Видеозапись лекции
Лекция №4 в 2019/20 учебном году по предмету Патрология на 2-м курсе богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора. Читает иерей Михаил Еремин.
Краткий конспект лекции
Святитель Василий Великий входит в число отцов-каппадокийцев, к которым также относят святителя Григория Нисского и святителя Григория Богослова.
IV век - это «золотой век» христианской письменности. В этом веке начинает формулироваться христианское богословие, был провозглашен и затем окончательно принят «Символ веры», христианство получило статус дозволенной религии, а позднее официальной религии римской империи, прекратились гонения, но продолжались внутренние угрозы.
В начале IV в. появляется ересь Ария, согласно которой Иисус Христос Сын Божий не есть Бог, а есть высшее творение Бога Создателя и было время когда Сына Божия не было. Эта ересь была осуждена на Первом Вселенском Соборе в 325 г. Тем не менее, арианская ересь не прекратила свое существование, а нашла поддержку среди епископской и светской власти, в лице сына Константина Великого — Констанция. На какое-то время ариане победили, в 330 году они сместили православного епископа Евстахия Антиохийского, и довлели на ключевых епископских постах. После смерти Констанция, правления Юлиана отступника, на византийский престол взошел арианин император Валент. В это время формулирует и защищает православное богословие и исповедование святитель Василий Великий.
Василий Великий родился предположительно в 330 году в Кесарии Кападокийской на востоке Малой Азии. Семья была христианской, благочестивой. Воспитание и знания Священного Писания, будущий святитель получил от бабушки Макрины Старшей, которая была духовной дочерью святителя Григория Неокесарийского. Двое его братьев свт. Григорий Нисский, и свт. Петр Севастийский в последствии стали епископами. Родной брат Навкратий - отшельником. Его старшая сестра Макрина стала святой.
После смерти бабушки, Василий Великий воспитывался отцом, получил образование в Кесарии Кападокийской, в Константинополе, затем отправился в Афины, где познакомился с Григорием Богословом.
В 356г. святитель Василий Великий вернулся в Кесарию, удалился в пустыню, где занимался аскетическим подвигом. В 357 г стал продолжателем иноческой жизни в Малой Азии. Он поддерживал общежительный образ монашеской жизни, имел своим учителем Евстафия Севастийского.
В 358-359г возвращается в Кесарию и становится помощником Евсевия Кесарийского, который перед своей смертью крестил Василия Великого и посвятил его в пресвитеры. Вскоре Василий Великий был избран его приемником. В пустыне, до избраничества, Василия Великого посещал святитель Григорий Богослов, с которым они вместе изучали Священное Писание, Священное Предание, труды Оригена, составили «Добротолюбие Оригена».
В 370 г. святитель стал в открытую борьбу против ариан. Стал рукополагать епископов и назначать их в маленькие города, чтобы увеличить число своих сторонников, т.к. Кападокия была единственным центром на востоке, в котором православие еще как-то держалось.
На то время в Антиохии продолжался раскол, начавшийся еще в 330 г. Было два епископа: Павлин, поддерживаемый римской церковью и Афанасием Великим, и, избранный арианами Мелетий, который сначала был на стороне ариан, но затем исповедовал православную веру, учение о единосущие Сына с Богом Отцом. Василий Великий стал писать письма в защиту Мелетия, чтобы преодолеть эту схизму в такой значимой церкви как Антиохийская, и этим успел убедить Афанасия Великого поддержать Мелетия.
Святитель умер в 379 г.
Наследие святителя Василия Великого:
- беседы и письма;
- догматико-полемические труды: «Труд против Евномия» и «Слово о Святом Духе»;
- экзегетические произведения: «Беседы на Шестоднев», «Беседы на псалмы», «Толкование на книгу пророка Исаии»;
- беседы с частным лицами;
- свод правил монашеской жизни;
- составил Божественную Литургию.
Полемика с Евномием.
- крайние ариане;
- умеренные ариане;
- умеренные никейцы (представитель: Мелетий Антиохийский);
- крайние никейцы.
Крайние ариане считали, что Сын Божий это не Бог.
Эту позицию выразил Евномий. Он пытался затронуть вопрос о постижении Бога.
Положения Евномия. Евномий говорил, что если мы можем дать предмету имя, то значит мы можем познать этот предмет; Евномий считал, что у Бога много имен и нужно выявить то единственное, которое выражало бы Его сущность. Он выявляет такое имя - «нерожденность», следовательно, если Сын Божий рождается, то значит, он не Бог, значит Он что-то противоположное Отцу. Евномий утверждает, что «нерожденность» может принадлежать существу неизменяемому, если Бог рождает кого-то то Он изменяется, если Сын рождается, то Он тоже изменяется, соответственно Сын не Бог, Бог Отец не может рождать. Соответственно, Бог творит Сына, и соответственно Сын не рождается, но является тварью. По Евномию, Сын это высшая тварь, выше ангелов, выше человека, которая имеет Божественные свойства.
Святитель Василий Великий в своем труде опровергал эти положения так:
Умеренные ариане. Омиусиане (подобосущие) боялись впасть в ересь савеллианства и учили о том, что сущность Сына подобна Отцу.
Слово «ипостась» имеет несколько значений: лицо, личность и роль. Если переводить слово «ипостась» в значении «роль», то можно уклониться в ересь Савелия, согласно которой - Бог один, но проявлял себя в разных ролях, в Ветхом Завете — Бог Отец, в Новом Завете — в роли Сына, а в истории Церкви — в роли Святого Духа.
С другой стороны, крайние никейцы учили о резком отделении Отца и Сына. Святитель Василий Великий пытался примирить омиусиан с крайними никейцами. Создался синтез — новоникейское исповедование. Он отделил личности, но при этом подчеркнул их единство, т. е. Василий Великий различил понятия «ипостась» и «сущность». Разработка терминологического аппарата «сущность» и «ипостась» - одна из главных заслуг Василия Великого.
Из трудов Василия Великого:
О познании Бога.
У святителя Василия Великого был два способа естественного богопознания:
- через тварное, окружающий мир;
- через самопознание (через очищение сердца).
О Святом Духе.
О связи триадологического догмата с Таинством Крещения.
Из беседы на Шестоднев. Святитель подчеркивает участие Святого Духа как личности в творении мира (творении, как свойстве которое принадлежит всем лицам Святой Троицы).
О природе зла.
конспект лекции составила слушательница курсов Великоднева Марина
Наглядные материалы
Дополнительные материалы
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Василий Великий. Беседы на Шестоднев.
ссылка: библиотека богословских курсов