Видеозапись лекции
Лекция №4 в 2019/20 учебном году по предмету Новый Завет (Четвероевангелие) на 1-м курсе богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора. Читает иерей Александр Клочков.
Краткий конспект лекции
В Библии Бог имеет множество имен. Одно из них Элогим, употреблено в первом стихе Библии и переводится как Бог, но обычно в таком варианте используется во множественном числе. Святые говорят, что имеет место намек на множественность лиц Бога. В теологическом смысле, так употреблено, чтобы указать превосходную степень величия. Следующее имя Адонай, означает господин. Саваоф, переводится как Бог воинств.
Все эти имена относят к группе несобственных имен. Но есть исключительный случай в пятикнижии, когда употребляется собственное имя Бога. После вавилонского плена это имя тщательно скрывалось, и употреблялось в исключительных случаях. В итоге было утеряно, и в настоящий момент мы можем только предполагать, как оно звучало. Одно из предположений, что это имя Яхве.
В Ветхом Завете встречается не менее ста наименований Бога, таких как:Тетраграмматон – Яхве
אלהים (Elohim – "Бог") - буквально «боги» (pluralis majestatis);
אדני (Adonay – «Господь мой») - буквально «господа мои» (pluralis majestatis);
אל שדי (El Shadday – «Бог всемогущий», или «Всевышний»), буквально «Тот, Кто на горе»);
צבאות (Zebaot – «Саваоф», «[Господь] воинств»).
יהוה (Yahweh – Яхве) – единственное имя, с которым Сам Бог открылся человечеству.
(Яхве - наиболее характерное для Библии наименование Бога: оно встречается в Ветхом Завете около 6700 раз. Для сравнения: имя Elohim встречается около 2500 раз, а имя Adonay– около 450 раз.)
источник: митрополит Иларион (Алфеев). Священная тайна Церкви. Имена Божии
Имя Яхве заключает в себе тайну и дар. Оно не является простым местоимением, существительным или прилагательным, а содержит глагол и поэтому воспринимается как таинственный отказ Бога вместиться в человеческие представления. Вместе с тем глагол в имени указывает на факт живого существования, всегда присутствующего и всегда действенного, свидетельствует о Боге как о Личном Существе, входящем в общение с человеком. Имя Яхве рассматривалось как собственное имя Бога, поэтому со временем оно перестало произноситься и лишь записывалось 4 согласными буквами YHWH.
источник: портал "Азбука веры"
«Дело в том, что после вавилонского плена, во всяком случае, не позднее III века до Р. X., евреи из благоговения перестали вообще произносить священное имя Яхве, которое стало восприниматься как nomen proprium, как собственное имя Бога. Лишь однажды, в день Очищения (Yom Kippur), первосвященник входил во святое святых, чтобы там произнести это священное имя. Во всех же прочих случаях его заменяли на Adonay или другие имена, а на письме обозначали четырьмя согласными (YHWH – так называемый священный тетраграмматон), которые, однако, не произносили: даже комбинированное обозначение Adonay Yahweh (Господь Яхве) читалось как Adonay Elohim (Господь Бог).
В III-V веках память о произношении тетраграмматона сохранялась, – греческие авторы этого периода транслитерировали тетраграмматон как αυοέ, αουοά (Климент Александрийский), αή (Ориген) и αβέ (Епифаний Кипрский и Феодорит Кирский), а латинские как yaho (Иероним), – однако впоследствии правильное его произношение окончательно забылось.
С XVI века на Западе стали употреблять искусственную вокализацию Yehowah (Иегова), появившуюся в результате добавления к согласным YHWH гласных из имени Adonay, и только в середине XIX века ученые показали, что тетраграмматон следует читать как Yahweh».
источник: митрополит Иларион (Алфеев) «Священная тайна Церкви»
Имя Элогим встречается в Библии применительно к Богу Израиля 2 тысячи раз. Оно представляет собой множественное число от евр. Элоах, что значит Бог или Могущественный. В переводе оно означает Силы, Могущества, Божественные действия, то есть изображает множественное величие Бога, раскрывающего Себя во всемогущих деяниях. Формально слово Элогим может быть переведено как «боги», однако именно в Библии такой перевод совершенно неприменим. Все дело в том, что Библия всегда согласует имя Элогим с глаголами и прилагательными в единственном числе. Например: Берешит бара Элоѓим… («В начале сотворил Бог…» – Быт 1:1). Такое согласование служит несомненным указанием на тайну Святой Троицы, явленную во всей полноте в Новом Завете.
источник: портал "Азбука веры"
«Нет ни одного имени, которое бы, объяв все естество Божие, достаточно было вполне его отразить»
Когда Ангел благовествовал Захарии о рождении сына Иоанна, предтечи Мессии, то был награжден немотой, так как усомнился в возможности такого события. Но когда Архангел Гавриил благовествовал Богородице, то ей дано было доказательство истинности этих слов - беременность Елисаветы, родственницы Пресвятой Девы. Это было действительно чудо, так как Захарий и Елисавета были в преклонных летах и не чаяли уже родить ребенка. Тогда Мария пошла удостовериться, правда ли это и не показалось ли Ей явление Ангела.
