Видеозапись лекции
Лекция №2 в 2019/20 учебном году по предмету Новый Завет (Апостол) на 2-м курсе богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора. Читает иерей Михаил Еремин.
Краткий конспект лекции
Книга Деяний это книга в книге. В ней насчитывается до 23 речей в двадцати восьми главах. Среди этих всех речей несколько особо важных:
- проповедь апостола Петра после сошествия Святого Духа, произнесенная в Иерусалимском Храме (глава 2);
- проповедь апостола Павла в синагоге в городе Антиохии Писидейской (глава 13);
- огромная речь Стефана (глава 7), произнесенная им перед самим побиением;
- речь апостола Иакова на Апостольском Соборе;
- проповедь апостола Павла в Афинах адресовалась язычникам. Если проповедь в Антиохии Писидейской адресовалась иудеям в синагоге, в которой были использованы характерные принципы и приемы, способствовавшие донесению истинности христианской веры именно для иудеев, то в Афинах Павел использует другие приемы, источники и цитаты, чтобы донести христианскую истинность для язычников, которые были не знакомы с Ветхим Заветом, зато хорошо были знакомы с трудами других своих языческих писателей.
- речь апостола Павла, посвященная непосредственно христианам или Ефейским крестителям - прощальная речь.
Книгу можно разделить:
- на речь с целью утешить своих или просто адресованную им;
- на проповедь, адресованную людям, готовым принять христианскую веру или готовым узнать о ней больше.
Различаются цель, адресаты, обстановка, ситуации произнесения.
Речь - это риторическая форма,предполагающая приведения автора в пользу защиты своей точки зрения и разных аргументов, отличающихся политической и апологитической направленностью.
Проповедь - это риторическая форма, предполагающая использование различных риторических приемов, направленная на разъяснение вероучительных христианских истин.
Книгу Деяний можно разделить на 6 периодов:
1. Благовестие среди иудеев в Иерусалиме. Период проповедей апостолов Петра и Павла. Заканчивается период смертью Стефана.
2. Проповедь среди самарян. Доходит до Антиохии. Особенно выделяется там Савл, еще как гонитель. И проповедь диакона Филиппа. Заканчивается обращением Савла.
3. В городе Антиохии Сирийской и Кесарии - место римской резиденции. Заканчивается посещением Павла Иерусалима во время всемирного голода.
4. Первое и второе миссионерское путешествие апостола Павла. Проповедь первого сосредоточено в Малой Азии. Второе начинается с Малой Азии, проповедь идет в Европу, преимущественно в Грецию;
5. Миссионерское путешествие апостола Павла в Греции: в книге в этот период входит окончание 2-го и начало 3-го миссионерского путешествия.
6. События, которые привели апостола Павла в Рим. После возвращения из третьего миссионерского путешествия Павел был арестован иудеями по ложному обвинению и отправлен в Рим. На проповеди аостола Павла в Риме книга заканчивается.
Очень характерны окончания периодов. События обозначены в таблице.
1. Приготовление учеников к принятию Святого Духа (1:1–26):
А. Уполномочивание учеников и Вознесение Иисуса (1:1–14);Б. Восстановление числа Двенадцати (1:15–26).
2. Миссия в Иерусалиме (2:1–8:4):
А. Призыв ко всему «дому Израилеву» (2:1–3:26);Б. Жизнь и испытания первой общины в Иерусалиме (4:1–8:4).
3. Миссия в Иудее и Самарии (8:5–40).
4. Начало проповеди язычникам (9:1–14:28):
A. Призвание и начало служения Савла (9:1–31);Б. Инициирование проповеди язычникам в служении Петра (9:32–11:18);
B. Миссия среди язычников в других местах (11:19–12:25);
Г. I миссионерское путешествие Павла по Малой Азии (13:1–14:28).
5. Разногласия в Антиохии, апостольский собор в Иерусалиме (15:1–35).
6. Миссия и свидетельство Павла «до края земли» (15:36–22:21):
A. II миссионерское путешествие ап. Павла: из Антиохии через Малую Азию в Грецию, возвращение в Антиохию (15:36–18:22);Б. III миссионерское путешествие ап. Павла: из Антиохии в Эфес и Грецию; возвращение в Кесарию (18:23–20:38);
В. Павел в Иерусалиме (21:1–22:21).
