по материалам учебного пособия П.В. Знаменского "ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ", Московская Духовная академия, Сергиев Посад
ХРИСТИАНСТВО В ПРЕДЕЛАХ РОССИИ ДО 10 ВЕКА
Одним из источников у нас является летопись. Обращаемся к "Повести временных лет". В этой повести, составленной в середине 12 века, так пишется об ап. Андрее: когда Андрей учил в Синопе (на турецком берегу Черного моря) и прибыл в Корсунь (по-греч. Херсонес находится в Крыму, сейчас это окраина Севастополя, т. е. переплыл Чёрное море), он узнал, что недалеко от Корсуни устье Днепра. И захотел отправиться в Рим. (Странный маршрут). И проплыв в устье днепровское и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришёл и стал под горами на берегу. Утром встал и сказал бывшим с ним ученикам:
"Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия. И будет великий город. И воздвигнет Бог много церквей"
И взошёл на горы эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу. И сошёл с горы этой, где впоследствии возник Киев. И отправился по Днепру вверх. И пришёл к славянам! Где нынче стоит Новгород. И увидел живущих там людей, каков их обычай и как моются и хлещутся! (Посетил баню — это его очень удивило, потому что у греков нет бани). И удивился им. И отправился в страну варягов (это Скандинавия). И пришёл в Рим и поведал о том, как учил, и что видел. Те, кто слышал об этом, удивлялись. Андрей же побыв в Риме, пришёл в Синоп. Вот летописное сказание о путешествии ап. Андрея к киевским берегам, а затем по Волхову — в Великий Новгород.
Об этом летописном отрывке идёт вековой спор. Иные историки считают, что это сказание является интерполяцией — позднейшей вставкой, вставкой задним числом. Голубинский сказал: "внесенная в летопись позднейшая легенда". С какой целью она была внесена? По мнению Голубинского и других она была внесена для доказательства апостольского достоинства Русской Церкви. Цель благовидная. Голубинский приводит следующие возражения против этого предания (Т.1, ч.1):
1. Апостол совершил невероятный крюк в Рим;
2. В другой повести, читаемой в той же летописи говорится: " Зде, в русской земле не суть апостоли учили, и телом апостоли не суть зде были". Это говорится при убиении варягов — христиан при Владимире — язычнике;
3. В повести о переложении славянских книг Мефодием и Константином прибавляется замечание, что учитель Руси не ап. Андрей, а, как и всем славянам ап. Павел;
4. Голубинский предполагает, что " редакция " Повести " принадлежа к Малороссии, имеет целью наполовину прославление Киева, наполовину же посмеяние Великорусского Новгорода, в котором он чудился, т. е. изумлялся великорусским баням.
Итак, по малорусской традиции: ап. Андрей был у нас, произнёс благословение, а у вас, у русских только подивился на вашу хитрую выдумку самим себя сечь и мучить.
А вот новгородская редакция: говоря то же, что было в Киеве, и умалчивает о банях. И вместо того говорит, что в области новгородской Апостол проповедовал слово Божие и даже более того и
оставил на благословение свой жезл. "Водрузи жезл свой в веси, нарицаемой Друзино". Такое село есть до сих пор в Новгородской области. Это то самое село, где при Александре 1 Аракчеев
устроил военные поселения христиан. (Друзино или Грузино);
5. Что касается греческих сказаний о пребывании ап. Андрея в Скифии, то здесь надо разуметь южную окраину Скифии, то есть северный берег Черного моря. От себя Юдин Владимир Дмитриевич добавляет о том, кто и как из великих историков относился к этому преданию. Не признавали эту версию достоверной митр. Платон (Левшин), арх. Филарет (Гумилевский), прот. Александр Горский, Карамзин. Он оставил такую реплику: "Впрочем, люди знающие сомневаются в истине сего Андреева путешествия". Но на этой версии твердо стоит митр. Макарий (Булгаков). Он говорит, что есть предание валаамских монахов, будто ап. Андрей был на их острове, и будто бы свв. Сергий и Герман Валаамские были его ученики. (Т.1 изд.2, С.202.)
