Видеозапись лекции
Лекция №1 в 2019/20 учебном году по предмету Литургика (церковная практика) на 1-м и 2-м курсах богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора. Читает диакон Герман Гайт.
Краткий конспект лекции
Божественная литургия – самое главное Таинство Церкви, средоточие всей христианской жизни. На литургии мы приобщаемся Христу, вкушая Его Тело и Кровь, мы наследуем жизнь вечную.
Первая часть литургии называется проскомидией. Греческое слово проскомидия значит «приношение», в древности верующие сами приносили в храм хлеб и вино для совершения Таинства Евхаристии (с греч. «благодарение»).
источник: архиепископ Аверкий (Таушев) "Литургика"
источник: Православное Заволжье. Официальный сайт Покровской епархии
"После возгласа: «Благословен Бог наш…», когда в храме читаются Часы, священник готовит все необходимое для Божественной Литургии. Прихожане обычно появляются в храме позже и на Проскомидии не присутствуют. В Проскомидии своим священнодействием — я хочу подчеркнуть: именно священнодействием — участвует каждый человек. Наше приношение состоит не в том, что мы подали записочки и заплатили деньги. Как клирик священнодействует во время Проскомидии, так и все прихожане в этот момент принимают участие в Проскомидийном священнодействии, вознося Богу свои молитвы."
источник: протоиерей Алексей Уминский. "Божественная Литургия: Объяснение смысла, значения, содержания"
"Прихожане «со стажем» знают, что, пока чтец что-то перед Литургией читает, под этот приятный, благочестивый «аккомпанемент» можно купить свечку, написать записку, поделиться новостями … Правильно ли это? Многие ли прихожане вслушиваются в слова часов? Многие ли знают, о чем во время этих небольших молитвенных последований говорится? Если в это время мы и можем купить и затеплить свечу перед иконой, написать записку, то разговаривать на посторонние темы никак не допустимо. Нужно стараться вслушиваться в то, что читается. На службе третьего часа мы вспоминаем событие Сошествия Святого Духа на Апостолов на пятидесятый день после Воскресения Христова. Молитва этого часа произносится только в Великом посту: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящихся Тебе. (Господи, в третий час пославший апостолам Пресвятой Твой Дух, не отними Его, Благий, и от нас. И освяти и очисти нас, Тебе молящихся». – Рус.) Именно с Сошествия Святого Духа на Апостолов начался путь Церкви в истории. Церковь и сегодня существует в истории, все мы живем в конкретное время. И мы так же, как и Апостолы два тысячелетия назад, нуждаемся в укреплении нас и наполнении Духом Святым. Шестой час посвящен воспоминанию шествия Христа на Голгофу и Его Распятия (Лк. 23:26-38)."
источник: священник Константин Пархоменко. "Проскомидия"
До начала службы дьякон проставляет на жертвенник священные сосуды. Жертвенник находится в алтаре слева от престола, престол находится посередине алтаря. Священнослужители крестятся перед престолом и выходят перед царские врата для молитвы. Дьякон читает предначинательные молитвы, испрашивается благословение Божие на совершение литургии. Священники крестятся и целуют икону Спасителя и Божией Матери на иконостасе, кланяются друг другу и, повернувшись лицом к храму, кланяются всем в храме, испрашивают у всех прощения. Вернувшись в алтарь, священники и дьякон целуют крест и облачаются в священные одежды. Дьякон испрашивает у священника благословения перед каждым священнодействием, в том числе перед облачением. На каждую часть облачения читается молитва. После облачения священнослужители омывают руки и подходят к жертвеннику. Начинается проскомидия.
На проскомидии готовятся к Таинству хлеб и вино, молятся за живых и усопших. На жертвеннике лежат просфоры, из них выделяется одна большая - Агничная, трижды благословив ее, священник вырезает из нее с четырех сторон Агнца (это прямоугольная частица, которая во время Литургии станет Телом Христовым). Священник отрезает низ просфоры и крестообразно ее надрезает.
В древности жертва была кровная, но заменена на пшеничный хлеб, так как Христос образ пшеницы, как пшеница погибает перед всходом, так и Христос кротко принял смерть, которая дала спасительные для человечества плоды. Хлеб должен быть квасной, по-гречески называется артосом, что значит хлеб поднявшийся. На артосе совершалась Евхаристия во времена апостолов. Наверху хлеба полагается печать, и на ней видится знак креста с сокращением имени Иисуса Христа и словами НИ-КА, в переводе с греческого означает: Иисус Христос – Победитель.
Агнец ставится на дискос и прободается копием, в знак того как один из воинов пронзил копьем ребра Иисуса Христа и тотчас истекли кровь и вода. Дьякон добавляет в корец воду и вино, вино – это кровь Христа, вода – признак того, что Христос не умер.
Из следующей просфоры вынимается частица Богородичная, затем из другой – девять частиц за святых и еще из двух просфор – частицы за живых и усопших. Все вынутые частички размещаются на дискосе возле Агнца. В конце литургии частицы, вынутые о здравии и об упокоении, опустят в Чашу со словами:
«Отмый, Господи, грехи зде поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих».
Закончив поминовение, священник произносит молитву и благословляет кадило, кадится звездица и ставится на дискос над Агнцем. Символически дискос изображает пещеру, в которой родился Христос, а звездица – Вифлиемскую звезду. Звездица с дискосом покрываются покровцами, которые символизируют пелены Христа. Священник кадит Дары. Затем дьякон кадит храм. Проскомидия заканчивается, когда в алтаре после каждения храма священнослужители трижды крестятся перед престолом, читают молитву, дьякон в это время возносит орарь, затем целуют престол, дьякон просит благословения у священника, начинается литургия оглашенных.
В то время, пока в алтаре совершается проскомидия, на клиросе читают часы. Часами называют небольшое молитвенное последование, состоящее из псалмов, тропарей и некоторых молитв.
конспект лекции составила слушательница курсов Вера Савина