7. Миссия Павла в узах (22:22–28:31):
A. Арест и свидетельство Павла в Иерусалиме (22:22–23:22);Б. Проповедь Павла в кесарийских узах (23:23–26:32);
B. Римские узы: проповедь и служение (27:1–28:31).
В Книге Деяний и Евангелии от Луки общее то, что в Евангелии Христос говорит о себе, а в Деяниях говорится о служении апостолов. В Евангелии говорится о завершении служения Христа, а в Деяниях о начале служения апостолов. И там и там говорится о том, что апостолы будут крещены Духом Святым. В писании если повторы встречаются, значит это важная мысль, которую хотели донести. Важность и богословская идея в этом, то что в Церкви будет участвовать сам Дух Святой. Что ученики и христиане не останутся одни, а апостолы будут свидетели этому. Через них Христос обращается ко всей церкви, вся церковь свидетель этому. Апостолы - это посланники, посланные на миссию.
В Евангелии Лука отмечает, что Христос садится с ними кушать после своего воскресения. Говорится о том, что дух не может иметь ран на плоти, а Он показывает им раны на руках. В Евангелии есть доказательства тому. Если мы считаем писание духновенными, значит оно не может противоречить само себе. Если Христос показывает раны на теле, значит воскресение есть. Он воскрес в какой-то немного измененной плоти, так как видели его и не узнавали и Христос садится кушать с учениками. Это является прямым доказательством Воскресения.
Иоанн крестил водой, а Христос крестил еще и Духом Святым. Крещение Иоанново-это было лишь подготовление, омовение, но не реальное очищение от греха. Последующее Крещение, после смерти Христа, как раз и было омовением водой и схождением Духа Святого на людей. Крещение Духом Святым - это реальное очищение человека, освобождение от власти греха. После воскресения, в последний вечер, ученики и Христос заговорили о втором пришествии. Ученики не оставляли надежды и ожидали Царства Христова на земле. Христос говорит о неизвестности второго пришествия. Особенно подробно говорится об этом в послании к Филиппийцам апостола Павла: " Не наше дело испытывать времена и сроки". Почему Христос скрывает от нас время пришествия? Для того, чтобы мы бодрствовали, постоянно были в готовности к встрече с Ним. Приносили покаяние и знали как это жить с Богом. Покаяние - это довольно длительный процесс. Люди, которые всю жизнь жили без Христа не смогут жить с Богом, т.к не знают его и не знают как жить с Богом. Чтобы мы более возрастали в любви к Богу и возрастали в терпении ожидания Его и желания Его пришествия.
Писание о Вознесении Христа в Евангелии и Книге Деяний. В Евангелии Христос благословляет и отдаляется - возносится на небо. В Деяниях говорится, что его скрывает облако - один из элементов богоявления. В послании к Филиппийцам есть богословское объяснение Вознесения (1посл, 4 гл., 14 стих). Христос своим воскресением проложил путь каждому христианину одесную Бога. Событие вознесения оно имеет огромное значение в деле обожения человека. Обожение -это когда человек приобретает божественные свойства. Согласно Святым отцам человек не может познать божественную сущность, но может познать Бога в проявляемых им действиях в этом мире.
Прежде всего это благодать, которую мы получаем в таинстве Евхаристии - ощущение радости, и другие. С помощью этих действий мы можем его познавать.
Также такими действиями являются: любовь, радость, сострадание, долготерпение. Эти все качества были заложены в нашу природу. В книге Бытия говорится, что человек создан по образу и подобию Божию. Подобие заложено в каждом из нас и мы должны в нем возрастать. Более возрастая человек познает самого Бога. Бога можно познать идя по его примеру. Христос проложил нам этот путь.
Взросление и богопознание - это процесс продолжающийся и продолжающийся. Человек при этой жизни может уподобиться Бога и приобщиться, обожиться. В этом и заключается смысл Вознесения.
Списки апостолов приводятся и в Евангелии и в книге Деяний,всего их было 12 человек. После предательства Иуда покончил с собой и после вознесения Христа, когда молились в горнице 11 апостолов, мать Христа, еще его ученики и были едины духом, к ним явились ангелы. Нужно было выбрать 12 апостола на место Иуды. Они просили Бога - сердцеведца и бросили жребий. Жребий выпал на Матфия.
Апостол Матфий (ум. ок. 63) - избранный двенадцатым апостолом после смерти Иуды; не путать с апостолом Матфеем-евангелистом
Бога называют сердцеведцем, так как Он ведает все сердца, проникает к каждому и знает все тайные и сердечные дела человека.
