Свято-Екатериниский Кафедральный Собор Свято-Екатериниский Кафедральный Собор

Богословские курсы

Свято-Екатерининский кафедральный собор
богословские курсы

Новый учебный год на богословских курсах:
приглашаем всех желающих!

     В любом возрасте перед каждым из нас жизнь ставит новые вопросы. Даже простое общение с людьми о смысле жизни, о Боге, о Церкви, о Вере заставляет задуматься о нехватке знаний. Это говорит о том, что быть духовно образованным человеком сегодня не только достойно уважения, но и насущно необходимо.


     Приглашаем Вас на богословские курсы, которые проводятся в Свято-Екатерининском Кафедральном Соборе по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора. Слушателем курсов может стать любой, желающий повысить уровень знаний основ Православной веры. Занятия проводят священники, имеющие опыт преподавания в Екатеринодарской Духовной Семинарии.


Изучаемые предметы:
- Новый Завет (Четвероевангелие и Апостол)
- Ветхий Завет
- Литургика (порядок богослужения)
- Катехизис (основы православной веры)
- Патрология (творения Святых Отцов Церкви)
- История Церкви (общецерковная и Русской Церкви)


Прием на курсы без вступительных экзаменов. Обучение бесплатное, посещение свободное. Занятия проходят в понедельник, среду и пятницу с 18:30 до 20:00.

Первое занятие состоится 4 сентября 2019 года. Начать посещение занятий можно в любой период. Приходите, у нас очень интересно!


Наши контакты:

адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52
телефон: +7 (918) 930-34-80

сайт: bogoslov-kubansobor.ru
e-mail: bogoslovie-kuban@yandex.ru
группа ВКонтакте: vk.com/bogoslov_kubansobor
группа в WhatsApp: +7 (918) 480-63-48

видеозаписи лекций

Как пройти на богословские курсы Свято-Екатерининского кафедрального собора

Лекция №1 в 2019/20 учебном году по предмету Новый Завет (Апостол) на 2-м курсе богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора. Читает иерей Михаил Еремин.

Лекция №2 в 2019/20 учебном году по предмету Новый Завет (Апостол) на 2-м курсе богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора. Читает иерей Михаил Еремин.

Лекция №1 в 2019/20 учебном году по предмету Катехизис на 1-м курсе богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора. Читает протоиерей Николай Анисимов.

Лекция №1 в 2019/20 учебном году по предмету История Церкви (Общецерковная история) на 1-м курсе богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора. Читает иерей Максим Ханов.

Лекция №1 в 2019/20 учебном году по предмету Литургика на 1-м и 2-м курсах богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора. Читает диакон Герман Гайт.

Ознакомиться с лекциями (видеозаписи лекций, краткое описание лекций, дополнительные материалы, вопросы для самопроверки) можно на страницах предметов: Катехизис, Новый Завет, Ветхий Завет, Общецерковная история, История Русской Церкви, Литургика, Патрология
и на канале наших курсов в youtube: богословские курсы Свято-Екатерининского кафедрального собора

Если Вы не смогли прийти на первое занятие - все равно приходите!



     Братья и сестры,
      Церковь – это войско Божие в борьбе с силами зла. А каждый христианин должен как воин Христа неустанно сражаться на Его стороне. А что значит сражаться? Это значит бороться с помыслами и страстями внутри собственного сердца, а также противостоять диаволу и на деле, то есть когда помысел уже сразил христианина, но он из последних сил бьется, стараясь избежать падения, греха.
      Церковь сама себя называет «воинствующей». Мы уподобляем себя воинству, и в священном предании есть достаточно много эпитетов, говорящих о том, что мы воюем. Апостол Павел говорит: «наша брань не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной». Эта война ведется как на личностном фронте, так и организованно. Поэтому вполне можно сказать, что Церковь подобна армии в духовном смысле.
     А все воины действуют по уставу. У Православной Церкви есть Богослужебный Устав - Типикон. Во время поста советуем Вам внимательно ознакомится с ним, чтобы жить "не отступая от него и ничего от себя к нему не прилагая". Мы подготовили для Вас "Руководство для мирян, присутствующих за богослужением.
     Это канонические правила Православной Церкви относительно участия мирян в общественном богослужении, описывающие:
- вход в храм;
- войдя в храм;
- начало своей молитвы;
- иерархия Русской Православной Церкви, формы обращения к духовенству, церковнослужителям и мирянам;
- поведение в храме (можно ли во время службы ходить по храму, прикладываться к иконам, ставить свечи, разговаривать);
- общие указания о поклонениях;
- поклонения при всяком богослужении;
- возгласы священника и диакона;
- поклонения во время всенощного бдения;
- поклонения во время литургии;
- благословение священника;
- выход из храма.

Читайте: Руководство для мирян, присутствующих за богослужением

     В 1958 году епископ Аверкий (Таушев), богослов и духовный писатель, автор широко известного руководства к изучению Священного Писания и других трудов, начал публиковать «Вопросы и ответы» с подзаголовком: «В изъяснение церковного благочестия и душепопечения». Задача этого труда: отвлечь людей от попытки разрешать возникающие вопросы, в области вышеотмеченной, собственным разумением и следованием суждениям текущей литературы, проникнутой духом пытливости — не уяснив предварительно того, какие ответы даёт на эти вопросы Святая Церковь. Именно это только и находит читатель в этом отделе: осведомление о том, как на тот или иной вопрос смотрит Святая Церковь. Ведь даже люди привычно посещающее богослужения и считающие себя в составе церковного народа, порой опытного знания церковного не имеют. Это начинание обязательно пойдет на пользу большого дела: оцерковления жизни.

