автор: преподаватель Московской Духовной Академии Роман Михайлович Конь
Вводная лекция
Попытаемся дать определение сектантства. Как мы дадим такое определение, так и будем относиться к ним. Например, иеговисты: объем знаний не велик, метод изучения Писания — начетничество, но православные собеседники при встрече с ними оказываются совсем не подготовленными. Их вопросы ставят в тупик. Но если хоть чуть подготовиться, то уже можно дать почувствовать отпор.
Термин секта является относительно новым в нашем богословии, он был введен в конце ХVII в и получил распространение в ХVIII в, т.е.это термин, который не был знаком русскому богословию до петровских реформ. Он использовался на западе и пришел к нам через католич.и протестантское богословие.
ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Существуют два мнения о происхождении слова секта. Одни полагают, что существительное секта (secta) происходит от латинского глагола seqour (sequi), который обозначает “идти вслед”, “следовать за”. Другие слово секта производят от глагола secare - “отсекать”, “отделять”. В настоящее время версия происхождения слова secta как производного от глагола secare - “отсекать”, “отделять” рассматривается как одна из возможных, однако, отмечается, что более правдоподобным является его происхождение от sequi, в значении следовать какой либо личности или учению. Есть попытки согласовать два толкования, но это искусственно.
В классическом латинском языке слово секта означало образ мышления или тип жизни, учение, группу людей и, в более конкретном смысле, обозначало философскую школу или же политическую партию.
Слово секта употреблялось для выражения скорее общности в чем-то и согласия, чем обособленность от чего-либо и первоначально этимологически никакое оскорбительное или унизительное значение не было связано с этим термином.
В таком смысле западные христианские писатели первых веков используют этот термин применительно к христианству. Тертулиан (160 - 222) именует христианство
сектой (Christiana secta, generosa Christi, bona dei secta).
Святитель Киприан использует слово секта в значении и веры (Celerinus confessor quam sit moderatus et cautus et humilitate ac timore sectae nostrae
verecundus. Ep.22.n.3.) и учения (Ep. 54. n. 5. Secta confessorum. Учение исповедников.). В другом месте учение христианской веры он называет
сектантским (De bono patient. 1. Fidei nostrae secta. Страдают во благо. Учение нашей веры).
Первая попытка воцерковить термин «секта» в IV веке, когда это понятие было более конкретизировано в латинском переводе Библии - Vulgata.
Блаженный Иероним Стридонский (340 или 350 - 420) чаще всего переводит греческое слово ересь на латинский словом secta. В Вульгате оно
употребляется или в нейтральном значении для наименования религиозного учения или течения вероисповедания, не давая им какой либо оценки, или же используется для названия учения противоставляющего себя и отвергавшего
новозаветное учение Церкви, то есть в качестве синонима греческого слова ересь. Например, Деян 24,5; Гал 2.5 вместо ереси –секта.
В последующем в западном богословии такое употребление слова секта было сохранено. В таком смысле оно используется блаженным Августином. Сущность секты, по блаж. Августину, составляет разномыслие и установление обрядов:
secta est longe alia opinantem quam ceteri, alio etiam sibi ac longe dissimile rity divinitatis instituisse culturam
Но термин «ересь» не имел в гр.языке точного значения. Фарисеи, например, не еретики в современном смысле слова. Сам блаженный Иероним наряду со словом секта использует и латинизированный греческий термин ересь (haeresis), применительно к лжеучениям фарисеев и саддукеев (Деян.5,17; 15,5). На примере словоупотребления термина секта в Вульгате видно, что в западной христианской литературе шел процесс становления термина секта в значении близком к греческому слову ересь, как сознательного уклонения от общехристианской догмы и жизни.
Начиная с первых ересиологических трудов западных писателей в них преимущественно используется термин haeresis, а не secta. Слово haeresis употребляет в своих противоеретических работах святой Ипполит Римский (170 - 236). Этот же термин использовался при переводе с греческого на латынь сочинения священномученика Иринея Лионского (130 - 202) “Обличение и опровержение лжеименного знания”, написанного в восьмидесятых годах второго века, под названием “Пять книг против ересей” (“Сontra haereses libri quinqu”).
Тертулиан антихристианские учения также называл ересями, используя, как и святой Ипполит латинский вариант греческого слова ересь в сочинении “О Крещении” он упоминает о некой Квинтилле, принадлежащей к ереси кайян (de Caiana haeresi vipera venatissima). Блаж. Августин (354 - 430), для описания лжеучений в своем сочинении “Книга о ересях” (428 г.) употреблял латинизированный термин haeresis.
Выводы:
Таким образом, на Западе до 16века не было общеупотребительного термина. Новые термины возникают именно в связи с расколом, с реформацией.
Древних христиан тоже называли «С», но совсем не в современном смысле, а лишь определением сообщества.
КАТОЛИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Блаж.Иероним (секта=ересь), но в Н.Завете это направление определенной религиозной мысли, или академический термин, как у ап.Петра. Но в целом термин этот был не определен на Западе, и он не нашел себе широко развития,
но когда западное христианство разделилось, то слово секта в разных экклезиологиях термин получил разные понимания.
Католики сектантами считают ту религиозную партийную организацию, края находится под неавторитетным человеческим руководством. Потому что главным догматом в католичестве является
непререкаемое подчинение папе. И в соответствии с такими представлениями о роли папы они любую противопапскую деноминацию называют сектой.
