Видеозапись лекции
Лекция №5 в 2019/20 учебном году по предмету Патрология на 2-м курсе богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора. Читает иерей Михаил Еремин.
Краткий конспект лекции
Кратко рассмотрена личность Василия Великого, его наследие и огромная роль в формулировании самого важного догмата Святой Церкви - догмата Святой Троицы в борьбе с арианской ересью.
Святые отцы доникейского периода видели своей целью показать, что Бог един, но троичен в лицах, и эта истина не доступна человеческому разуму. В это нужно только поверить. В Никейский период отцы пытались разъяснить в каком отношении находятся Отец, Сын и Святой Дух друг с другом. Впервые о всех лицах Святой Троицы и об отношениях друг с другом заговорил святитель Василий Великий, тем самым подготовив почву для II Вселенского собора, продолжил труды Василия Великого святитель Григорий Богослов. В своем труде «Слова» он выразил во всей полноте истину Святой Троицы.
Cвятитель Григорий Богослов - это один из трех людей в истории христианской церкви, который получил имя Богослов.
Первый — это Иоанн Богослов евангелист, который дополнил три первых Евангелия, наиболее подробно говорил о божественном достоинстве, божественном происхождении Иисуса Христа.
Симеон Новый Богослов — святой 10 в.
Григорий Богослов получил свое название за формулирование догмата о Святой Троице.
Святитель Григорий Богослов Назианзин (город Назианз).
- Родился в ~330 году. На его воспитание оказала большое влияние его мама, святая Нонна. Желая иметь сына, еще до его рождения молилась о том, что посвятит его Богу, и под влиянием матери святитель с юных лет вел безбрачную жизнь и потом принял монашество. До своего крещения Григорий Богослов получил хорошее образование, он учился в двух кесариях: Кападокийской и Палестинской, затем в Александрии, Афинах где и встретился с Василием Великим.
- Примерно в ~ 360 годах покинул Афины и на родине принимает крещение, старается вести монашескую жизнь, выполняя обязанности по отношению к родителями, выезжал из родного города, часто посещал Василия Великого в пустыне, вместе они проводили время в молитве, чтении трудов святых Отцов, составили сборник «Филокалия», «Добротолюбие», свод правил монашеской жизни по творениям Оригена.
- В 360 г. святитель выступает как церковный деятель, наставляет своего отца на понимание Символа Веры, объясняет разницу между православной верой и арианской.
- В 361 г. Григорий Богослов был посвящен в пресвитеры, но в должность свою вступает только через год. За это время он подвизается в пустыне со своим другом Василием Великим. Затем возвращается в Назианз и приступает к пасторскому служение. Начинает его с Пасхального первого слова: «Воскресения день, просветимся, людие».
- В 370 г. святитель вместе с отцом принимает участие в избрании Василия Великого епископом Кесарийским. После чего Василий Великий открывает много епископских кафедр и рукополагает в епископы Григория Богослова.
- В 375 году святитель удаляется для посвящения себя созерцательной жизни.
- В 378 г. умирает император Валент, который поддерживал ариан, и Константинопольская паства призывает Григория их возглавить. Он приезжает в Константинополь. В Константинополе в тот период все храмы принадлежали арианам, православие находилось в крайнем упадке. Свое служение он начинает в обычном частном доме, в котором он организовал церковь и назвал ее «Анастасия» - воскресение. Именно в этой церкви Григорий Богословпроизнес пять слов о богословии. Нельзя было лучше выразить истину о Святой Троице. Произнеся эти пять слов он привлек к себе много новых слушателей.
- В 380 г. в Константинополь прибывает Феодосий Великий. Он решил передать все церкви православным и созвать Второй Вселенский собор. Председателем на этом соборе был Мелетий Антиохийский, которого когда-то поддерживал святитель Василий Великий. После смерти Мелетия председателем на 3 года стал Григорий Богослов.
- В 381 г. Григорий Богослов удаляется обратно в Назианз, а затем в пустыню, где и скончался в 389 году.
Находясь в затворе он оставил много писем, а также свои гимны (поэмы).
45 Слов (проповеди), из которых можно выделить следующие: «Пять слов о богословии», «Два обличительных слова против Юлиана», «Слово 3».
Сохранилось: 243 письма, 507 стихотворений.
Учение Григория Богослова
Слово 27. Говорит о правилах богословствования. Слово было направлено против евномиан.
«Философствовать о Боге можно не всякому. Можно философствовать не всегда, не перед всяким и не всего касаясь, но должно знать: когда, перед кем и сколько. Философствовать о Боге можно не всем; потому что способные к этому люди испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере очищают, и душу и тело».читать: Слово 27
Слово 32. О разговорах о Боге.
«Я нахожу 2 главнейших различия в существах: господство и рабство, не то господство и рабство, которое у нас или насилие разграничило, или бедность разъединила, но то, которое различены природой и в одной есть что-то творческое, начальственное и неподвижное, а другое есть нечто сотворенное, подчиненное и разрушаемое, и еще короче сказать: одно выше времени, другое подчинено времени. Господство именуется Богом… А рабство при нас и называется тварью, хотя одна тварь превосходит другую, по мере близости к Богу.»
Слово 28. О познании Бога в творении и Его непознаваемости в сущности.
«Реальность Божию объять разумом совершенно невозможно и недостижимо. Непостижимо то, что Бог собой представляет, а не то, что Он существует.»
Слово 22. О познании Бога и ведении Святой Троицы. В этом слове обозначает свойств лиц Святой Троицы.
Слово 29. О божественной троичности и именах Божьих. Отмечается 3 мнения, которые существовали о Боге: безначалие, многоначалие и единоначалие.
Слово 30. О двух природах во Христе. Касается такой темы, как вопль Христа на кресте: «Боже мой, Боже мой, почему Ты Меня оставил». По божеству, Христос не был оставлен. Христос в лице Своем изображает нас в состоянии богооставленности. Отец был Ему Отцом, но не Богом, потому что Сын тоже Бог.
Слово 31. О Святом Духе. О разных исторических эпохах богопочитания.
«Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такой ясностью Сына, Новый Завет открыл Сына и дал указания о Божестве Духа, ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание».
(в этом Слове Григорий Богослов ссылается на 14-16 главы Евангелия от Иоанна, где ясно говорится о Святом Духе)
конспект лекции составила слушательница курсов Великоднева Марина
Наглядные материалы
Дополнительные материалы
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Григорий Богослов. «Пять слов о богословии». Слова с 27 по 31:Слово 27