     Более двухсот жизненно важных вопросов, которые обязательно встают перед всеми православными христианами:
- имеется ли церковное правило, обязывающее стоять в церкви мужчин по правую сторону, а женщин — по левую?
- должны ли быть седалища в православных храмах?
- какое значение имеют священнические облачения разных цветов?
- могут ли мiряне стоять с зажжёнными свечами во время чтения Евангелия?
- можно ли следить за Богослужением по собственному молитвеннику?
- если православная вера истинная, могут ли другие спастись?
- когда женщине не разрешается посещение храма?
- когда тушится свет на всенощном бдении и Божественной литургии?
- где должны быть помещены иконы в жилых домах?
- нужно ли креститься с поклоном после каждого прошения на ектении?
- приемлема ли в церковной практике только одна исповедь без причастия
- почему Православная Церковь строго запрещает браки с инославными?
- какие грехи подразумеваются под грехом «против Святаго Духа»?
- когда и какой колокольный звон полагается к разным службам?
- можно ли встречать ДВА новых года?

     Эти и другие вопросы - не были специально придуманы епископом, а взяты из его пастырской жизни. Наверняка и вы найдете для себя необходимые ответы.

Читайте: Вопросы и ответы в изъяснение церковного благочестия и душепопечения


Выберите дату (новый стиль/старый стиль):

Сентябрь

26 13 27 14 28 15 29 16 30 17 31 18 1 19
2 20
3 прп. Авраа́мия Смоленского, архимандрита (XIII)
4 22 5 23
6 Перенесение мощей свт. Петра, митрополита Московского, всея России чудотворца (1479)
7 Перенесение мощей апостола Варфоломе́я (Нафана́ила) (VI);  ап. от 70-ти Тита, епископа Критского (I)
8 Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году)
9 27
10 Обре́тение мощей прп. И́ова Почаевского, игумена (1659). Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодо́сия) почивающих;  прп. Са́ввы Крыпецкого, Псковского (1495)
11 Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
12 Обре́тение мощей блгв. кн. Дании́ла Московского (1652); Перенесение мощей блгв. вел. кн. Алекса́ндра Невского, в схиме Алекси́я (1724)
13 Положение честно́го Пояса Пресвятой Богородицы (395–408)
14 Начало индикта – церковное новолетие
15 прпп. Анто́ния (1073) и Феодо́сия (1074) Киево-Печерских
16 3
17 Обре́тение мощей свт. Иоаса́фа, епископа Белгородского (1911)
18 Прор. Заха́рии и прав. Елисаве́ты, родителей Иоанна Предтечи (I)
19 Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хо́нех (Коло́ссах) (IV)
20 свт. Иоа́нна, архиепископа Новгородского (1186); Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы.  Мч. Созо́нта Помпеольского (Киликийского) (ок. 304)
21 Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
22 прп. Ио́сифа, игумена Волоцкого (Волоколамского), чудотворца (1515); Праведных Богоотец Иоаки́ма и Анны; мч. Севериа́на Севастийского (320)
23 10
24 Перенесение мощей прпп. Се́ргия и Ге́рмана, Валаамских чудотворцев;  прп. Силуа́на Афонского (1938)
25 Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы
26 Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение слову́щее) (335); Сщмч. Корни́лия Сотника, епископа (I)
27 Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня
28 Вмч. Никиты Готфского (ок. 372)
29 Вмц. Евфи́мии Всехвальной (304)
30 17 1 18 2 19 3 20 4 21 5 22 6 23

Содержание "Охридского пролога" для выбранной даты:

1. Мученик Андрей Стратилат и с ним 2593 мученика

2. Преподобный Феофан Новый, Афонский, игумен

3. Мученики Тимофей, Агапий и Фекла

4. Стихотворение: в своих страданиях природа одинока

5. Рассуждение: о Промысле Божием

6. Созерцание: Божий Промысл в жизни Давида (1 Цар. гл. 16)

7. Проповедь о силе Господней и немощи идольской

подробно: "Охридский пролог": 1 сентября (19 августа)

1. Пророк Самуил

2. Мученики Севир и Мемнон и с ними 37 мучеников

3. Стихотворение: кто заповеди Божьи перестанет исполнять - не принесет народу пользы, отступая вспять

4. Рассуждение: покайся сегодня и сейчас - и перестань повторять грех твой

5. Созерцание: победа Давида над Голиафом (1 Цар. гл. 17)

6. Проповедь об обращении Египта ко Господу

подробно: "Охридский пролог": 2 сентября (20 августа)

1. Апостол от 70-ти Фаддей

2. Мученица Васса и чада ее, мученики Феогний, Агапий и Пист

3. Преподобный Авраамий Смоленский

4. Стихотворение: пусть негодуют грешники - молитва всё покроет, на заблудившихся и гневаться не стоит

5. Рассуждение: великодушное прощение клеветников и молитва за них - свойство христианских святых, которые все поношения против себя приписывают не людям, а бесам

6. Созерцание: Давид и Саул - человек с Духом Божиим и человек без Духа Божия (1 Цар. гл. 18)

7. Проповедь о чудесном камне на Сионе

подробно: "Охридский пролог": 3 сентября (21 августа)

1. Мученики Агафоник, Зотик, Феопрепий (Боголеп), Акиндин, Севериан и прочие

2. Мученица Евлалия дева

3. Преподобная Анфуса и слуги ее, мученики Харисим и Неофит

4. Стихотворение: что есть тело? Прах земной, без души своей живой

5. Рассуждение: о пресечении греховных помыслов

6. Созерцание: Божия помощь Давиду (1 Цар. гл. 19)

7. Проповедь о предречении Христовых чудес

подробно: "Охридский пролог": 4 сентября (22 августа)

