Видеозапись лекции
Лекция №1 в 2019/20 учебном году по предмету Патрология на 2-м курсе богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора. Читает иерей Михаил Еремин.
Краткий конспект лекции
Патрология — (от греч. «патир» - отец, и «логос» - слово) - учение об Отцах Церкви. Термин был употреблен в протестантской среде, ученым И.Герхардом. Термин «патристика» также был введен протестантской церковью.
Профессор патрологии Н.И.Сагарда попытался сформулировать различия между этими терминами. Патрология изучает не только учения но и жизнь, труды и все аспекты учения Отцов Церкви, а также рассматривают его принципы и методы толкования Священного писания. Патрология делится на биографическую часть (жизнеописание) и библиографическая часть (его труды). Патристика — рассматривает аспект учения Православной церкви. Например, учение о Троице рассматривается у разных святых отцов, например, Афанасия Великого, Тертулиана, Василия Великого и т.д.
Большое значение имеют условия создания текста (контекст), т.е. имеет значение образование святого отца, социальное происхождение, местожительство, к кому он обращается, кому он пишет и т.д.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:
Священное Предание
Священное Предание — это то, что передавалось от предков к потомкам. Источником предания является сам Бог. Предание — это откровение Бога здесь на земле нам с вами, действие Святого Духа в нашей среде.
Олег Давыденков выделяет три аспекта: письменные источники, духовный опыт, таинственная жизнь Церкви.
1. Письменные источники - Священное Писание (Библия), правила Апостолов, правила поместных и Вселенских Соборов, богослужебные тексты (молитвы), труды Святых Отцов, жития святых, постановления Вселенских Соборов, Символ Веры.
2. Духовный опыт — это нечто передающееся нам на духовном уровне. Это опыт общения Святых Отцов с Богом, которые они нам передают в своих писаниях и в устных преданиях.
3. Таинственная жизнь Церкви - это Таинства Церкви. Это способ получения нами Благодати Божией.
Отцы Церкви
"Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием."
"Слова суть порождения души. Поэтому мы называем тех, кто наставляет нас, отцами."
"Ибо кто научен кем-либо, называется сыном учителя, а этот — отцом его."
Понятие Святой Отец можно отождествлять с учителем. Это тот человек, по примеру которого его ученик действует, т.е. воспринимает весь его образ жизни. Ученик находится во всецелом послушании учителю. Среди церковных писателей Отцы Церкви занимают особое место, т.к. достигли успеха в общении с Богом.
Критерии, определяющие понятие "Отцы Церкви":
1. Православность учения Святого Отца;
2. Святость его жизни;
3. Признание его Церковью.
В католической церкви добавляют еще один критерий — это древность. Согласно католического богословия святоотеческий период заканчивается XVIII веком (на Востоке это преподобный Иоанн Дамаскин, на Западе это святитель Исидор). Согласно православному богословию святоотеческий период не имеет конца, он длится до сих пор.
1. Православность учения.
Святые Отцы выразили церковное учение во всей его первозданной чистоте. Их произведения являются эталоном для догматического и нравственного учения церкви. Отцы пытались ответить на разные вопросы догматического характера.
Догматика Святой Церкви не формировалась в истории, а формулировалась. Христос в Своем Евангелии выразил всю истину в своей полноте, а Святые Отцы формулировали эти догматы для своих современников. Святоотеческие труды являются частью Божественного откровения, это результат совместного действия Бога и человека (синергия). Труды не являются Богодухновенными, как книги Священного Писания. Работа Святых Отцов заключалась в толковании Священного Писания.
Принципы толкования Священного Писания:
1. Две аксиомы — вера в бытие Бога, второе вера в Богодухновенность Священного Писания;
2. Признание богочеловеческого характера Священного Писания. Автором является и Бог и человек;
3. Признание единства всех книг Священного Писания. Книги не могут противоречить друг другу. Все имеют общую цель — центром писания является Христос;
4. Совмещение изучения Священного Писания и духовного опыта.
Понятие «частное богословское мнение».
Догматы раскрывались постепенно. До проведения Вселенского Собора Святые Отцы могли не точно выражаться о той или иной истине, поэтому создавался прецедент для заблуждения. Например, учение о двусоставной человеческой природе и трехсоставной человеческой природе, о днях творения, о происхождении мира.
2. Святость жизни.
Согласно трудов патриарха Нектария Иерусалимского признаются как свидетельства святости в людях следующее:
1. Безукоризненное православие;
2. Совершение всех добродетелей;
3. Проявление Богом через того или иного отца сверхъестественных знамений и чудес.
Святость и безгрешность не могут отождествляться. Святые Отцы не были безгрешны, но имели успех в борьбе с грехом. Святость жизни — это выполнение принципа совмещения изучения Священного Писания с духовным опытом.
3. Признание Церкви.
Признание Святых Отцов осуществлялось преимущественно на Вселенских и поместных соборах.
Понятие «согласие Отцов» (consensus patrum).
В круг вопросов входят все основные догматы Церкви: учение о Троице, учение о лице Иисуса Христа и о Его двух природах, учение о Святом Духе, учение о Церкви, учение о Таинствах, учение о последних временах.
Понятие «Учитель Церкви».
Учителями Церкви называются все церковные писатели, которые положили не мало трудов для раскрытия православного богословия для толкования Священного Писания. Ими признаются блаженный Августин, блаженный Иероним, святитель Фотий патриарх Константинопольский, блаженный Феодорит Кирский, блаженный Феофилакт Болгарский, Тертуллиан, Ориген, Климент Александрийский).
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
Три периода:
1. Доникейский период (до Первого Вселенского собора, (I - III вв.)).
2. Период Вселенских соборов (IV - VIII вв.)
3. Период после Вселенских соборов (начиная с IX века).
В периодах выделяются следующие группы Святых Отцов:
- мужи апостольские (конец I, начало II века). Это священномученик Игнатий Богоносец, святитель Климент Римский, священномученик Поликарп Смирнский;
- апологеты, т.е. те кто защищали христианскую веру перед лицом римской власти, языческого народа, перед лицом иудеев;
- произведения противогностического толка.
Группы по географическому признаку:
- Отцы Александрийской школы (Климент Александрийский, Ориген, святитель Афанасий Великий, святитель Кирилл Александрийский);
- Отцы Антиохийской школы (святитель Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит Кирский, святитель Евстафий Антиохийский);
- восточные Отцы, которые писали на семитских языках (преподобный Ефрем Сирин, преподобный Исаак Сирин);
- латинские Отцы (блаженный Августин, святитель Амвросий Медиаланский, блаженный Иероним Стридонский);
- Отцы-мистики (святитель Григорий Палама, преподобный Максим Исповедник, преподобный Симеон Новый Богослов.
Александрийский и Антиохийская школы отличались во взгляде на природу текста Священного Писания. Александрийская школа рассматривала аллегорический метод толкования, и в некоторых местах использовала исторический метод. Антиохийская школа рассматривала исторический метод толкования, а некоторые места Священного Писания могли пониматься духовно.
конспект лекции составила слушательница курсов Великоднева Марина
Наглядные материалы
Дополнительные материалы
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Историческое учение об отцах церкви. Святитель Филарет Гумилевский;
2. Лекции по патрологии. Профессор Иоанн Попов;
3. Восточные отцы IV века. Протоиерей Георгий Флоровский;
4. Восточные отцы V-VIII веков. Протоиерей Георгий Флоровский;
5. Работы авторов по патрологии: проф.Алексей Сидоров; проф. Константин Скуратов.