Второе по летописи знакомство Руси с христианством произошло примерно через восемь веков после миссии ап. Андрея. В русских летописях говорится, что в 60-х годах девятого столетия (это летописное свидетельство ещё раз подтверждается греческим источником) киевские князья Аскольд и Дир отправились войной на греков. Пришли туда в 14-й год царствования Михаила. Он известен в Византии как Михаил Пьяница(852-867). Царь же был в это время в походе на агарян. И дошёл уже до Черной реки, когда эпарх (здесь начинается свидетельство византийского источника) прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград. И возвратился царь, эти же вошли внутрь залива Суда, совершили много убийств христианам и осадили Царьград двумя сотнями кораблей. Царь с трудом вошёл в город и с патриархом Фотием всю ночь молился в церкви во Влахерне. И вынесли они с песнями божественную ризу Пресвятой Богородицы, и смочили в море её полу (в то время была тишина), но тут внезапно поднялась буря с ветром и великие волны разметали корабли язычников русских, и прибило их к берегу и переломало так, что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.
Другой византийский источник добавляет:
"испытавши, таким образом гнев Божий по молитвам Фотия росы возвратились в отечество, и спустя немного времени прислали послов в Константинополь просить крещения. Их желание было исполнено: к ним послан был епископ"
Сам Фотий в другом источнике рассказывает:
"и до такой степени разгорелось в них (росах) желание и ревность веры, что приняли епископа и пастыря и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностью"
В истории это крещение называется Фотиевым крещением 9-го столетия.
Между этими двумя великими событиями (Андреем и Фотием) надо указать на то, что ешё в 3 веке в низовьях Дуная была Скифская епархия. В 4 веке была епархия в Крыму. Христиане здесь были с первого века. Здесь был Св. Климент Римский; Херсонская епархия и Боспорская. В 8 веке — Суржская (Судак) и Фульская. В 4 веке у готов были епархии между Доном и Днестром. Однако это земли не славян, а греков. Поэтому мы не можем утверждать, что это славянские христиане. Но, несомненно, славяне торговали с греками и заносили семена христианства в так называемую " полнощную страну". Здесь есть оттенок иронии. В конце 9 -го в начале 10 века был составлен список епархий Византийской империи, подчиненных Константинопольскому патриаршему престолу. И в этом списке на 61-м месте стоит митрополия Русская. О. Александр Горский пишет:
"С наименованием митрополии соединяется понятие о подчинении одной церкви и одной епископии нескольких других. Судя по этому. Можно заключить, что тогда в России был уже не один епископ"
Великий князь Олег оставляет Новгород и в 879 году вторгается на Киевский престол, убив Аскольда и Дира. Он дважды ходил на Царьград (в 907 и 911) Взять его он не смог, но показуя победу повесил свой щит на вратах города. После заключения мира русские часто бывали в столице, торговали, жили подолгу при монастыре св. Маммы и знакомились с православием. Некоторые даже поступали на службу к императору.
В 862 году на Русь прибыли три брата, старшим был Рюрик. Он сел в Новгороде. До 879 правил в Новгороде.
С 879 по 912 правил Олег.
По смерти Олега (он не был сыном Рюрика, его сыном был Игорь) к власти пришёл Игорь. Он не имел талантов воина. Сделал два набега на греков: на Малую Азию и Константинополь. В первый раз он понёс жестокое поражение и поражение в морском бою, потому что греки применяли "греческий огонь". Во второй раз Игорь не дошёл до Царьграда, но шёл. Греки спешили помириться. И помирился с греками на условиях договора 945 года. Он очень нам ценен, потому что там рассказывается о том, что по этому договору часть воинов клянется именем языческих богов, а часть клялась при киевской соборной Церкви св. Ильи. Летопись сообщает:
"В Киеве мнози бо беша варязи христиане"