1. Мученик Лупп

2. Священномученик Пофин (Потин), епископ Лионский, и с ним пострадавших

3. Священномученик Ириней, епископ Лионский

4. Мученик Виктор Марсельский

5. Мученик Албан Британский

6. Стихотворение: родителю вящая слава - сынов возращенная нива: они увенчание жизни семейной счастливой

7. Рассуждение: таинственная сила креста насколько непостижима, настолько истинна и бесспорна

8. Созерцание: быстрое возрастание зла в душе Саула, с тех пор как отступил он от Бога (1 Цар. гл. 19,20,22)

9. Проповедь об Иоанне Предтече, как предрек его Исайя

подробно: "Охридский пролог": 5 сентября (23 августа)

1. Священномученик Евтихий, ученик апостола Иоанна Богослова

2. Мученик Татион

3. Мученица Сира, дева Персидская

4. Преподобный Арсений Комельский

5. Преподобный Георгий Лимниот

6. Стихотворение: кто крест берет и вслед за Господом идет, тот горним светом озарен, и лик его цветет

7. Рассуждение: о тех, кто работает и не ходит в церковь, и о тех, кто уделяет время и труду, и молитве

8. Созерцание: Божие Провидение, хранившее Давида от рук Саула (1 Цар. гл. 23)

9. Проповедь о нраве Христовом, как прорек о сем Исайя

подробно: "Охридский пролог": 6 сентября (24 августа)

1. Апостол Варфоломей

2. Апостол от 70-ти Тит, епископ Критский

3. Святители Варсис и Евлогий, епископы Едесские, и Протоген исповедник, епископ Каррийский

4. Святитель Мина, патриарх Цареградский

5. Стихотворение: Христос - вот истина, а путь к ней - только крест

6. Рассуждение: добровольное умирание за Христа наших христианских предков наводило страх на их истязателей

7. Созерцание: великодушие Давида (1 Цар. гл. 24)>

8. Проповедь об открытой темнице и освещенном мраке

подробно: "Охридский пролог": 7 сентября (25 августа)

1. Мученики Адриан и Наталия

2. Преподобный Тифой Фиваидский

3. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году)

4. Стихотворение: путь тернист, но благолепны розы ожидают нас в раю

5. Рассуждение: нет ни какой опасности, в которой Бог не способен оказать помощь

6. Созерцание: Давидово великодушие (1 Цар. гл. 26)>

7. Проповедь о Христовых страданиях, как предвидел их Исайя

подробно: "Охридский пролог": 8 сентября (26 августа)

1. Преподобный Пимен Великий

2. Преподобный Пимен Палестинский

3. Святитель Осия исповедник, епископ Кордувийский

4. Преподобные священномученик Кукша и Пимен постник, Печерские, в Ближних пещерах

5. Стихотворение: что важнее в мире: слово ли разумное или же молчание?

6. Рассуждение: великие православные подвижники были необычайно упорны в своем восхождении к Царству Божию

7. Созерцание: Саулово полное отпадение от единого Бога (1 Цар. гл. 28-31)

8. Проповедь о дне Христовом, как предрек его Исайя

подробно: "Охридский пролог": 9 сентября (27 августа)

1. Преподобный Моисей Мурин

2. Преподобный Савва Крыпецкий, Псковский

3. Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих

4. Стихотворение: сколь блажен тот, кого Бог помилует!

5. Рассуждение: истинный христианин избегает и страшится людской похвалы

6. Созерцание: благородство Давида (2 Цар. гл. 1)

7. Проповедь о внешнем виде Мессии

подробно: "Охридский пролог": 10 сентября (28 августа)

1. Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

2. Преподобная Феодора Солунская

3. Мученица Василия

4. Мученик Анастасий Болгарин, Солунский

5. Стихотворение: о святый Иоанне, Божий угодниче, за Христову правду славный мучениче!

6. Рассуждение: люди, по обыкновению, бывают усекаемы тем грехом, который они охотнее всего творили

7. Созерцание: благородство Давида (2 Цар. гл. 3)

8. Проповедь об исцелении человечества ранами Христовыми

подробно: "Охридский пролог": 11 сентября (29 августа)

1. Собор сербских святителей

2. Святители Александр, Иоанн и Павел Новый, патриархи Константинопольские

3. Преподобный Христофор Римлянин

4. Святитель Евлалий (Евлавий), епископ Кесарийский (Каппадокийский)

5. Стихотворение: угодники Божии, сербские святители, учители мудрые, мира просветители

6. Рассуждение: с шумом и бесчестьем погибают неистовые еретики

7. Созерцание: победы Давида над филистимлянами (2 Цар. гл. 5)

8. Проповедь о таинственном роде Христовом

подробно: "Охридский пролог": 12 сентября (30 августа)

1. Положение честно́го пояса Пресвятой Богородицы

2. Святитель Геннадий, Патриарх Цареградский

3. Священномученик Киприан, епископ Карфагенский

4. Святитель Иоанн, митрополит Киевский

5. Стихотворение: муж разумный внутрь себя взор обращает, царство духа сокровенное в себе обретает

6. Рассуждение: христианин не верит в фатум, в судьбу, в рок

7. Созерцание: Давидово веселье в Господе (2 Цар. гл. 6)

8. Проповедь о Христовой силе и миссии, как предрек пророк Исайя

подробно: "Охридский пролог": 13 сентября (31 августа)

1. Церковное новолетие (начало индикта)

2. Преподобный Симеон Столпник и мать его Марфа

3. Праведный Иисус Навин

4. Стихотворение: жизнь сия - борение, к вечности дорога

5. Рассуждение: об устроении своей души

6. Созерцание: Давидово беззаконие (2 Цар. гл. 11)

