопротивление добра, то есть любви — высшего проявления добра. Хотя, кажется, все должно бы быть наоборот.
Какие страшные слова: «охладеет любовь». Это все равно, что сказать: жизнь будет умирать. Это все равно, что сказать «мерзость запустения будет на месте святе». Быть христианином значит быть любящим человеком.
Где любовь в мире? В Церкви Христовой. Если в Церкви нет любви, то в мире ее быть не может. Поэтому сегодняшний суд над Церковью, прежде чем Церковь, каждый из нас станет перед Крестом Христовым, заключается в нашем испытании себя, имеем ли мы эту любовь. Разумеется, мы не достигаем того, что говорит нам слово Божие о любви как о союзе совершенства, как о благодати, всегда живущей в сердцах наших. Однако мы не можем жить, не устремляясь к любви. Только благодаря этому мы живы, и благодаря этому жив мир. Если мы перестанем стремиться к любви, то свет, который в мире, то есть Церковь Божия, станет тьмою, и какова будет в мире тьма?
Но и в мире, даже не знающем Бога, человеческая любовь присутствует всегда как остаточный свет, как то, благодаря чему человек еще существует. Где прежде всего существует этот остаточный свет? В семье. Однако на наших глазах сегодня все делается для разрушения семьи и весьма успешно, как мы видим. А где еще проявляется человеческая любовь? Там, где самые сокровенные и возвышенные отношения между мужчиной и женщиной. Что же происходит сейчас? То, что раньше называли судьбой, мечтой о суженом, теперь все чаще вытесняется легкозаменимым, как они говорят, партнерством. Наконец, дети. Там, где дети, невозможно, чтобы не было любви. Кто не любит детей, у того душа опасно больна, смертельно больна. Но теперь это массовое явление. Все чаще у нас к детям относятся просто как к помехе. Мы прекрасно знаем, что миллионы детей убивают прежде рождения и растлевают чуть ли не с самого рождения. Лжепророки СМИ денно-нощной пропагандой нелюбви не оставляют камня на камне от того, что является основанием человеческой жизни.
Господь говорит нам сегодня о том, что среди этого ужаса и «мерзости запустения на месте святе», не только в Церкви, где охладевает любовь, но во всем роде человеческом, «претерпевый до конца, той спасется». Мы должны до конца претерпеть — не только среди гонений и тюрем, не только на одре тяжкой болезни. Но и тогда, когда мир с его похотью плоти занимает все — всю культуру, все школы, все улицы с гнусными рекламами греха, все дома, куда эти видимые бесы входят каждый день, и их принимают как желанных гостей. Все умы и сердца. И мы, христиане, для этого мира как бы ничто, Христос для них никто и ничто. И нас они хотят вплести в свою смрадную ткань как декоративный узор. Где хотя бы искра Божественная в жизни, осталась ли она? Поистине, охладевает любовь. Не есть ли это явное знамение конца?
Не наше дело знать времена и сроки, говорит Господь (1Фес. 5:1). Но наш долг, оттого что мы христиане, стоять на последних рубежах Царства Христова, где любовь — превыше всего, до конца. Везде, где она может быть еще сохранена, и в Церкви и вне Церкви, во всех человеческих отношениях. Пусть Церковь уже входит сегодня в ту тьму, которая была «от шестого часа до часа девятого» (Мф. 27:45), однако «свет во тьме светит, и тьма не объяла Его» (Ин. 1:5). Мы услышим эти слова в Пасхальную ночь, когда торжество зла обернется полным его поражением. И мы должны быть этим светом, если мы неложно Христовы. По слову Христа и по дару Христа мы должны быть этим светом. Бог доверяет нам быть верными Ему, и Он говорит, чтобы это слово света, которое сегодня нам предлагается, было правильно услышано.
«Охладеет во многих любовь», — говорит Господь. Но Он не говорит, что любовь охладеет во всех. В самые худшие времена, подобные тем, когда пророк Илия среди всеобщего отступничества думал, что он остался один, Господь открывает, что есть остаток, который хранит Ему верность. Есть те, для кого дороже всего на свете, дороже собственной жизни — сохранить хоть каплю любви, которую дает Господь.
«Охладеет любовь». Но Господь не говорит, что она умрет. Разве напрасно на наших глазах снова и снова каждый год Господь раскрывает одну и ту же, самую простую и самую глубокую тайну? Когда, кажется, все мертво под снегом, мы знаем, что есть жизнь в корнях, и она процветет, как только минует зима. Когда наступит Пасха Господня, мы услышим эти слова: «Днесь весна благоухает». Эта любовь Божия, которая побеждает всю ненависть преисподней, всю злобу мира, торжествует, и мы призываемся войти в радость Господа своего.
«Претерпевый до конца, тот спасется», но только в любви. Церковь Божия устоит, но только любовью. И хотя многие соблазнятся, но всегда будут те, кто претерпит все до конца. Кто мы и где мы среди Страшного Крестного Суда Господня?