Дух Святый исходит от Отца. Во второй главе говорится о сошествии Святого Духа в первых четырех стихах. В конце главы кратко говорится о жизни первой христианской общины. Всю полноту Святого Духа мог познать только Иисус. Святой Дух сходил на них в виде невещественных языков пламени. После этого апостолы заговорили на всех языках, что это значит? Согласно Святым отцам - это реальные языки иностранных народов. Апостолы возможно не осознавали, что говорят на иных языках, только увидев реакцию других это поняли. Дарование Святого Духа было знаком для иудеев, что мессия уже пришел и совершил, что ему надлежало. Через Духа Святого в своей проповеди апостол Павел оповещает о мессии Иисусе Христе и его делах.
конспект лекции составила слушательница курсов Шервинская Инна
Дополнительные материалы
Книга Дѣяній содержитъ описаніе событій отъ Вознесенія Господа Іисуса Христа до прибытія св. Ап. Павла въ Римъ и, такимъ образомъ, охватываетъ періодъ времени около 30 лѣтъ. Въ первой половинѣ ея — отъ 1 по 12 главѣ повѣствуется по преимуществу объ апостольской дѣятельности св. Ап. Петра среди іудеевъ въ самой Палестинѣ, во второй половинѣ — отъ 13 по 28 главѣ — о дѣятельности св. Ап. Павла среди язычниковъ и о распространеніи имъ ученія Христова уже за предѣлами Палестины. Такимъ образомъ, кн. Дѣяній рисуетъ намъ картину, какъ Церковь Христова, утвердившись среди іудеевъ въ Палестинѣ, согласно съ предреченіями Самого Господа, при упорномъ невѣріи главной массы іудейскаго народа, перешла потомъ въ міръ языческій и постепенно распространилась въ передней Азіи и южной Европѣ. Содержаніе кн. Дѣяній по главамъ слѣдующее:
Глава 1-ая: Первая книга писателя. Наставленія и обѣтованія Господа Апостоламъ предъ вознесеніемъ и вознесеніе Господне. Рѣчь св. Ап. Петра о необходимости избранія новаго апостола на мѣсто отпавшаго Іуды Искаріота и избраніе Матѳія.
Глава 2-ая: Сошествіе Св. Духа на Апостоловъ въ день Пятидесятницы. Рѣчь Апостола Петра и ея могущественное дѣйствіе. Характеръ жизни и религіозно-нравственнаго состоянія первой христіанской общины въ Іерусалимѣ.
Глава 3-ья: Чудесное исцѣленіе св. Ап. Петромъ хромого отъ рожденія. Рѣчь св. Ап. Петра въ связи съ этимъ къ народу съ призывомъ къ покаянію.
Глава 4-ая: Заключеніе свв. апп. Петра и Іоанна въ темницу. Допросъ Апостоловъ въ синедріонѣ, запрещеніе имъ проповѣдывать объ имени Іисусовѣ и отпускъ ихъ на свободу. Молитва Апостоловъ и ниспосланіе вѣрующимъ благодати Св. Духа. Взаимная любовь членовъ первой христіанской общины.
Глава 5-ая: Исторія Ананіи и Сапфиры, утаившихъ часть денегъ за проданное имѣніе. Чудеса, совершавшіяся свв. Апостолами. Новое гоненіе синедріона на Апостоловъ, заключеніе ихъ въ темницу, освобожденіе ихъ Ангеломъ, проповѣдь въ храмѣ и отвѣтъ передъ синедріономъ. Совѣтъ Гамаліила и отпускъ Апостоловъ на свободу, послѣ нанесеннаго имъ безчестія, которое они приняли съ радостію.
Глава 6-ая: Избраніе семи діаконовъ. Проповѣдь Архидіакона Стефана и обвиненіе его передъ синедріономъ въ хулѣ на законъ Моисеевъ.
Глава 7-ая: Защитительная рѣчь Архидіакона Стефана передъ синедріономъ и его мученическая кончина.
Глава 8-ая: Великое гоненіе на Церковь въ Іерусалимѣ послѣ убіенія Стефана. Насажденіе Церкви въ Самаріи діакономъ Филиппомъ. Низведеніе Духа Святаго на вѣрующихъ въ Самаріи свв. апостолами Петромъ и Іоанномъ. Исторія Симона волхва. Благовѣстіе Филиппа евнуху эѳіопской царицы.