7. Проповедь о Слове - Сыне Божием

подробно: "Охридский пролог": 14 (1) сентября

1. Мученик Мамaнт

2. Преподобный Иоанн Постник, Патриарх Цареградский

3. Праведный Елеазар

4. Калужская икона Божией Матери

5. Стихотворение: Мамант благочестивый в темнице рождён, с первого дня с Иисусом скреплён

6. Рассуждение: как Всемогущий Бог являет Свою силу через небольшие и бездушные предметы

7. Созерцание: Божия кара над Давидом за прелюбодеяние и убийство (2 Цар. гл. 12)

8. Проповедь о Слове Божием - Творце мира

подробно: "Охридский пролог": 15 (2) сентября

1. Священномученик Анфим

2. Мученица Василисса Никомидийская

3. Святитель Иоанникий, Патриарх Сербский

4. Преподобный Феоктист, спостник Евфимия Великого

5. Стихотворение: кто имеет страх Господень, тот уже грядет к спасению

6. Рассуждение: желающий спасаться должен неминуемо быть послушным духовному начальству

7. Созерцание: Божия кара над Давидом за соделанные им грехи (2 Цар. гл. 13)

8. Проповедь о Слове Божием, явившемся во плоти

подробно: "Охридский пролог": 16 (3) сентября

1. Священномученик Вавила, епископ Великой Антиохии, и с ним трех отрока Урван, Прилидиан, Епполоний и мать их Христодула

2. Пророк Боговидец Моисей

3. Мученики Кассиан и Маркел

4. Стихотворение: у дверей святого храма смело пастырь встал, кровожадному царю внутрь войти не дал

5. Рассуждение: сила святых по смерти бывает гораздо более значительной, нежели при жизни

6. Созерцание: Божия кара над Давидом за соделаные грехи (2 Цар. гл. 15)

7. Проповедь о претворении воды в вино

подробно: "Охридский пролог": 17 (4) сентября

1. Пророк Захария и праведная Елиcавета, родители Иоанна Предтечи

2. Мученики Иувентин и Максим воины

3. Мученики Урван, Феодор и Медимн и с ними 77-ми мужей от церковного чина, в Никомидии пострадавших

4. Преподобномученик Афанасий Брестский

5. Стихотворение: вера православная жертвой укрепляется, посреди мучений имя Божье прославляется

6. Рассуждение: напрасно и бесцельно стараются люди найти то, что Бог умышленно от них скрывает

7. Созерцание: Божия кара над Давидом за соделаные грехи (2 Цар. гл. 17)

8. Проповедь о необходимости второго, или духовного, рождения

подробно: "Охридский пролог": 18 (5) сентября

1. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хо́нех (Коло́ссах)

2. Мученики Ромил и с ним многие другие

3. Мученики Евдоксий, Зинон и Макарий

4. Преподобный Давид Ермопольский

5. Стихотворение: Архистратиг Божий, славный Михаил, грозный предводитель всех небесных сил!

6. Рассуждение: христианство искоренило из человеческого общества многие варварские обычаи

7. Созерцание: пример Давидова воздержания (2 Цар. гл. 23)

8. Проповедь о двух рождениях

подробно: "Охридский пролог": 19 (6) сентября

Знаки Типикона

Типикон - богослужебная книга, содержащая Устав Православной Церкви, месяцеслов с Марковыми главами, соединяющими подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги, правила о постах, правила монастырского общежития и указания о совершении храмовых праздников, трапезе и других сторонах церковной и монастырской жизни.

знаки Типикона

ПАСХА. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ - самый главный праздник; в каноне праздника Пасха называется «праздников праздник и торжество из торжеств»; богослужение наиболее торжественное, почти всё поётся (чтений немного).


великие православные праздники

ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ:
- три переходящих двунадесятых праздника (подвижные переходящие праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней):
Вход Господень в Иерусалим в 6-е воскресенье Великого Поста (за неделю до Пасхи)
Вознесение Господне на 40-й день после Пасхи
День Святой Троицы. Пятидесятница на 50-й день после Пасхи
- девять неподвижных двунадесятых праздников (которые всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося):
Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
Воздвижение Креста Господня (40 дн. от Преображения) 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
Рождество Христово 7 января
Богоявление, или Крещение Господне 19 января
Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) 7 апреля
Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа
а также пять недвунадесятых:
Обрезание Господне (1 января ст. ст.)
Покров Пресвятой Богородицы (1 октября ст. ст.)
апп. Петра и Павла (29 июня ст. ст.)
Рождество св. Иоанна Предтечи (24 июня ст. ст.)
Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 августа ст. ст.)
Согласно Уставу, на великий праздник совершаются, как правило, следующие службы суточного круга:
- малая вечерня, предваряемая 9-м часом;
- всенощное бдение, состоящее из великой вечерни, полиелейной утрени и 1-го обычного трипсалмного часа;
- 3-й и 6-й обычные трипсалмные часы;
- Божественная Литургия св. Иоанна Златоуста.

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.
Число дней попразднства бывает неодинаковым – от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями)
На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.
У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.


средние бденные праздники

средние бденные праздники

cредние полиелейные праздники

cредние полиелейные праздники

Средние бденные праздники: в седмичные и субботние дни совершаются те же службы суточного круга, что и при великих праздниках. По сравнению с великими праздниками, на утрене перед каноном праздника поется канон Божией Матери, и на литии великой вечерни перед стихирами праздника поется стихира храма. Нет повечерий и полунощниц.

Средние полиелейные праздники: в седмичные дни и в субботу совершаются следующие службы суточного круга:
- великая вечерня, предваряемая 9-м часом;
- малое повечерие;
- вседневная полунощница (в субботу – субботняя полунощница);
- полиелейная утреня (всенощного бдения нет);
- 1-й, 3-й, 6-й обычные трипсалмные часы;
- Божественная Литургия св. Иоанна Златоуста.


