Видеозапись лекции
Лекция №2 в 2019/20 учебном году по предмету Новый Завет (Четвероевангелие) на 1-м курсе богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора. Читает иерей Александр Клочков.
Краткий конспект лекции
Евангелие - это благая весть. Так в чем заключается благая весть? В том, что Сын Божий пришел на эту землю, чтобы освободить, спасти нас.
Ветхозаветная поэзия. Оказывается, Иисус Христос говорил некоторые проповеди стихами. Так же говорили и ветхозаветные пророки, например, книга Исайи на 80% поэтическая. Иисус Христос говорил на древнееврейском языке. Что касается еврейской библейской поэзии, то она своим основным принципом имеет параллелизм - их поэзия построена параллельно относительно либо стихов, либо их частей.
Псалтирь - самая яркая поэтическая книга из всей Библии. Выделяют несколько принципов рифмования:
1. Первый - синонимический: где одна часть противопоставляется другой и применяется повторение одного и того же корня, разного по смыслу. В древних писаниях Библии и в древних рукописях употребляется квадратный арамийский шрифт, который пришел в Палестину в 5 веке до Рождества Христова (до этого они писали на палеофиникийском). Синонимический принцип - это когда написанные строки обозначают одно и тоже, разное по звучанию, но одинаковое по смыслу.
2. Второй принцип древнебиблейской поэзии: можно увидеть, что в квадратном арамейском письме есть одинаковые по написанию слова, но они разные по значению. Есть писания, где одно и то же слово - корень встречается очень много раз, но огласовывается по-разному: это разные слова.
3. Третий принцип: по количеству ударных и безударных слогов, на слух воспринимаемых ритмично.
На первом этапе возникновения Евангельского текста гласных значков вообще не было. Более того, все согласные писались без разделения, весь текст записывался в одно слово. Бывало, когда одна неправильная буква уходила и к предыдущему и последующему слову, из-за этого менялся смысл всего текста. Так как же раньше читали? Заучивали наизусть текст и передавали традицию чтения и понимания текста от учителя к ученику. Значки согласных появились приблизительно в 15-13 веке до Рождества Христова, а гласные лишь в 10 веке нашей эры, благодаря сирийской письменной традиции. Древнее еврейское письмо представляет собой алфавитный тип письменности, где одному значку соответствует один звук. Комбинация значков и соответственно звуков дает нам определенное слово и смысл. Причина возникновения письменности и у кого появилась до сих пор неизвестна. Возможно это были финикийцы, так как самые древние рукописи принадлежат им.
Как попала письменность к евреям? В древнеегипетском письме были разные символы, сам Моисей обладал слово-иероглфическим письмом. Такой символ мог обозначать несколько значений слова: как один, так и несколько комбинаций звуков. После исхода из Египта из под пера пророка Моисея выходят первые книги, написанные не на древнеегипетском, не иероглифами, а алфавитно-финикийским языком. Греческая письменность, которой начертано Четвероевангелие, относится к алфавитной письменности. Есть некоторые виды древней письменности, которые до сих пор не расшифрованы.
Богословие Ветхого Завета имеет свою особенность, Нового Завета - свою. Богословие - это некоторый образ Бога, который предстает перед нами со страниц Священного Писания. Образ Бога, предстоящий перед нами в Ветхом Завете - какой он? Это премудрый, это Творец, который творит землю из ничего, творит человека. Несмотря на грехопадение, продолжает заботиться о человеке, общаться с ним. Далее предстает нам справедливым и строгим. Событие всемирного потопа - Он сожалеет о том, что сотворил человека. Дальше избрал Авраама и производит от него целый народ. Народ, который был призван стать избранным, который должен был хранить верность единому избранному Богу, хранить древнее Божественное Предание и то, что должен прийти Мессия, и в момент пришествия Мессии хранители Древнего Предания должны узнать его, принять и провозгласить. Тут тоже Бог предстает как премудрый, грозный и строгий, так как евреи часто его предавали и в то же время милостивый, потому что не оставляет свой народ.
Переходя к богословию Нового Завета, мы видим совсем другого Бога. Видим, что Бог есть любовь, причем жертвенная любовь. Сына Своего единственного отдает за жизнь мира. Оказывается, эта любовь была обетованной и преобразованной в Ветхом Завете через пророчества и Бог предстает перед нами в таком абсолютном виде.
