Видеозапись лекции
Лекция №1 в 2019/20 учебном году по предмету Ветхий Завет на 2-м курсе богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора. Читает иерей Антоний Мосейко.
Краткий конспект лекции
Моисей - избранник Божий, который был избран Богом для выведения народа еврейского из Египта. Родился он в еврейской семье, но с рождения была опасность, что его могут убить, погубить по велению правителя. Мать Моисея отпускает его по воле Божией и Моисей попадает к дочери фараона. Она оказалась очень доброй, милосердной и разрешила матери его кормить. Он получил лучшее воспитание и образование при египетском дворе. Моисею было 40 лет, когда произошел случай - он увидел, что египетский надсмотрщик сильно обижает раба еврея. Моисей заступается за соотечественника и убивает надсмотрщика. Он думал, что свидетелей не было, но, оказалось, что были и скоро уже многие узнали об этом происшествии. Моисей убегает из земли Египетской в землю Мадиамскую.
Мадиам, Мадианитяне, земля Мадиамская (спор, распря) (Исх. II, 15, Деян. VII, 29) – пустынная местность, лежащая кругом восточной ветви Чермного моря и, как полагают, населенная потомками Мадиама, четвертого сына Авраама и Хеттуры. Они были разбиты Годадом на поле Моава (Быт. XXXVI, 35). Сюда скрылся от фараона Моисей, здесь женился на дочери священника мадиамского Иофора и здесь жил сорок лет, пася стада своего тестя (Исх. II, 16–22). Очевидно, что мадианитяне были народ кочующий и жили на Синайском полуострове, когда сыны Израилевы расположились станом на равнинах Моавитских. Мадианитяне, по приглашению моавитян, отправили вместе с ними своих старейшин к Валааму просить его проклясть израильтян. За такое враждебное отношение к евреям они были жестоко наказаны – их цари и мужское народонаселение истреблено; города и крепости преданы огню, их различная собственность, вместе с женами и детьми, принесены на поле Израильское, распределены там Моисеем и Елеазаром между народом (Чис. XXXI). При этом, быть может, только некоторая часть мадианитян избегла общего избиения, потому что несколько позже мы видим их нападающими и угнетающими израильтян в продолжение семи лет, пока их не разбил наголову Гедеон (Суд. VI, 8). Так смирились Мадианитяне пред сынами Израиля, замечает по сему случаю свящ. писатель кн. Судей, и не стали уже поднимать головы своей (Суд. VIII, 28). После сего название мадианитян встречается очень редко в Свящ. Писании, за исключением разве указаний на их существование в древние времена. Память о страшном поражении, нанесенном Гедеоном мадианитянам, сделалась как бы притчей в последующие века: Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона, вопиет к Богу Псалмопевец об отомщении врагам народа Божия (Пс. LXXXII, 10). Выражение: палатки земли Мадиамской (Авв. III, 7) аллегорически означает пределы или жителей Мадиама.
источник: архимандрит Никифор (Бажанов). Библейская энциклопедия
Там Моисей женится. Проходит много лет. Господь дает ему повеление идти в Египет, избавить народ от рабства и вывести в Землю обетованную. Моисей сомневался, но Господь укреплял его. У Моисея был брат Аарон, который помогал ему во всем, так и был осуществлен этот план и народ отправился в землю обетованную через пустыню. В пустыне еврейский народ не раз выражал ропот, недовольства, были высказывания. Бог слышал этот ропот и по молитвам Моисея давал им все нужное для жизни: манну, перепелов и другое.
Сегодня рассказ о том, как в очередной раз народ начал роптать, бояться за свою жизнь, когда закончились запасы пресной воды. В пустыне воды не было. В первый месяц 4-го года по исходу из Египта (всего народ ходил 40 лет по пустыне, по Синайскому полуострову) люди пришли и остановились в Кадесе и случился недостаток воды. Народ возмутился и пошел к Моисею, начали высказывать ему недовольства. Моисей и Аарон отпустили народ и вошли в скинию Свидения (ветхозаветный храм в виде шатра, разделенного на три части), пали ниц и воззвали к Господу, чтобы Он напоил всех.
Скиния значит палатка, шатер. По устройству своему скиния свидения действительно походила на пастушеский шалаш, только была больших размеров сравнительно с ним. Она представляла собою прямоугольную форму и разделялась на две части: Cвятилище и Cвятая Святых.
Наряду со всеми другими ветхозаветными обрядовыми учреждениями, скиния Свидения, служившая походным храмом, как единственным местом для общественного и частного богослужения еврейского народа, имела символическое и преобразовательное значение. По словам Самого Бога, она была образом местопребывания Его среди сынов Израиля (Исх. XXV, 8), была символом и видимым изображением царства Божия на земле, основанного среди избранного народа (Исх. XXIX. 42–46). Этим объясняется и название ее скинию Свидения, свидетельства, откровения, как видимого места, свидетельствовавшего о духовном пребывании Бога среди народа еврейского. Все части скинии и принадлежности ее внутренним своим значением указывали на присутствие Бога в этом святом жилище, причем самое расположение и убранство их поучительно напоминало евреям о том, как они должны были исполнять свои богослужебно-религиозные обязанности к Богу.
источник: Л. И. Бриллиантов. Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета
Моисей и Аарон всегда выступали ходатаями, молитвенниками, посредниками между Богом и народом. Тогда Слава Божия явилась им и сказал Господь Моисею:
"Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его." (Чис. 20:8)
Что такое Слава Божия? Слава Божия - это видимое присутствие Бога в виде различных явлений, знак присутствия. Она являлась людям и днем и ночью. Днем она могла быть в виде облачного столпа, ночью в виде огненного облачного столпа. Это было очень важно для Моисея и народа, что они не покинуты Богом. Видя эти явления, они понимали, что Господь рядом.
Вообще, если всему из Библии находить только научное и искусственное объяснение, и исключить чудо - Божий элемент, то вере не останется места, останется только сомнительное знание. Если объяснить с точки зрения науки появление воды в камне, то если хорошо знать местность и свойства определенных предметов, то в пустыне и так есть камни и скалы, в которых есть вода, главное знать как они выглядят. В то время народ не отличался пытливостью ума и не мог знать ни местности, ни камней и прочего.
Моисей взял жезл Аарона, который находился в скинии, собрал народ и сказал им речь в порицание за ропот и ударил два раза жезлом камень, вместо того, чтобы сказать слово, как повелел ему Господь. Из камня потекла вода в изобилии. Господь прогневался на Моисея и Аарона за то, что они не уверовали в Него и не сказали по его повелению только лишь слово. За это они лишились того важного, что им было повелено - ввести народ в землю обетованную и были осуждены на смерть.
"И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему." (Чис. 20:12)
Теперь это место называется Водой Пререкания. Камень, из которого истекла вода, представляет собой Иисуса Христа. Изобилие воды - благодать, которая изливается из Мессии. Жезл, которым Моисей ударяет, представляет Крест Господень.
Поведение Моисея на Воде Пререкания, его дух, изображает неверие и упорство, которое евреям противопоставляли в проповедях Христос и апостолы. Суд Божий над евреями - есть образ суда над всеми, кто прогневает Бога.
конспект лекции составила слушательница курсов Шервинская Инна