малые славословные праздники

малые славословные праздники

малые шестиричные праздники

малые шестиричные праздники

Малые славословные праздники: святому полагается
- петь Великое славословие (молитвословие, начинающееся с евангельского стиха «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк.2:14) и состоящее из стихов, посвященных прославлению Святой Троицы и стихов псалмов, завершающие стихи – трисвятое) в конце утрени (в службах рангом ниже оно читается),
- поются некоторые воскресные богородичны (песнопения в честь Богородицы),
- седальны (богослужебное песнопение, во время которого допускается сидеть) по кафизмам – святому,
- на каноне бывает катавасия (название ирмоса, который поется в окончании песни канона),
- в конце утрени поются стихиры на хвалитех (названные по имени «хвалитных псалмов» 148, 149, 150),
- Великое славословие,
- и все окончание утрени бывает по праздничному.

Малые шестиричные праздники: cвятому положены
- все шесть стихир на "Господи воззвах" (песнопения, что припеваются к отдельным стихам вечернего псалма «Господи воззвах», точнее псалмы 140, 141, 129 и 116),
- бывает "Слава" на вечерней и утренней стиховне,
- тропарь (краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой ),
- утренний канон святого на шесть.

В седмичные и субботние дни при малых праздниках Месяцеслова Устав предполагает совершение следующих служб суточного круга:
- великая вечерня, предваряемая 9-м часом;
- малое повечерие;
- вседневная полунощница (в субботу – субботняя полунощница);
- вседневная утреня (при совершении славословной службы – утреня с великим славословием);
- 1-й, 3-й, 6-й обычные трипсалмные часы;
- Божественная Литургия св. Иоанна Златоуста.


вседневные (без знака)

вседневные: совершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знаком. К ним относится большая часть памятных дней православного месяцеслова. Вседневные службы не являются праздничными в собственном смысле. Их иногда называют малыми праздниками потому, как каждый день вспоминается память тех или иных малых святых.

     Братья и сестры,
в разделе "Чтение дня" мы начинаем публиковать поучения на каждый день года святителя Николая Сербского, составленные на основе написанного им "Охридского пролога", который в Сербии называют "вечным Сербским Евангелием".

Читайте: Что такое «Охридский пролог»? Календарь года с выбором даты

Читайте: "Охридский пролог" святителя Николая Сербского: 19 (6) сентября


Материалы для подготовки к Божественной Литургии в неделю четырнадцатую по Пятидесятнице 22 сентября 2019 года.

неделя четырнадцатая по Пятидесятнице

     Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в неделю четырнадцатую по Пятидесятнице, которая состоится 22 сентября 2019 года.

     РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - протоиерей Иоанн Толмачев (†1897) Практическая Гомилетика Том 3. Недели по Троице 1-17. Неделя 14-я по Троице;
     - митрополит Антоний Сурожский: притча о брачном пире (1977 г.);
     - святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий): призыв на брачный пир (1947 г.);
     - Троицкий листок игумена Пантелеимона: притча о званных на брачный пир (издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; 1896-1899 г.г.;
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводов Священного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Григорий Двоеслов, Игнатий (Брянчанинов), Николай Сербский, преподобный Симеон Новый Богослов, блаженный Феофилакт Болгарский, праведный Иоанн Кронштадтский, монах Евфимий Зигабен, архиепископ Никифор (Феотокис), библеист профессор А.П.Лопухин) на Евангелие от Матфея (22:1-14): притча о брачном пире.


     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ: (краткий обзор)

     - под брачным пиром разумеется Царство Небесное, в котором истинно верующие соединятся навсегда с Господом Иисусом. Вместо иудеев Бог призвал на брак, или в Церковь Свою, чрез апостолов и равноапостолов языческие народы, в том числе и нас, русских. Но и христиане из язычников и последующие за ними уже христианские роды также не все войдут в Царство Христово. Те из них, которые не сохранят в чистоте светлой брачной одежды невинности и святости, которую они получили при Крещении, – или, после осквернения ее грехами, не очистят слезами покаяния, – будут на Страшном Суде извержены во тьму кромешную, где будет вечный плач и скрежет зубов. Вот толкование приведенной притчи;

     - призвание бывает не по достоинству, но по благодати; поэтому должно соответствовать благодати послушанием и, получив честь, не показывать такого нечестия;

     - Бог хочет, чтобы человек веровал в Него больше, чем в кого бы то ни было и во что бы то ни было в мире. Бог хочет, чтобы человек надеялся на Него больше, чем на кого бы то ни было и на что бы то ни было в мире. Но более того: Бог хочет, чтобы человек всею своею любовью был привязан исключительно к Нему и в то же время лучами этой любви привязывался к творениям Божиим, находящимся вокруг. Сие зовется единством человека с Богом. Сие зовется браком души со Христом. Все другое есть прелюбодеяние и блуд;

     - если душа ослабевает в верности своему Творцу и любовью привязывается к чему бы то ни было или кому бы то ни было другому в сотворенном мире, она постепенно становится служанкой, затем рабой, затем темной и безнадежной тенью и, наконец, печальной картиной плача и скрежета зубов;

     - во что бы человек ни верил больше, чем в Бога; на что бы человек ни надеялся больше, чем на Бога; что бы человек ни любил больше, чем Бога, – это занимает место Бога и становится для человека идолом, ложным богом лживой души. А всякое идолопоклонство великие пророки называют прелюбодеянием и блудодеянием;

     - вся история человеческая от изгнания Адама из рая до пришествия Христова есть приготовление человеческих душ к брачному пиру Сына Божия; приход Христа в мир есть истинное начало свадебного веселия; и все время от Его пришествия до конца времен есть продолжение в мире этой свадьбы;