По материалам: pravoslavie.ruпротоиерей Александр Шаргунов (настоятель московского Храма святителя Николая в Пыжах, глава Комитета «За нравственное возрождение Отечества»)
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Ваши Высокопреосвященства! Досточтимая матушка Викторина! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с Великим Понедельником — первым днем Страстной седмицы. Господь вошел в Иерусалим, сидя на молодом осле, со смирением, исполненным понимания того, что ожидает Его в этом святом граде. Проповеди Спасителя, Его беседы с учениками в последнюю неделю Его земной жизни отличаются особой силой и убедительностью. Вот и сегодня мы слышали повествование о том,
как Господь пророчествует о конце истории и о Своем Втором великом и страшном пришествии (Мф. 24:3-35).
Тема Второго пришествия очень волнует людей. Многие склонны задаваться вопрос, когда же это произойдет. Многие признаки, о которых Господь говорил в прочитанном сегодня отрывке из Евангелия, казалось бы, налицо. Когда же все это случится? Но Господь сокрыл от нас время и час Своего Второго пришествия. Более того, в сегодняшнем слове, обращенном к апостолам, Он помогает каждому, кто вдумчиво относится к евангельскому тексту, понять, как следует относиться к теме Его пришествия.
Господь говорит о двух вещах. Он говорит о Втором пришествии, конце истории и говорит о разрушении Иерусалима, но не отделяет одно от другого, что привело в свое время поверхностных критиков Евангелия к неверному, кощунственному заключению, что, мол, пророчества Христа не оправдались и тогдашнее поколение не стало свидетелем Его второго Пришествия. Это злонамеренное толкование, рассчитанное на тех, кто не знает или не вдумывается в евангельские слова. На самом деле, Господь в первую очередь говорит о разрушении Иерусалима. Он пророчествует об этом, потому что разрушение произошло гораздо позже, чем завершилась Его земная жизнь. Это разрушение было символическим разрушением ветхого иудейского мира. Римляне уничтожили Иерусалим, перепахали землю, вычеркнули из памяти людей само название, заменив его на латинское «Элия Капитолина», и, казалось бы, вся ветхозаветная история закончилась ничем…
Может быть, так бы и произошло, если бы в мир буквально накануне этих событий — ведь что такое несколько десятков лет? — не пришел Господь Спаситель. И когда Он говорил, что сказанное увидят своими глазами те, кто стоял и слушал Его, Он говорил правду, потому что именно Его поколению и надлежало пройти через страшную трагедию разрушения святого града.
Почему же Господь соединяет эти два повествования, не делая никакой границы, будто бы речь идет об одном и том же событии? Да потому что в жизни человеческой, в жизни каждого человека будет событие, равное кончине истории — это его собственная кончина. Мы напрягаем ум и пытаемся увидеть знаки времени, размышляя о конце истории, о Втором пришествии, даже не задумываясь, что наш собственный конец света может наступить в любой момент и наверняка раньше конца всеобщей человеческой истории.
Господь, говоря о разрушении Иерусалима, свидетелями чему стали многие из слушавших, вплетает это повествование в эсхатологическую перспективу, в перспективу завершения всей человеческой истории. Как древним иерусалимлянам, многие из которых погибли во время нашествия римлян, надо было особо готовиться к этим событиям, поскольку для них они стали концом света, так и нам, способным понять смысл сегодняшнего евангельского чтения, нужно помнить, что наш собственный конец света не за горами. Господь сказал: «многие увидят то, о чем Я говорю», и это может смело повторить каждый проповедник слова Божия.
Скоро — раньше или позже, но перед лицом истории скоро — каждый увидит свой собственный конец света, и потому наше внимание должно быть заострено не столько на эсхатологическом событии, сколько на нашем личном и, наверное, самом важном событии, завершающем наше земное бытие. А если так, то какой же важностью наполнены все слова, которые Господь обратил и обращает к нам! Именно от исполнения этих слов в нашей жизни зависит, будет ли наша кончина благой и светлой, встретим ли мы Господа на воздусе (1Фес. 4:17), или будем повержены в место скорби и печали, где царствует зло.
Нет человека, который бы жил и не согрешил, кроме Христа Спасителя. Даже святые угодники — прославленные мученики, преподобные отцы — не избежали греха. Но нам дается великая возможность, преображающая всю нашу жизнь, — грехи, которые мы совершаем, не соделать грехами смертными, убивающими нашу душу, а значит, всякую надежду на вечную жизнь с Богом. И потому годы, которыми Господь наделил каждого из нас, мы должны прожить таким образом, чтобы в надежде на милость и человеколюбие Божие встретить этот самый важный день нашей жизни, когда мы будем переступать границу земного бытия и входить в вечность.
Неслучайно Господь именно эти пронзительные слова произнес в начале Своего пребывания в Иерусалиме, перед Своими страданиями, потому что ради великой надежды каждого на спасение и принял Господь крестные страдания и воскрес из мертвых, — чтобы всех нас через прощение грехов привести в Свое Божественное и вечное Царство.
Аминь.
Великий Вторник
Великая Среда
Великий Четверг
Великая Пятница
Великая Суббота