Видеозапись лекции
Лекция №2 в 2019/20 учебном году по предмету Патрология на 2-м курсе богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора. Читает иерей Михаил Еремин.
Краткий конспект лекции
Краткий обзор лекции №1:
Патрология — это наука об Отцах Церкви.
Периодизация:
- доникейский период (I-IVвв) — писания апостолов, апологетов, в их трудах закладывались начатки православного богословия;
- период Вселенских Соборов (IV – VIIIвв). IV век называется «золотым веком» христианской письменности, начались разрабатываться формулировки и богословские термины в связи с появлением разного рода ересей. В IV веке была борьба за самый главный догмат — догмат Святой Троицы. Это труды Василия Великого, Афанасия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, блаженного Иеронима и т.д.
- поздневизантийский период (IX – XIVвв). Труды святителя Григория Паламы.
Отдельно можно выделить русскую патрологию: святитель Тихон Задонский, святитель Филарет Дроздов, святитель Феофан Затворник, праведный Иоанн Кронштадский и т.д.
Лекция №2
Наука патрология — это наука богословия, т.к. изучает богословие Святых Отцов, богословие Церкви.
Выделяются 3 этапа богословия:
1. Основы православной Церкви (катехизис, мы узнаем о христианской Церкви, Символе веры, общих догматах);
2. Этап нравственного богословия (мы пытаемся исследовать, как пойти за Христом и приобщиться к плоду искупительного подвига);
3. Этап «мистического богословия» (слова и гимны Григория Богослова, Григория Нисского, Симеона Нового Богослова, Максима Исповедника).
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:
- греческий глагол «аскео» переводится как «упражнять, тренировать, тренироваться»;
- слово «аскезис» - переводится как «упражнение, тренировка»;
- слово «аскетис» - означает «борец, атлет». Аскет — это тот, кто борется;
- слово «экклесия» – «собрание воинов, борцов»;
- слово «экколео» – «вызывать на бой».
"Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,."
Христианство в античности имело 3 уровня понимания:
- физический (упражнение тела);
- нравственный (аскетика души, упражнение ума и воли);
- религиозный смысл (внешний смысл).
Понятие АСКЕТИКА
В греческой философии «аскетика» - это инструмент очищения души и ума, т.е. аскеза должна вести к мудрости, а мудрость должна вести к бесстрастию (греч. «апафия», апатия). Для греч философии характерно, то что главной причиной зла является страсти человека и цель человеческой жизни — освободиться от этого бренного тела. Поборов одну страсть человек подчинялся другой страсти более пагубной: тщеславию и гордыне, борьбы с которыми в греческой философии нет.
Глагол «аскео» встречается в Книге Деяний, где он переводится как «подвизаться».
«Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми.» (Деян.24:16)
В других местах Нового Завета используется синоним этого слова - «гимназу».
Понятие АСКЕТИЗМ и АСКЕЗА
Аскетизм — путь к религиозно-нравственному совершенству и соединению с Богом, предполагающий определенное внутреннее и внешнее состояние души и тела человека, которое способствует достижению цели. Эта цель обозначена в Книге Левит:
«…святы будьте, ибо Я свят Господь, Бог ваш.» (Лев.19:2)
Аскетика уходит своими корнями в историю Ветхого Завета. Примером аскетизма был обет назорейства.
Назоре́и (от евр. отделять, отлучать), давшие обет назорейства, по которому воздерживались от вина и других возбуждающих напитков, не стригли волос и избегали всякого осквернения.
Не путать с назареями:
- так первоначально называли иудеи, не уверовавшие во Христа, всех христиан из иудеев, как это видно из (Деян. 24:5);
- партия иудействующих христиан, умеренных ревнителей Моисеева закона. Назареи в сущности не отступали от общецерковного учения, признавая Иисуса Христа Мессией и Богом, допуская Его сверхъестественное рождение и пр., но они считали необходимым соблюдение Моисеева закона христианами из иудеев, не придавая ему такого значения для христиан из язычников. Церковь относилась к назареям снисходительно, не считая их в собственном смысле еретиками. Назареи в небольшом числе существовали до IV века;
- прозвище, полученное группой немецких художников, пытавшихся в начале XIX в. обновить религиозную живопись возвращением не только к глубине и искренности чувства итальянских мастеров XV столетия, в особенности Беато-Анджелико, но и к их типам композиции, рисунку, краскам и техническим приемам. Основателем и главным представителем этого направления живописи был Фр. Овербек.
"Во все дни обета назорейства его ... до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу" (Чис. 6:5). Назорей, мужчина ли то или женщина, мог произносить обет назорейства, т.е. не пить вина и других крепких напитков, отращивать волосы, не входить ни в один дом, в котором находилось мертвое тело, и наконец не присутствовать на похоронах. Если бы кто-либо из лиц мужеского или женского пола случайно умер в присутствии кого-либо из назореев, тогда он должен был снова выдерживать весь срок своего обета, т.е. назорейства.
Этот обет давался вообще на восемь дней, иногда на месяц, а иногда и на всю жизнь. Когда же кончался срок обета, то назорей приносил жертву в храме, затем священник отрезал у него часть волос и сжигал их на жертвеннике, после чего назорей освобождался от своего обета и мог опять пить вино (Чис 6). Некоторые назореи на всю жизнь посвящались Богу их родителями с самой колыбели: во всю жизнь они не пили вина и не стригли себе волос. Таковы были например Самсон, пророк Самуил и Иоанн Креститель (Суд 13, 4-5), (Лк. 1:15), (1 Цар 1:11). Назореем называли также и Иисуса Христа, но апостол Матфей указывает на происхождение этого прозвища от города Назарета: "поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется" (Мф. 2:23)
.Лица, произнесшие обет назорейства вне Палестины и не имевшие возможности явиться в храм по окончании своего обета, довольствовались хранением воздержания, требуемого законом, и обрезанием своих волос у себя дома в той местности, в которой проживали. Приношения и жертвы, которые по предписанию закона Моисеева они должны были лично приносить в храме, откладывались ими тогда до более удобного случая, т.е. до времени посещения Иерусалима. По сему-то апостол Павел, произнесший обет, подобный назорейскому, бывши в Коринфе остриг себе волосы в Кенкреях, но отложил полное исполнение своего обета до времени своего прибытия в Иерусалим (Деян 18:18).