     - Жених духовного сего брака есть Христос, Который во многих местах наречен Женихом; невеста же Святая Его Церковь, названная невестою Агнчею, еще же и всякая Боголюбивая и православная душа;

     - кроме пророков на этот брачный пир призывались иудеи еще и Самим Женихом. Обрати внимание, с одной стороны, на злобу иудеев, а с другой – на благость Спасителя. Они его убили, а Он их, Своих убийц, опять призывает к вечному веселию, но они уклоняются от него;

     - как некогда Господь Сам на Себя наложил сорокадневный пост, так Сотворитель человека налагает на Себя после Голгофы сорокалетний пост терпения. Он не спешит наказать людей за преступление, совершенное против Него Самого, чтобы они не сказали: «Вот, Бог мстителен, давайте и мы будем мстительны!» Нет; но лишь спустя сорок лет Бог наказывает иудейский народ, и делает это из-за преступлений вождей сего народа против Божиих рабов. Дабы и мы из этого научились не мстить людям за неправды, причиненные нам самим, и быть ревностными до последнего предела в исправлении неправедных;

     - и не только то одно худо, что званые не пришли, но всего безрассуднее и ужаснее то, что они и пришедших приняли весьма дурно, надругались над ними и убили; это гораздо хуже прежнего (притча о злых виноградарях). Прежде приходили к ним требовать плодов, и приходившие были убиты; теперь приходят от Убиенного ими звать на брачный пир, и также они убивают их. Что может сравниться с такой жестокостью?

     - с пришествием Христовым заканчивается избранничество народа иудейского, и избранничество переходит на всех, верующих во Христа, из всех народов на земле;

     - но Церковь Божия наполнилась и злыми, и добрыми, ибо позваны были и те, и другие. Ветхозаветная Церковь делила человечество на иудеев и неиудеев, а новозаветная делит всех людей на земле на добрых и злых. Итак, и те, и другие являются зваными, но не все, чрез таинство крещения вошедшие в Церковь, спасутся, пока они не познают Христа и не сядут за богатейшую трапезу Его даров, которыми Он одаривал и одаривает мир;

     - злыми называет тех, которые не токмо были неверны, но и всякого нечестия и порока исполнены; добрыми же — тех, которые хотя верными не были, были однако добрых нравов, так как сотник Корнилий, который хотя был язычник, боялся Бога со всем домом своим, и творил милостыни, и молитвы и посты;

     - одних добрых нигде нет, кроме неба; и одних злых нигде нет, кроме ада. Но эта жизнь, которая находится между небом и адом, так как стоит на средине, так и граждан вообще принимает от обеих сторон; впрочем, Святая Церковь и ныне принимает их не без разбора, и после различает при исходе. Итак, если есть добрые, то доколе вы пребываете в этой жизни, дотоле равнодушно терпите злых. Ибо кто не терпит злых, тот через нетерпеливость сам о себе свидетельствует, что он не добр;

     - ежели кто кого любит, но любит не ради Бога, тот не имеет любви, но думает, будто он имеет любовь. Истинно любит тот, кто ради Бога любит и того, о ком знает, что сей его не любит. Это важно, это высоко и для многих в исполнении трудно, но это составляет брачную одежду;

     - человек без брачной одежды ничего не ответил Царю. Ибо что он мог сказать? Вероятно, что не мог купить одежду? Или что не сумел скроить и сшить? Все напрасно: Бог чрез Господа нашего Иисуса Христа дал даром всякому званому гостю готовое платье. С его стороны нужна была лишь добрая воля, чтобы сбросить с себя старую и грязную одежду греха и облечься в ризу спасения, в златотканое одеяние брачное. Но он сего не сделал и вынужден был молчать;

     - ты, конечно, не снес бы великодушно, если бы кто украсил дом золотыми занавесами, а тебя заставил сидеть в рубище, почти нагим. Но вот ты теперь сам это делаешь с собой, украшая жилище души твоей, т. е. тело, бесчисленными дорогими одеждами, а душу оставляя в рубище;

     - никто не должен полагаться на один только вход на брачный пир, т.е. одну только веру во Христа, но, омывшись Крещением, должно одеться также в брачную одежду, т.е. быть украшенным и достойным будущего брачного пира. Одежда эта есть чистая и беспорочная жизнь, подобно одежде сотканная из добродетелей;

     - упоминание, что пир, т.е. дом, "наполнился", говорит о том, что многие войдут до кончины мира;

     - не одетый в брачные одежды сам себе связал руки грехом, творя злые дела, и ноги свои сам связал, ходя путями беззакония; и сам он еще в этой жизни выбрал тьму вместо света, а плач и скрежет зубов – вместо вечной радости. Он, так сказать, сам себя осудил на гибель, и Бог лишь изрек праведный приговор;

     - «внутренней» тьмою мы называем слепоту сердца, а «внешней» тьмою - вечную ночь осуждения;

     - как отсутствие и недостаток вещественного света делает временную тьму, так отсутствие и отлучение пресущественного Бога творит оную вечную тьму, которую и кромешнею тьмою назвал;

     - мало было избранных среди иудеев, мало их и среди христиан. Что мы призваны, это мы знаем, но избранные ли мы, этого не знаем. Все мы, крещеные, позваны на царскую трапезу, но Единому Богу известно, кто суть Его избранные;

     - душа всякого человека настолько нечиста, что своими силами никогда не сможет очиститься и удостоиться присутствия Божия. Но пусть всякий человек увидит свою душевную нечистоту, пусть возненавидит ее от всего сердца, пусть сделает то малое, что от него требуется, и, самое главное, пусть возопит к Богу, чтобы Бог Своим огнем и Духом его очистил. А Бог стоит и ожидает таких воплей от Своих покаявшихся чад, держа в руках роскошнейшие ангельские одежды, всегда готовый очистить, омыть, укрепить, осветить, облагоухать и облачить всех, взывающих к Нему в покаянии;

