Видеозапись лекции
Лекция №3 в 2019/20 учебном году по предмету Патрология на 2-м курсе богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора. Читает иерей Михаил Еремин.
Краткий конспект лекции
Краткий обзор лекции №2:
Рассмотрены понятия: «аскетика», «аскетизм», «аскеза» и цели ее достижения.
Аскеза имеет положительный и отрицательный аспекты:
- положительный аспект — это подражание Христу;
- отрицательный аспект - отречение от благ временных и самоотречение.
Развитие аскетики имело в истории два периода: с I по III век и период с IV века.
Рассмотрено аскетическое наследие Отцов Церкви I - III веков.
Резюме: К концу III века складываются основные черты монашеского аскетического богословия, которые начиная с IV века все больше развивались и прояснялись в трудах подвижников, аскетов, пустынников и святителей.
Лекция №3
В IV веке на Востоке начинается зарождение монашества. Четкая форма монашества начинается с преподобного Антония Великого. Его житие впервые изложил Афанасий Великий, который мог познакомится с ним в египетской пустыне во время гонения со стороны ариан. Из жития преподобного можно увидеть, что Антоний Великий был несколько раз изгоняем со своей кафедры из Александрии по навету арианских епископов. Порой эти гонения угрожали его жизни, он скрывался в пустыне (в кельях пустынников).
Антоний Великий родился в богатой семье коптов, примерно в 251-253 году в селении Кома. С детства был воспитан в благочестии, в христианской вере, в молитве и ходил с раннего возраста на богослужения. Основной костяк богослужения в те времена составляло чтение Священного Писания, Евангелия, Апостола, пение псалмов и чтение Ветхого Завета. Родители его умерли, когда ему исполнилось 20 лет. Услышав отрывок из Евангелия от Матфея о богатом юноше (о наследовании жизни вечной), Антоний Великий исполнил заповедь полностью: продал свое землю, оставленную родителями, деньги раздал в помощь нуждающимся, младшую сестру отдал на попечение девиц и отправился в пустыню к старцу в послушание. Позже удалился в заброшенную гробницу, где подвизался около 15 лет и переживал духовную брань со стороны бесов. Позже, приобретя некий духовный опыт, он удалился в пустыню Фиваиду, где провел 20 лет в полном одиночестве. Там, достиг полноты духовного возмужания. Поборов все страсти, он уходил все дальше и дальше в пустыню. Слава о нем распространилась по всей земле египетской и за ее пределами. В возрасте за 50 лет Антоний Великий выходит из отшельничества и становится отцом монахов.
В 308 году в Александрии начинались последние гонения и Антоний Великий покинул свое место, ушел в Александрию, чтобы, как пишет святитель Афанасий, «видеть подвизающихся, мучеников». Но по определенному промыслу Божьему, мученичество он не принял. Он вернулся обратно в пустыню и ушел дальше обычного места, ближе к Красному морю, где он пробыл не выходя до самой смерти (~356 год).
У Антония было множество учеников: Макарий Великий (Египетский), Макарий Александрийский, преподобный Исидор, преподобный Пахомий. Ближайший его ученик Аммон Нитрийский явился основателем монашества в нижнем Египте, иноческого жития.
Преподобный Макарий Александрийский недалеко от Нитрийской пустыни основал Келлии.
Макарий Египетский дальше в суровой пустыне основал монашеское житие — скитскую пустынь. Из скитской пустыни монашество к концу IV века перешло в Палестину, где основателем стал святой Илларион Великий. Он был вдохновлен подвигом Антония, пришел и жил возле него, воодушевился его образом жизни, после чего был отшельником около 20 лет (~308-330 годы). К нему также стали стекаться подвижники и появилась община, которая отличалась определенными правилами по отношению братии к настоятелю. Братию связывал не устав, а личность игумена.
В иудейской пустыне к югу от Иерусалима подвизался преподобный Харитон исповедник, родом из Малой Азии. Совершая паломничество в Иерусалим, по дороге был схвачен разбойниками, находился в их хижине, в которой разбойники упились вином, и так получилось, что Харитон невольно был освобожден и стал владельцем всего награбленного имущества. Его он потратил в пользу нищих, нуждающихся, а на оставшиеся деньги основал три лавры в иудейской пустыне.