Как сочетается образ Бога в Ветхом и Новом Завете? Ведь Он нам предстает по разному в одном и в другом. Даже в первохристианстве была ересь, что в Ветхом Завете - один Бог, а в Новом - совсем другой и они соперничают между собой. Конечно, мир, который был до грехопадения и после - это два совершенно разных мира. В силу того, что этот мир до грехопадения был непорочным, и качество его было совсем иным, нежели после, когда в мир вошло зло и на антологическом уровне произошли изменения в человеке (даже необратимые). C тех пор мир сильно изменился и в силу этого Бог не бросил мир, свое творение, не отдал дьяволу. В условиях этого выбора человека то, насколько Он мог заботиться о нем, с оговоркой, что Он, Бог, не может нарушить краеуголное условие бытия - свободы выбора человека - настолько он присутствует. Помогая людям, касался их - глазами людей, которые писали Ветхий Завет. Священное Писание - это природа Духа Святого, богочеловеческое писание.
А в Новом Завете, в силу Христова пришествия, через Христа в мир пришел Дух Святой. Он получил доступ к человечеству, к той человеческой природе, которая отпала, но во Христе вернулась. В силу этого кажется, что там был совсем другой Бог.
Еще возьмем пример - сошествие Духа Святого на апостолов, праздник Пятидесятницы. Считается, что в этот день пришел Святой Дух в мир. Сам Господь в Евангелии говорит перед своим страданием:
"... если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам ..." (Ин. 16:7)
До этого Дух был в мире, но не так, как после того, когда пришел Христос. Господь в Самом Себе восстановил антологический раскол - этот внутренний бытийный раскол Бога и человека, то что случилось при грехопадении. Он в себе это восстановил и на этом основании Дух Святой получил доступ к самым потаенным уголкам человеческой природы. Дух получил возможность залечивать эту рану - внутренний раскол между Богом и человеком в каждом из нас. По вере во Христа,человек может воссоединиться с Богом - на внутреннем антологическом уровне, и получает обилие даров, отмеченных апостолом Павлом. Это естественные для человека дары, утраченные после грехопадения, и теперь мы можем к ним вернуться. Например, преподобный Александр Свирский - он совершенно нетленный, у него есть ногти и волосы, температура его костей 45 градусов - а он лежит с 16 века! Некоторые удостоились особой благодатью, судьба их таинственна, например, Богоматерь и Иоанн Богослов.
В Евангелии от Иоанна вторая ипостась Святой Троицы называется Словом. Бог, в которого мы веруем, Он особый. Сейчас говорят, что все религии разные, пути которых ведут к одному и тому же. Но, каждая религия "недосчитывает" образ Бога. Можно увидеть, что такого образа Бога, как у нас - нет ни в одной религии. В этом и есть исключительность и истинность православной веры. Только сам Бог мог открыть о себе, что он есть любовь.
Из Евангелия можно увидеть, что Христос опытный и серьезный, но, несмотря на это, Он был непорочным и невинным, Он опытно не знал никакого греха. Он был свободен от первородного греха в силу своего зачатия и был свободен от любого. Очень тяжело было ему в этом мире, но все же Он любил его. Сейчас мы в своих страданиях можем опереться на Него, а когда Он страдал - Ему опереться было не на кого, кроме как одного Отца Бога, у Него просил Он опоры и поддержки. Мы сейчас имеем поддержку и Божественную и человеческую - и это очень важно. Ведь еще одно очень важное боговоплощение заключается в том, что Бог стал бесконечно близок к человеку. Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. В этой фразе заключается глубина, огромная часть христианской веры, потому что Бог действительно стал человеком.
Проповедь христианская тогда и сейчас. Она являлась для иудеев и для язычников безумием и они не могли принять важной христианской истины, что Христос является действительно Мессией. Нам же нужно знать, что во Христе Бог стал очень близок к человеку и Он нас прекрасно понимает и по-человечески.
Первые три Евангелия являются синоптическими, они написаны об одном и том же, но для разных людей. Иоанн же, имея три этих Евангелия, дополнил их другими событиями. Иоанн был молодым учеником Христа, который спрашивал Его о том, кто предаст.
конспект лекции составила слушательница курсов Шервинская Инна