     - как хороши молитвы! Мы же в отношении к этим бисерам бываем большею частию как свиньи (Мф. 7:6) – не чувствуем, не знаем цены их, потому, например, что знаем цену пище и питию, цену модной одежде, хорошо меблированной квартире, цену театрам, цену музыке, цену светской литературе, именно: цену романам, этому красноречивому многословию и – увы! – драгоценный бисер молитв попираем ногами своими. Тогда как все светское находит просторный приют в сердцах большей части, молитва – увы – не находит и тесного уголка в них, не вмещается в них;

     - настоящая жизнь есть время деятельности, а будущаявоздаяния.


ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:

     - почему о брачном пире говорится во множественном числе: "сделал брачные пиры для сына своего" (в ц/славянском переводе)?
     - чью дочь Царь взял в невесты и сотворил браки Сыну Своему?
     - почему Царствие Небесное называется браком?
     - что разумеется под "откормленными тельцами"?
     - что символизируют "поле" и "торговля", на которые ссылались отказавшиеся от брачного пира?
     - что это за брачная одежда?
     - Владыка всех миров, называет слабых людей Своими друзьями! Но при условии – если они исполняют то, что Бог заповедует. Однако сей необлаченный гость не выполнял волю Божию, иначе он не был бы лишен брачной одежды; почему же и его Бог называет другом?
     - почему у грешника, перед тем, как его бросят в тьму кромешную (внешнюю), будут связаны руки и ноги?


     Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ евангельского зачала, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:

Евангельское чтение:
     - Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Как беспредельна доброта Божья в призвании людей к спасению, и как велика беспечность людей в деле спасения!
     - Почему Бог терпит между христианами смешение добрых и злых?
     - О брачном одеянии;
     - Человек судит и осуждает сам себя;
     - Обязанности христианина относительно одежды;
     - Признаки — принадлежим ли мы к осужденным или спасенным?
     - Что есть страх Божий;
     - Иисус Христос есть Жених наших душ;
     - Истинные брачные одежды для царствия Божия (ст.11);
     - Слуги Божьи, призывающие нас ко спасению.

Апостольское чтение:
     - Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Что говорят те, которые не верят в Триединого Бога?
     - Чем лучше мы сами, тем более мы радуемся об исправлении других;
     - Кому доставляем радость мы своим покаянием, добродетелью и благочестием?
     - Любовь к нашим погрешающим собратиям;
     - Чувства христианина, когда он наказывает;
     - Как нужно пользоваться словом для обличения пороков и злоупотреблений ближних.

Образцы церковной проповеди:
     - Слово в Неделю 14-ю по Троице;
     - Гость не в брачной одежде;
     - Царство Божье по изображению его в притчах Иисуса Христа;
     - Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 14-ю Неделю по Троице.


Проповедь патриарха Московского и всея Руси Кирилла 18 сентября 2011 года после совершения Божественной литургии в Благовещенском кафедральном соборе Воронежа, в которой он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:
     Эта притча о всех нас, это притча о нашем времени. Господин, царь — это Бог. Он постоянно приглашает нас к Себе, на Свой брачный пир, в Свое Божественное Царство, в ту систему ценностей, к тому образу жизни, который Он замыслил для людей при сотворении мира и человека. При сотворении мира была заложена некая программа человеческой жизни — по мысли Божией и по закону Божиему. Но Господь не хотел, чтобы мы, люди, исполняли эту программу автоматически, как роботы, бездушно, бессмысленно делая то, что Богу угодно, и не имея возможности выйти за пределы этой программы. Бог дал нам возможность быть свободными.
     Но люди настолько отклонились от следования Божественной программе, что устроение их личной и семейной жизни вошло в глубочайшее противоречие с тем, что Бог предложил человеку. Иногда мы ужасаемся тому, что происходит с нами, со всем родом человеческим, с окружающей нас природой. Почему, несмотря на огромные успехи человеческого разума, жизнь не становится счастливее, хотя и становится более комфортной, удобной? Разве эти удобства и комфорт увеличивают счастье в душе человека? Разве мы можем сказать, что мы счастливее наших отцов и дедов, особенно тех, которые жили просто, может быть, даже бедно, имели большие семьи и радовались тому, чему мы сегодня неспособны радоваться? Чтобы обрадовать современного человека или, лучше сказать, развеселить его, работает колоссальная увеселительная индустрия. Включите телевизор — вы там, кроме смеха, ничего и не увидите, а людям нерадостно.
     Мы не должны отдавать свою душу миру, в котором мы живем. Мы не должны оказаться в рабстве внешних обстоятельств. Как замечательно говорит об этом святой Иоанн Златоуст, если человек не поглощен полностью земными благами, то у него остается возможность жить иными ценностями; в противном случае он лишается вечных благ, а земные блага не может беспорочно использовать — даже то, что дает мир, используется с пороком, с грехом.


мно1зи бо сyть звaни, мaлw же и3збрaнныхъ.

Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 22 сентября 2019 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.
подписка на новости сайта - просто введите Ваш email:
на указанную почту поступит письмо для подтверждения подписки (проверяйте папку "спам" - письмо может попасть и туда)

богословские курсы ВКонтакте

Часто задаваемые вопросы

     Обучение на наших богословских курсах бесплатное.

     Для подготовки священнослужителей существуют специальные учебные заведения. На курсы приглашаются все желающие расширить свои знания о православной Вере. Наша задача - борьба с духовным невежеством и помощь в более глубоком изучении основных богословских предметов.