Первая была Фаранская лавра. Подвижники там не были свободными отшельниками, они жили недалеко друг от друга, группировались в определенном месте. Инок трудился сам для себя, но для всех был общий начальник и общий Храм. Лавра была промежуточным звеном между отшельничеством и монастырем.
Преподобный Пахомий Великий (родился ~ 292-294 году в семье язычников), современник Антония Великого. Подвизался в Египте. С христианами он встретился в ~ 312-313 году, принял крещение и ушел в отшельничество. Пребывал в послушании у старца Паламона. Затем подвизался один, приобрел учеников и составил некоторые правила, появился устав, четко определяющий отношения настоятеля и монахов, а также взаимоотношения между монахами. Цель христианского совершенства согласно этого устава заключалась в том, чтобы через достижение упорядоченного ритма жизни: послушание, молитва, богослужение — достичь некоего совершенства. Преподобный Пахомий Великий умер в 346 году, оставив после себя 11 монастырей, 2 из которых были женскими. В совокупности число насельников в этих монастырях приближалось к семи тысячам.
Некоторые принципы монастырской жизни — строгий устав киновии.
Монастырская жизнь началась впервые с Киновии в византийск. импер. Первую Киновию мужскую и женскую учредил в Египте в Тавенниси препод. Пахомий Великий в IV в., затем его продолжателем в Малой Азии был Василий Великий. В основанных ими мон. разработан был устав, образцом которого воспользовались свв. Савва Освященный в VI в., Феодор Студит в IX в., Афанасий Афонский в XI в. После них появляются уставы ктиторские, каковы устав монаст. Успения Богоматери, составленный патр. Алексием Студитом (XI в.), Всемилостивого Спаса – Михаилом Атталиатом, Бачковского мон. Богородицы – Григорием Бакурианом, патмосск. монаст. ап. Иоанна Богослова – св. Христодулом, кипрск. монаст. Богородицы Махера – иеромонах.
Нилом в XII в. В России впервые воспользовался уставом для киновии св. Феодосий Печерский. Устав является обыкновенно в таких чертах: главой монаст. был иеромонах или архимандрит, назыв. игуменом или настоятелем; ему принадлежала высшая власть над иноками и забота о их нравственной и материальной жизни; он был для них примером подражания и начальником, без благословения и разрешения которого ничего не могло совершиться; сам же он подчинялся епархиальной власти и давал ответ братии в случае какого-нибудь правонарушения. Он управлял монаст. совместно с целым штатом, состоящим из эконома, екклисиарха, дохиара или казначея, келаря, трапезничьего, виночерпия, епитирита, таксиарха, привратников и друг.
Монахи все были равны между собой, были братьями, друзьями, безвыходно жили при монастыре, проводя время в постоянных молитвах и тяжелых работах. Допускались к пострижению все свободные совершеннолетние люди, если только давали искренний обет порвать все связи с миром и проходить известное трехлетнее испытание.
Приношений от него не требовалось, но если у него было имущество, он обязан был его завещать монаст., причем не имел права, потом приобретать личную собственность.
При пострижении монах давал обет жить во славу Бога, согласно Священному Писанию, и этот обет обязывался хранить свято и нерушимо.
Во главе всех монастырей и игуменов стоял киновиарх, избираемый иноками – братьями всех киновий. Первым киновиархом или главным аввою 13 монастырей состоял Пахомий Великий, живший в Тавенниотском монаст., который перед своей смертью назначил преемником себе Петрония; затем идет Орсисий, а после него препод. Феодор Освященный. В Понте же кин. был св. Василий Великий, а в Палестине св. Феодосий, обитавший в киновии Дер-Доси близ Иерусалима.
К. наблюдал за общею жизнью всех монаст., назначал настоятелей и собирал общие собрания 2 раза в год: одно на Пасху для совместной встречи Светлого Христова Воскресения и другое в августе для дачи отчета и для ревизии. Несколько смешано понятие киновиарха с должностью игумена и начальника общежития каждого монаст. у афонского монашества, у которого первым К. был препод. Афанасий.
На Руси водятся при лаврах Александро.-Невск., Св-Троицк. и др. отдельно маленькие монастырки или метохи, наз. киновиями, имеющие чисто историческое значение. Они возникли еще до появления монастырей больших по греческому образцу, в память которого и носят, как бы самостоятельный характер.