Евангелие сообщает, что при появлении Божией Матери младенец во чреве Елисаветы взыграл, и исполнившись Святого Духа, праведная громко прославила Ее, повторив слова Архангела Гавриила:
«и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.» (Лк. 1:42-45)
Пресвятая Дева ответила ей песнею, которую мы исполняем на каждом Богослужении: «Величит душа моя Господа…» Эта песнь составлена из цитат ветхозаветных псалмов.
Мария около трех месяцев пробыла в доме Захарии и потом, не дождавшись рождения Иоанна, вернулась в дом к своему обручнику. После рождения младенца собрались родственники, так как по еврейской традиции на 8-й день необходимо совершить обрезание и наречь имя. У евреев крайняя плоть - символ принадлежности к избранному народу. При наречении имени возник спор, так как было принято передавать одни и те же имена из поколения в поколение. Тогда обратились к Захарии. Он взял табличку и написал: «Иоанн имя ему». И тогда вернулся к нему дар речи, вдохновленный Святым Духом он начал прославлять Бога. Затем Захария обратился к младенцу:
«И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,
дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их,» (Лк. 1:76-77)
Люди понимали, что перед ними необыкновенный младенец и велись разговоры: «Что будет младенец сей?».
А в это время обнаружились признаки беременности Марии. В случае неверности женщина должна была быть казнена побиением камней, но Иосиф решил отпустить ее, дав разводное письмо. Той же ночью явился к нему Ангел и сказал:
«Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.» (Мф. 1:20-23)
Израиль ждал мессию из Вифлеема, как предсказал пророк Михей. Римский кесарь Август издал декрет о переписи населения. Многие прибыли в Вифлеем, в том числе и святое семейство. Не найдя гостиницы, решили переночевать за городом в пещере для скота и именно этой ночью Мария родила Богомладенца. С самаго начала Господь как бы говорит: «... Царство Мое не от мира сего ...» (Ин. 18:36).
Радостно ангелы явились пастухам , пели и возвещали пришествие в мир Спасителя. Тогда они пошли и поклонились Младенцу – Христу и рассказали о явлении в поле ангелов. Святая Дева Мария радовалась словам этим, слагая их в сердце Своем.
На восьмой день по иудейской традиции необходимо было совершить обрезание. На 40 день праведный Иосиф и Божия Матерь пошли в Иерусалим, чтоб совершить древний обряд - посвятить первенца Господу. Принесли скромную жертву двух горлиц и двух птенцов голубинных. В это время в Иерусалиме жил старец Симеон, который был одним из 70 переводчиков Священного Писания с древнееврейского на греческий язык, ему было 250-300 лет. Однажды он усомнился в правдивости переводимого текста:
«... се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.» (Ис. 7:14),
и тогда явился ангел и сказал:
«Ты не умрешь, пока не увидишь исполнения этого пророчества».
И вот, явившись по вдохновению в храм, увидел Младенца и сказал:
«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
ибо видели очи мои спасение Твое,
которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.
И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, –
и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец.» (Лк. 2:29-35)
Через какое-то время в Вифлееме, где проживали какое-то время Иосиф и Дева Мария, появились для поклонения волхвы - языческие жрецы. Их привела в Иерусалим звезда. По своей простоте волхвы стали спрашивать: «Где родился Царь Иудейский?» Ирод царь, узнав об этом, озлобился и созвал первосвященников, чтоб узнать, где должен родиться Мессия. Потом позвал волхвов и попросил рассказать где Он, когда найдут.
Волхвы нашли святую чету и, пав, поклонились Младенцу. В дар принесли золото - как Царю, ладан - как Богу и смирну - как Человеку. И ушли другим путем тайно.
Золото — царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царём;
Ладан — дар священнику, так как Иисус пришёл стать новым Учителем и истинным Первосвященником;
Смирна — дар тому, кто должен умереть, так как смирну в Древнем Израиле употребляли для бальзамирования тела умершего. Этот дар отсылает к грядущей искупительной жертве Христа — одним из эпизодов Страстей Господних, увенчавшихся Распятием, будет умащение ног Спасителя миррой, а перед погребением Его тело было умащено благовонным составом из смирны и алоэ.
Волхвами и их дарами была заложена широко известная традиция дарить подарки на Рождество.
По преданию, честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до своего Успения Она передала их Иерусалимской Церкви, где они хранились 400 лет. Византийский император Аркадий перенес дары в Константинополь для освящения новой столицы империи. Потом они попали в город Никею и около шестидесяти лет находились там. Когда из Константинополя был изгнаны латиняне, дары волхвов были возвращены в столицу. После падения Византии в 1453 году их отправили на св. гору Афон в монастырь св. Павла - передала их туда сербская царевна Мария. Дары хранятся в 10 особых ковчегах в ризнице монастыря святого Павла. Для поклонения паломников отделяется только 3 части в одном ковчеге. В 2014 году дары волхвов впервые были привезены в Россию и Украину.
Ла́дан – благовонное вещество, душистая древесная смола, используемая в богослужении для каждения (в подражание райского благоухания). При сгорании ладана образуется благовонный дым – фимиам.