Назореи составляли сами по себе секту или класс, подобно пророкам, и служили примером самоотвержения и святой жизни (Ам. 2:11-12). Назорейский обет имел большое религиозно-нравственное значение; в нем можно видеть прототип позднейшего иночества.
Использованные материалы:
- Библейская энциклопедия архимандрита Никифора;
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Цели достижения:
В христианстве, согласно церковным писателям, достижению цели способствовало девство, воздержание, пост, молитва.
Девство в Ветхом Завете не было так распространено, потому как это связано с ожиданием Мессии и дарование детей считалось высшим благословением Божиим.
В первые периоды ветхозаветной истории воздержание воспринимается как ограничение себя от явных грехов. В эпоху послевавилонского плена (с VI в.до н.э.) складываются понятия о внутренней чистоте, о чистоте сердца. В более позднюю эпоху среди иудеев выделялась особая группа — терапевты. Они отказывались от семей, утех мира сего, уходили в пустыню, где вели аскетический образ жизни. Т.о. в Ветхом Завете уже закладываются зачатки аскетизма, но еще не в полной мере.
В Новом Завете даются понятия о любви, о любви к Богу, понятие о цели жизни каждого человека.
«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф.16:24)
Слово «следование» в контексте Священного Писания означает «подражание» Христу.»
"Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу."
Следует отметить, что только в христианстве указывается безмерно высокое предназначение человека во всей его полноте: души, духа и тела. Т.о., понятие «аскеза» - это сознательное и добровольное усилие, направленное к достижению совершенства.
Аспекты аскезы
Положительный аспект — это подражание Христу, очищение образа Божия в себе самом (в человеке).
«Сердце чисто созижди во мне Боже. И дух прав обнови во утробе моей.» (Пс.20:12)
В еврейском тексте в этом месте используется повелительная форма глагола «бара», который в контексте Священного Писания относится только к действию Бога и означает сотворение из ничего. К положительному аспекту также следует отнести Заповеди Блаженства.
Отрицательный аспект — отречение от благ временных и самоотречение (т.е. борьба с ветхим человеком).
“Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.» (1Ин.2:15-16)
Аскетизм - это преодоление жизни плоцкой (греч. «биос») и обретение жизни преображенной (греч. «зои»).
“В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин.1:4)
Под жизнью здесь понимается образ Божий в человеке. Христианство с аскетической точки зрения это религия, преобразующая человека по образу Спасителя, это религия богочеловечества и богосовершенства человека.
Для перерождения плотской жизни в жизнь духовную необходимы:
- вера, как безусловная привязанность ко Христу, готовность исполнить Евангелие: “..вера без дел мертва» (Иак.2:26)
- любовь, к которой призывал Христос: “… да любите друг друга; как Я возлюбил вас...» (Ин.13:34)
- осознание своего наследия в Царстве Божием: “Царствие Божие внутрь вас есть.” (Лк.17:21)
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ АСКЕТИКИ
1. Период с I по III век;
2. Период с IV века.
1 период — это период гонений. В первые три века мученичество было нормой жизни христианина, мученик, греч. «мартис» - свидетель. Мужи апостольские ставили акцент на скором свидетельстве о Христе. В первые века отцы сосредотачивали внимание на исполнение заповеди Блаженства: «Блажени изгнани правды ради..» и «Блажени есте, егда поносят вам...Мене ради».
2 период. Святые Отцы начинают писать о духовной жизни и борьбе со страстями, больше уделяя внимание первым семи заповедям Блаженства.
Ориген в своем труде «Увещание к мученичеству» говорит, о мученическом аскетизме.
«Мы должны обращать свой взор не на приходящие страдания, но на то что благодатью Божией нам предназначено.»
Для этого Ориген дает два средства: терпение и постоянная память о будущем. Ориген говорит:
«Мы должны вернуться при помощи благодати Божией к своей исконной природе, восстановить её в себе, сделать в себе святилище по примеру того, как Христос - Первосвященник по чину Мелхиседека принес себя в жертву в скинии Небесной. Так и христианин в жизни и в нравах своих должен сделать святилище. Должно произойти обновление внутреннего человека. Снисхождение Божие, принятие образа раба требует от человека восхождения.
Далее идет предупреждение: по мере восхождения сопротивление темных сил становится все сильнее и сильнее.
Ориген применял аллегорическое толкование Священного Писания. В толковании к книге Иисуса Навина, Ориген объясняет вхождение в Землю обетованную, переход через Иордан, как христианское крещение, вхождение в духовную брань, а война с ханаанскими народами — это борьба со страстями. Ориген говорит, что Бог попускает выходить духам против нас, чтобы могли одерживать победы. В трудах Оригена намечена основная стратегия духовной брани.
Ориген много писал о девстве, обращает внимание на духовную составляющую девства. Он приводит пример притчи «О десяти девах», где пять юродивых тоже были девами, но их девство было внешним.
К концу III века сложились основные черты монашеского аскетического богословия.
конспект лекции составила слушательница курсов Великоднева Марина