Существует сказание, что его ученик Иларион ввел этот уединенный образ жизни в Палестине, а Евстафий в Армении и Малой Азии. Вскоре замечательнейшие учителя церкви стали поощрять такой образ жизни и привили его и на западе. Но вскоре, когда А. стал осаждать народ, искавший их советов, утешения в несчастиях и благословения больных и детей, они принуждены были отказаться от первоначального намерения совершенно устраниться от мира. Некоторые А. подвергали свою грешную плоть ужасным мучениям, обременяли себя цепями, железными кольцами и т. п. веригами, уединялись почти в необитаемые местности, пещеры, отказывали себе в необходимом пропитании и одежде, или же, принимая самые неестественный позы, оставались в них в продолжение многих лет. Однако, подобные подвиги анахоретства стали постепенно исчезать, так как церковь вскоре предпочла более мягкую форму отшельничества, именно - общежитие "кеновитов" или монахов. Впрочем все вообще восточные религии, не исключая даже еврейства, представляют подобные явления.
В Малой Азии появляется особая ветвь монашества. Ее родоначальником был Евстафий Севастийский, учитель святителя Василия Великого. Он составил свои правила, это были киновии Малой Азии, имели правила образа жизни, приема пищи, ношения одежды и т. д. У него была странность — он пренебрежительно относился к брачным пресвитерам, соблюдал пост в праздники большие, которые были характерны для некоторых еретиков в древние века (монтанизм). Святитель Василий Великий не придерживался такого строгого крайнего аскетизма, он пребывал в общении с ним до 373 года, а затем они разошлись по одному важному вопросу — о личности Святого Духа.
Главное в аскетике, согласно Василию Великому — это любовь к Богу. Это подробно отражено в его труде «О совершенстве жизни монашеской», где говорится о христианском совершенстве. Также святитель составил особый сборник аскетических произведений под названием «Правила». Василий Великий стал организатором киновии в Малой Азии, которые в отличие от египетских, включали и отшельничество.
Сподвижником Василия Великого был его друг Григорий Богослов, труды которого тоже содержат аскетическое богословие. Брат святителя Василия Великого, святитель Григорий Нисский, был женат, написал особый монашеский трактат «О девстве» (~371г). Он отмечает, что девство это прежде всего безбрачие духа (внутреннее целомудрие) и в этом смысле все христиане должны жить по закону бесстрастия.
Все трое Святых Отцов условно называются «отцы каппадокийцы».
НАСЛЕДИЕ ПРЕДПОДОБНОГО АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО
Основные произведения:
- «Семь посланий монахам» (затронуты богословские вопросы, подробно расписан догмат о спасении человека и об искуплении);
- изречения преподобного и сказания о нем из Патериков;
- «Устав»;
- «О доброй нравственности», 170 глав;
- «О жизни во Христе»;
- письма монахам.
Основные изречения:
о личной молитве«Ни я, ни Бог не сжалится над тобою, если ты не будешь заботиться сам о себе, и молиться Богу.»о причине неуспеха в духовной жизни:
«Недостаток усердия к трудничеству.»о необходимости нравственной энергии:
«Ревность сама по себе бывает слепа и может принять направления, несообразные с целями начатой жизни. При этом она должна быть ограждена рассуждением и советом опытных. Рассуждение необходимо для того, чтобы не трудиться напрасно. Иногда рассуждения не достаточно и требуется совет опытных.»
Но преподобный советует не доверять старцу полностью (т.е. доверять, но не без ограничений). Сначала удостовериться в правомыслии и в опытности старца.
Советы Антония Великого как взогреть в себе эту ревность:
1. Память смерти;
2. Мысль о том, что будет после смерти;
3. Страх Божий — начало всех добродетелей;
4. Ощущение сладости жизни по Боге. «Кто не вкусил еще сладости небесных благ, тот не прилепился к Богу от всего сердца своего, потому и возвращается на тленное»;
5. Любовь к Богу. «Я уже не боюсь Бога, но люблю Его». Любовь к Богу воспитывается. Она не основывается на чувствах, на эмоциях, а на действии человека, на постоянном внутреннем делании — возгревании этой любви к Богу;
6. Радость доброделания и пребывание в порядках Божиих. Делом исполнять заповеди, с радостью, во славу Божию.