Глава 9-ая: Обращеніе Савла ко Христу на пути въ Дамаскъ. Крещеніе его Ананіей, Проповѣдь Савла въ Дамаскѣ Бѣгство его отъ іудеевъ, замышлявшихъ убить его. Пребываніе новообращеннаго Савла въ Іерусалимѣ. Св. Ап. Петръ въ Лиддѣ и исцѣленіе имъ Энея. Пребываніе св. Ап. Петра въ Іоппіи и воскрешеніе имъ Тавиѳы.
Глава 10-ая: Обращеніе ко Христу перваго язычника — Корнилія сотника, послѣ вразумительнаго видѣнія, бывшаго св. Ап. Петру.
Глава 11-ая: Упреки св. Ап. Петру со стороны обрѣзанныхъ за общеніе его съ необрѣзанными и объясненія Петра. Проповѣдъ христіанства внѣ Палестины, особенно въ Антіохіи. Варнава и Савлъ въ Антіохіи. Пророчество о голодѣ и милостыня, посланная христіанамъ во Іудею.
Глава 12-ая: Гоненіе на Церковь со стороны Ирода, убіеніе Іакова, заключеніе въ темницу Петра и чудесное освобожденіе его оттуда Ангеломъ по молитвамъ Церкви. Смерть Ирода, изъѣденнаго червями. Возвращеніе Варнавы и Савла изъ Іерусалима во Антіохію.
Глава 13-ая: Путешествіе Варнавы и Савла въ Кипръ и обращеніе проконсула Сергія Павла. Проповѣдь ихъ въ Пергіи и Антіохіи Писидійской. Рѣчь св. Ап. Павла въ синагогѣ, упорное невѣріе іудеевъ и обращеніе его вслѣдствіе этого къ язычникамъ. Гоненіе на Варнаву и Павла.
Глава 14-ая: Проповѣдь Павла и Варнавы въ Иконіи, Листрѣ и Дервіи. Исцѣленіе хромого въ Листрѣ и попытка тамошнихъ язычниковъ принести имъ жертву. Гоненіе на Апостоловъ, побіеніе Павла камнями. Обратный путь Апостоловъ въ Антіохію черезъ города съ новооснованными ими христіанскими общинами.
Глава 15-ая: Смущеніе въ церкви антіохійской относительно необходимости для христіанъ изъ язычниковъ соблюдать законъ Моисеевъ. Апостольскій соборъ въ Іерусалимѣ по этому поводу. Несогласіе между Павломъ и Варнавою. Отправленіе Павла съ Силою во второе апостольское путешествіе.
Глава 16-ая: Павелъ въ Листрѣ и Дервіи, и обрѣзаніе Тимоѳея. Путешествіе до Троады. Видѣніе мужа-македонянина и путешествіе въ Македонію. Павелъ въ Филиппахъ: обращеніе Лидіи, изгнаніе прорицательнаго духа, заключеніе Павла и Силы въ темницу, чудесное освобожденіе изъ темницы и обращеніе ко Христу темничнаго стража.
Глава 17-ая: Павелъ и Сила проповѣдуютъ въ Ѳессалоникѣ, а затѣмъ — въ Веріи. Павелъ въ Аѳинахъ и рѣчь его въ ареопагѣ.
Глава 18-ая: Павелъ проповѣдуетъ въ Коринѳѣ: Господь ободряетъ его въ видѣніи. Обвиняемый передъ проконсуломъ Галліономъ Павелъ освобождается и отправляется въ Ефесъ, посѣщаеть различные города и утверждаетъ учениковъ. Проповѣдь Аполлоса, наставленнаго Акилой и Прискилой.
Глава 19-ая: Третье апостольское путешествіе Павла: прибытіе ею во Ефесъ. Крещеніе учениковъ Іоанновыхъ и низведеніе на нихъ Св. Духа. Чудеса Павла во Ефесѣ и ихъ дѣйствіе. Іудейскіе заклинатели, избитые злымъ духомъ. Сожженіе волшебныхъ книгъ. Возмущеніе противъ Павла и христіанъ, произведенное Димитріемъ сребренникомъ.
Глава 20-ая: Путешествае Павла въ Македонію, Грецію и обратно до Троады. Воскрешеніе Павломъ Евтиха въ Троадѣ. Дальнѣйшее путешествіе до Милита. Прощальная рѣчь Павла пресвитерамъ Ефесскимъ.