Использование благовоний в богослужебных целях было предписано Богом ещё во времена Ветхого Завета. Рецепт особого благовонного состава был открыт Господом пророку Моисею (Исх. 30:34-38). В православном богослужении ладан используется при богослужении таким образом: возжигается на горящих углях кадила, металлического чашеобразного сосуда.
Смирна (или мирра) – смола благовонная, имеющая силу предохранять тело от гниения; мирра – благоуханное смолистое вещество, горькое и пахучее (не путать с миром – многосоставным церковным благовонием). Смирна - благовонное вещество, добываемое из тернистого дерева (Cistus ereticus), распущающееся в 8 и 9 футов в высоту и главным образом вывозимое из Аравии в Восточную Индию. С самых древних времен смирна составляла значительный предмет торговли и входила в состав св. ветхозаветного мира (Исх. 30:23), равно как в состав для благовонного умащения тех умерших. Она входила также в число тех ценных даров, которые обыкновенно представляли царям и вельможам в знак особого почтения в древние времена на Востоке.
источник: портал "Азбука веры"
Ирод же, узнав, что мудрецы ушли, приказал истребить всех младенцев до 2 лет в городе Вифлееме. Но Ангел Господень явился Иосифу во сне и велел бежать в Египет.
После смерти Ирода Иосиф вернулся в Палестину, но побоявшись идти в Вифлеем пришел в Назарет, где и прошли детство и юность Христа.
Когда Иисусу было 12 лет, святое семейство оттправились праздновать Пасху в Иерусалим. Но после праздника, оказалось что Спасителя нашего нет среди возвращающихся. Тогда Мария и Иосиф вернулись и стали искать Его. А найдя в одном из притворов храма, Матерь Божия сказала:
«Чадо, что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя». (Лк. 2:48)
Он же ответил:
«Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?». (Лк. 2:49)
Книжники же удивлялись мудрости отрока.
конспект лекции составила слушательница курсов Алескерова Ольга
Наглядные материалы
Дополнительные материалы
источник: портал "Азбука веры"
Альфа и Омега | Откр.1:8, 21:6, 22:13. |
Благий | Мф.19:17. Мк.10:18. |
Благословенный во веки | 2Кор.11:31. |
Блаженный | 1Тим.6:15. |
Блюститель, Пастырь | 1Пет.2:25. |
Бог есть Дух | Ин.4:24. |
Бог мира | Рим.15:32, 16:20. Евр.13:20. 2Сол.3:16. |
Богатый | Еф.2:4. |
Великий | 1Тим.2:13. |
Верный | 1Сол.5:24, 1Ин.1:9 |
Владыка | Деян.4:24. |
Всевышний | Лк.1:32, 76. |
Вседержитель | Откр.1:8. |
Господь | Деян.4:24, 1:24. |
Господь неба и земли | Мф.11:15. |
Господь господствующих | 1Тим.6:15. |
Единый | 1Кор.8:5. Гал.3:20. 1Тим.2:5. |
Единый имеющий бессмертие | 1Тим.6:16 |
Единый истинный Бог | Ин.17:3. 1Тим.1:17. |
Живущий во веки веков | 1Ин.2:10 |
Живый | Деян.14:15. 1Тим.3:15, 4:10, 6:17. Евр.9:14 |
Законодатель | Иак.4:12. |
Избавитель | Рим.11:26. |
Истинный | Рим.3:4, Ин.17:3, 1Сол.1:9. |
Любовь | 1Ин.4:8. 2Кор.13:11. |
Мессия | Ин.1:41, 4:25. |
Милосердный | Лк.6:36. |
Многомилостивый | Иак.5:11. |
Могущественный | 1Тим.6:15. |
Мститель | 1Сол.4:6. |
Невидимый | 1Тим.1:17, 1:18, 6:16. Ин.1:18, 6:48. |
Нелживый в обетованиях | Тит.1:2 |
Нетленный | Рим.1:23. 1Тим.1:17. |
Обитающий в неприступном свете | 1Тим.6:16 |
Оживотворящий всё | 1Тим.6:13. |
Отец | Мф.5:48, 6:9. |
Отец духов | Евр.12:9. |
Отец милосердия, Бог утешения | 2Кор.1:3. |
Пастырь | Ин.10:11. |
Первоначальный | 1Ин.2:13–14. |
Праведный | Ин.17:25, 1Ин.1:9 |
Премудрый | 1Тим.1:17, Иуд.25. |
Свет | 1Ин.1:5. |
Святый | Ин.17:11. |
Сердцеведец | Деян.1:24, 15:8. |
Сильный | Лк.1:49. |
Слово | Ин.1:1. |
Совершенный | Мф.5:48. |
Спаситель | Лк.1:47, 2:11. Ин.4:42. Иуд.25:1, 1Тим.2:3, 4:10 |
Судия | 1Пет.2:23. 2Тим.4:12. |
Царь веков | 1Тим.1:17. |
Царь царствующих | 1Тим.6:15. |
Чистый | 1Ин.3:3. |
источник: портал "Азбука веры"