«В деле Божием, если мы сверх меры будем налегать на братий, то от приражения они скоро сокрушаются.»о терпении:
«Терпение нужно для нас, так как искушения для нас нужны, потому что без искушений никто бы не спасся.»о плаче:
«Плач — это способ освобождения от грехов.»преподобный сравнивал плач с псалмопением, потому что псалмопение это молитва, вопли к Богу.
о смирении:
«Смирение возвышает человека от земли на небо.»
«Если кто берет на себя подвиг молчания, пусть не думает, что проходит такую добродетель, но пусть держит сердце, что потому он молчит, что не достоин говорить.»о видениях:
«Любые видения почитай за демонские и не ошибешься.»о доброй нравственности:
«Умный человек это тот, кто способен к рассуждению. Умный человек это тот, кто благодарит Бога в своих испытаниях. Умный человек, рассматривая сам себя, познает, что должно ему делать и что полезно, что сродно его душе и спасительно и что чуждо ей и пагубно.»обличение невежества:
«Необразованные и простецы смешным делом считают науки и не хотят слушать их, потому что ими обличается их невежество. Они хотят, чтобы все были подобны им, равным образом и невоздержанные по жизни и нравам заботливо желают, чтобы все были хуже их, думая снискать себе обезвинение в том, что много злого совершили. Умный человек это тот, кто постоянно старается познать волю Божию, а причина всякого зла — это неведение Бога.»
«Добрый человек — это тот, который знает Бога, недобрый человек не знает Бога. Добрый человек обличает, но никогда не осуждает. Он защищает человека грешного, обличая его грех. Благоразумный человек находится в постоянной готовности против страстей.»
«Умный муж не прилепится ни к чему к земному. Он будет постоянно уклоняться от споров с теми, кто любит спорить, потому что злые беседы растлевают людей.»
«Человека Бог создал, чтобы он был зрителем и благодарным толкователем Его дел. Благодарность — это довольство всем. И Богу можно угодить через благодарность и через добрую жизнь.»о скорбях:
«Если бы не было страстей, то и не было добродетелей, не было бы и венцов. Знай, что телесные болезни естественно свойственны телу, как тленному и вещественному. Итак, в случае таких болезней душе обученной (добру) должно с благодарностью показывать мужество и терпение и не укорять Бога, зачем создал тело.»о готовности потерять все житейское:
«Людям надо или совсем не приобретать ничего излишнего, или, имея то, быть твердо уверенными, что все житейское по естеству тленно, может быть отнято, потеряно и разрушено, и что потому, когда случится что, не должно малодушествовать.»о духовной борьбе:
«Через пять чувств (зрение, слух, обоняние, вкус и осязание) действуют против нас четыре страсти (тщеславие, жажда утех, гнев и страх). Умный человек побеждает эти страсти и уже не бывает борим.»
«Неведение Бога происходит от нечувствия и безумия души. Настоящий человек тот, кто понял что такое тело, оно тленно и маловременно.»
«Ведение Бога и страх Божий суть врачевство против страстей плоти. Потому, когда в душе есть неведение Бога, тогда страсти, оставаясь неисцеленными, портят душу; она тогда растлевается от живущего в ней зла, как от долговременного вреда. Но Бог не виновен в этом, потому что Он даровал людям видение и разум.»
«Ум, находящийся в чистой и боголюбивой душе, истинно зрит Бога – нерожденного, невидимого, неизглаголанного, Единого Чистого для чистых сердцем.»
«Когда воспримешь мечтание о каком-либо чувственном удовольствии, поберегись, чтобы не быть тотчас увлечену им; но, несколько отстранив его, вспомни о смерти и помысли, сколько лучше сознать себя тогда победившим эту прелесть сластолюбия.»
«Благодари того, кто обижает тебя, и Бога будешь иметь другом. Никому не наговаривай на врага своего. Подвизайся в любви, в целомудрии, в терпении, в воздержании и подобном, ибо то и есть познание Бога, чтобы посредством смиренномудрия и подобных добродетелей последовать Богу. Но такие дела не всякому свойственны, а только душе умной.»
конспект лекции составила слушательница курсов Великоднева Марина
Наглядные материалы
Дополнительные материалы
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Епископ Палладий Еленопольский. Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов.
2. Митрополит Антоний Сурожский. Школа молитвы.
3. Святитель Афанасий Великий. Житие преподобного Антония Великого.
4. Преподобный Антоний Великий. Поучения. Наставления о доброй нравственности и святой жизни, в 170 главах.