Глава 21-ая: Павла убѣждаютъ не ходить въ Іерусалимъ, но безуспѣшно. Путешествіе его отъ Милита до Кесаріи. Павелъ въ Кесаріи и пророчество Агава о предстоящихъ ему узахъ. Прибытіе Павла въ Іерусалимъ, возмущеніе противъ него іудеевъ и его узы.
Глава 22-ая: Рѣчь Павла къ народу о своемъ обращеніи и призваніи къ апостольству. Крикъ народа, распоряженіе о бичеваніи Павла и отмѣна его. Павелъ передъ синедріономъ.
Глава 23-ая: Распоряженіе первосвященника Ананіи бить Павла по устамъ. Распря между обвинителями Павла фарисеями и саддукеями. Господь ободряетъ Павла. Рѣшительное намѣреніе іудеевъ убить Павла. Отправленіе Павла подъ сильной стражей къ правителю Феликсу въ Кесарію.
Глава 24-ая: Апостолъ Павелъ передъ судомъ прокуратора Феликса. Обвиненіе его іудеями и защитительная рѣчь его. Отсрочка рѣшенія. Проповѣдь Павла о Христѣ Феликсу и женѣ его. Смѣна Феликса новымъ прокураторомъ Фестомъ: оставленіе Павла въ узахъ.
Глава 25-ая: Прокураторъ Фестъ въ Іерусалимѣ и жалобы ему на Павла со стороны іудеевъ. Павелъ на судѣ передъ Фестомъ: обвиненія противъ него іудеевъ. Павелъ требуетъ суда Кесарева. Прибытіе въ Кесарію царя Агриппы и Вереники: Павелъ въ судебной палатѣ передъ Агриппою.
Глава 26-ая: Защитительная рѣчь Павла передъ Агриппою, Фестомъ и другими, съ изложеніемъ обстоятельствъ своей жизни и обращенія ко Христу. Признаніе Павла невиннымъ.
Глава 27-ая: Отправка Павла въ Римъ на судъ кесаря. Предостереженіе Павла, которое не было принято во вниманіе, и сильная буря. Корабль сѣлъ на мель: находившіеся въ кораблѣ спаслись вплавь на берегъ.
Глава 28-ая: Гостепріимство иноплеменниковъ на островѣ Мелитъ. Ехидна, не причинившая Павлу вреда. Исцѣленіе Павломъ многихъ больныхъ на островѣ. Дальнѣйшее путешествіе, прибытіе въ Римъ и проповѣдь въ Римѣ.
Хронология Деяний Апостолов
Образование церкви в Иерусалиме, глава 2 | 30 г. по Р.Х. |
Избиение Стефана, рассеяние церкви, главы 7,8 | 31 или 32 г. по Р.Х. |
ОбращениеСавла.глава9 . | 31или32г.поР.Х. |
Первое посещение Иерусалима ап. Павлом по его обращения | 34 или 35 г. по Р.Х. |
Обращение язычника Корнилия | между 35 и 40 гг. по Р.Х. |
Принятие язычников в Антиохии, глава 11 | прибл. 42 г. по Р.Х. |
Второе посещение Иерусалима Павлом (11:27-30) | 44 г. по Р.Х. |
Первое миссионерское путешествие Павла в Галатию, главы 13,14 | 45-48поР.Х. |
Совещание в Иерусалиме, глава 15, | приблизительно в 50 по Р.Х. |
Второе миссионерское путешествие в Грецию, главы 16,17,18 | 50-53 гг по Р.Х. |
Третье миссионерское путешествие Павла в Ефес, главы 19,20 | 54-57 гг. по Р.Х. |
Прибытие Павла в Ефес, глава 19 . | 57 г. по Р.Х. |
Павел покидает Ефес в июне (1 Кор. 16:18) | 57 г. по Р.Х. |
Павел в Македонии, лето и осень (1 Кор. 16:5-8) | 57 г. по Р.Х. |
Павел в Коринфе на протяжении 3-х месяцев, зимой (Деян. 20:2-3) | 57-58 гг. по Р.Х. |
Павел оставляет Филиппы в апреле (Деяния 20:6) | 58 г. по Р.Х. |
Павел прибыл в Иерусалим в июне (Деян. 20:16) . | 58 г. по Р.Х. |
Павел в Кесарии, главы 24,25, 26 с лета 58 г. | до осени 60 г. по Р.Х. |
Путешествие Павла в Рим, главы 27,28, | зима 60-61 гг. по Р.Х. |
Двухлетнее пребывание Павла в Риме | 61-63 гг. по Р.Х. |