     Для поступления на курсы никакие документы не нужны. Необходимо только Ваше желание познать основы православия.

     Нет, документов мы не выдаем. Наша задача: помочь Вам в изучении Ветхого и Нового Завета, общецерковной истории и истории Русской Православной Церкви, творений Святых Отцов церкви (патрология), особенностях сект, ересей, раскола (сектоведение).

     Если Вы желаете побороть духовное невежество и прийти к истинной Вере - советуем Вам посещать наши курсы.

     На наших курсах обучались многие люди, которые ранее были протестантами, посещали различные религиозные "кружки". Если Вы запутались в религиозном самоосознании и хотите познать православие - приходите. Наши преподаватели - священники Собора, которые имеют высшее богословское образование и большой опыт преподавания религиозных дисциплин.

Текущая дата:

Праздник:

Текущая неделя:

Пост:

День памяти святых:

Евангельские чтения дня:

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года:

Актуальные вопросы

Подписка на новости сайта - введите Ваш email:

на указанную почту поступит письмо для подтверждения подписки (проверяйте папку "спам" - письмо может попасть и туда)

Анонс

Создан раздел "Словари", в котором опубликован Словарь малопонятных слов, встречающихся при чтении Псалтири и молитв

Годовой круг богослужений

Годовой круг богослужений

Братия и сестры,

Церко́вный год – цикличная система постов, праздников и рядовых дней, составляющая основу богослужебной жизни Церкви. Церковный год начинается 1 (14) сентября. В этот день празднуется церковное новолетие.

Богослужебная жизнь христианина идет не по календарным датам, а по церковным праздникам. К важнейшим праздникам года Церковь готовит своих членов многодневными постами:
Великий пост заканчивается на Пасху,
Успенский и Рождественский предваряют соответствующие праздники,
а Петровский – память святых апостолов Петра и Павла.

Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги:

- неподвижный годовой богослужебный круг: связанный с солнечным календарем, включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых.
- подвижный годовой богослужебный круг: связанный с лунным календарем, включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и Пятидесятницы.
- каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям: праздникам и постам.

Публикации

По просьбам прихожан и слушателей курсов теперь мы будем публиковать материалы, посвященные особенностям грядущего воскресного дня, по четвергам, чтобы Вы могли заранее подготовиться к главному для каждого православного христианина богослужению недельного круга - Божественной Литургии.
Также будут размещены статьи о двенадцати великих праздниках, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми и о пяти великих недвунадесятых праздниках:

Двунадесятые переходящие праздники

отмечаются в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи:
Вход Господень в Иерусалим - за неделю до Пасхи Вознесение Господне - 40-й день после Пасхи День Святой Троицы, или Пятидесятница - 50-й день после Пасхи

Двунадесятые непереходящие праздники

отмечаются каждый год в одни и те же числа месяца, по старому стилю (юлианский календарь) / по новому стилю (григорианский календарь):
Рождество Христово - 25 декабря (7 января) Богоявление, или Крещение Господне - 6 (19) января Сретение Господне - 2 (15) февраля Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта (7 апреля) Преображение Господне - 6 (19) августа Успение Пресвятой Богородицы - 15 (28) августа Рождество Пресвятой Богородицы - 8 (21) сентября Воздвижение Креста Господня - 14 (27) сентября Введение во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября (4 декабря)

Великие недвунадесятые праздники:

Обрезание Господне и память свт. Василия Великого - 1 (14) января Рождество Иоанна Предтечи - 24 июня (7 июля) Святых первоверховных апостолов Петра и Павла - 29 июня (12 июля) Усекновение главы Иоанна Предтечи - 29 августа (11 сентября) Покров Пресвятой Богородицы - 1 (14) октября

Информационная поддержка

Учебные материалы по предметам

Наши преподаватели размещают на сайте конспекты лекций по изучаемым предметам, а также дополнительные материалы для самостоятельного изучения.

Подробно

Творчество слушателей курсов

Наши слушатели размещают на сайте свои рефераты, доклады, статьи по изучаемым предметам. Постоянно пополняется медиатека: книги, аудио и видео материалы.

Подробно

Ответы на вопросы слушателей

Мы размещаем на сайте ответы наших преподавателей на наиболее часто задаваемые вопросы слушателей курсов по изучаемым предметам.

Подробно


Свято-Екатерининский кафедральный собор

Предметы

Анонс

Братья и сестры, мы начинаем публиковать текст Ветхого Завета с толкованиями Святых Отцов Церкви и известных богословов.
Текст Писания приведен в синодальном переводе, на церковнославянском языке (транслитерация гражданским шрифтом), на церковнославянском языке (шрифт TriodionUcsRegular).
Глава 1 Книги "Бытие" посвящена описанию первых шести дней божественного творения мира. Приведены толкования каждого стиха первой главы
святителя Иоанна Златоуста,
святителя Григория Нисского,
преподобного Ефрема Сирина, преподобного Иоанна Дамаскина, преподобного Антония Великого, преподобного Максима Исповедника, российского библеиста Александра Павловича Лопухина.
В ближайшее время будет опубликован основополагающий труд святителя Василия Великого "Беседы на Шестоднев".
Ветхий Завет. Бытие. Глава 1 с толкованиями

Видео о наших курсах



Каталог Православных сайтов Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое. Притчи детские ребусы LiveRSS: Каталог русскоязычных RSS-каналов Каталог блогов Blogdir.ru Каталог ссылок, Top 100. Официальные сайты фирм: каталог предприятий, адреса и телефоны организаций, сведения о предприятиях Тренинги и семинары Краснодара — Самопознание.ру МобиЛента.RU

Материалы, размещенные на сайте, предназначены для использования в учебных целях