Таким образом, для католиков в настоящее время – католики считают сектами пятидесятническое движение в целом, менанитов, новоапостольскую церковь, мормонов, все протестантские миссионерские организации, сообщества и
деноминации (т.е. весь протестантский мир – это секты). Для нас важно отметить, что католики под сектантством понимают и догматические отступления (только эти) о роли папы.
Последние тенденции — неупотребление термина «Секта», сейчас более употребимыми терминами являются «Культ» или «новое религиозное движение». Сейчас католики больше обращают внимание на социологию, ищут диалога со всеми даже иудеями и крайними язычниками.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ «СЕКТЫ» В ПРОТЕСТАНТСКОМ БОГОСЛОВИИ:
У них сложнее: нет определений, что не является церковью, не выработано четких понятий, что есть секта, а что ей не является, т.к.у них нет четкого понимания, что есть Церковь, и где проходят ее границы.
Лютер дал следующие отличия секты от Церкви:
1) под Церковью Лютер понимал общину, где правильно проповедуется слово Божие;
2) где правильно совершаются таинства (16 в.)
Это два догматических критерия.
В 19 веке у протестантов появился еще один критерий, введенный протестантантским богословом Ричлем. Он считал, что последовательное проведение в жизнь монашеского мироотвержения есть
католическая черта и сектантство, т.е. аскеза (целибат, паломничество, пост).
Т.е. 3) аскетизм – это критерий сектантства, признак сектантства. (по Ричлю)
В конце 19-нач.20 в к этим трем был добавлен четвертый:
4) вера этой общины отождествляется с народной верой.
Здесь мы впервые видим культурологический, или социологический довод. Это интересный момент, который нашел отклик и в нашем православном богословии. В чем слабость этого критерия? Если посмотреть на веру (исконную) Западной Европы, то мы увидим, что они были язычниками, т.е. их исконная вера была язычество. Это может привести к неприемлемому для христианского сознания выводам. И этот критерий перекочевал в русское богословие и некоторые говорят, что наши языческие корни ведут к тому же. Православие – это, получается, не наша народная вера.
Однако в начале 20 века в протестантизме произошел переворот, который был сделан известным протестантским богословом Эрнстом Трёльчем (+ в 30х гг.20 в). 1912 г. – «Социальное учение христианских церквей». Что он предложил – следует вернуться к Лютеру, чтобы понять логику Трёльча. Лютер предлагал чисто догматические критерии для определения истинности Церкви, далее в 19 в появляется культурологический критерий. В чем он заключается – если веру какой-либо общины нельзя назвать народной верой, то это секта. Смещение сектантов. И Трельч впервые предложил отказаться от привычных взглядов на религию. Он предложил увидеть существо религии не в догматическом учении, а в так называемом общинном культе или в служении обществу. Утилитарный подход – есть ли польза от религии для общины или нет. Все организации Трельч предложил делить на три категории – Церковь, секта, культ
.Каковы же критерии? Он предложил не обращать внимание на догматику, потому что, по его пониманию, кто от кого откололся и исказил, неизвестно, это все относительно. Неизвестно кто прав. Он предложил свою концепцию в споре католиков и протестантов, отказаться от классического подхода понимания религий (по вероучению), не видеть в сектах только побочную информацию, недостойную внимания. В его предложении секта характеризуется целым рядом положительных признаков. Секта требует непременного членства, исполнения заповедей и предписаний, следованию примеру Христа, она ограничена узким кругом людей, которые стали сектантами не по принуждению, а по личному выбору.
Отрицательное же в сектантстве заключается в том, что сектанты не обладают достаточной политической зрелостью, они политически близоруки, они не видят и не понимают, что тот религиозный идеал, который они проповедуют, в обществе неосуществим (религиозные мечтатели). Кроме того, сектанты стараются уйти из этого погрязшего в грехах мира и преобразить его, они часто становятся на путь религиозной революции, чтобы преобразить Церковь, оправдывая насилие ссылками на ветхозаветные тексты, являя себя сторонниками религиозной свободы. Они не хотят идти на уступки миру и отрицают светскую систему ценностей. Поэтому для него секта – это общество людей, крые не хотят идти на компромисс с миром, отвергая то, что в нем. Церковь же, в отличие от сект, должна составлять центр политической, общественной и религиозной жизни, т.е. она должна быть представлена во всех сферах жизни и принимать их, т.е. платить дорогой ценой и идти на уступки миру (это рецепция мира, т.е. принятие мира в том состоянии и положении, в каком он находится). Таким образом, Церковь должна отказываться от призыва евангельских идеалов, потому что их выполнение непременно пойдет вразрез с общественными ценностями.
Если коротко обозначить критерии религии и сектантства по Трельчу, то:
1) если религиозная организация готова идти на компромисс с обществом, то есть способна принимать светские ценности и идеалы, то эта организация может называться церковью
2) если она не приемлет светские институты – это секта.
Воззрение Трёльча вызвали возмущение у протестантских богословов, но, в то же время, они оказали влияние на светскую науку (Трёльч – пионер светской социологии религий).
СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ СЛОВА СЕКТА В ПРОТЕСТАНТИЗМЕ:
Вобрало в себя самые различные понятия. Сектами именуют группы, которые отделились от традиционных мировых религий. Сектой именуют:
1) любое неорганизованное религиозное движение, крое имеет свою идеологию
2) группы, которые отделились от мировых религий
3) наконец, сектами считают антитринитарные и христологические ереси, то есть организации, которые исповедуют такие идеи.
Здесь существуют два крайних взгляда – как догматические, так и подход Э.Трельча.