Вопросы и ответы для самопроверки
(на основе учебных материалов, составленных для подготовки студентов 1 курса Православного Свято-Тихоновского богословского института к сдаче экзамена по предмету "Новый Завет")Для самостоятельной проверки знаний, полученных по изучению Нового Завета мы подготовили для Вас список вопросов и ответы на них.
Постарайтесь сначала ответить на вопрос не открывая ответ. Это не ЕГЭ и не тест на сдачу знаний правил дорожного движения: на большинство приведенных вопросов нет однозначных ответов, напротив которых надо поставить "галочку". Но Вы сможете сверить свое понимание по многим важным вопросам с мением Православной Церкви.
Но, для ответа на некоторые вопросы необходим однозначный ответ. Например, на вопрос "Сколько книг в Новом Завете" есть только один правильный ответ: "27". Братия и сестры, поэтому просим Вас рассматривать эти вопросы как проверку знания "таблицы умножения" богословия, без которого невозможен переход к "высшей математике" православия.
Задать свой вопрос (также можно дать и свой ответ на него)
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Известно из апокрифического "Протоевангелия Иакова" (II век). Согласно данному исторчнику, у благочестивой семейной пары из Иерусалима — Иоакима и Анны — долгое время не было детей. Когда Иоаким пришёл в храм принести Богу жертву, первосвященник ему отказал, так как он «не создал потомства Израилю». Тогда Иоаким в скорби удалился в пустыню для молитвы, а его жена осталась дома в одиночестве и тоже молилась. В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что
«Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире».
После этого благовестия Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима:
И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрёл покой в своём доме.
После этого Анна зачала. Как сказано в Протоевангелии:
«прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Супруги дали обет посвятить своего ребёнка Богу и, как было тогда в обычае, отдать его в Иерусалимский храм для служения до совершеннолетия.\
Не являясь каноническим, "Протоевангелие Иакова" оказало влияние на традиции католической и православной церквей. К нему часто обращались поэты, византийские и русские иконописцы и великие западные художники (например, Джотто).
Введение во храм Пресвятой Богородицы
О событиях, послуживших основой для праздника, сообщают апокрифы «Протоевангелие Иакова» (вторая половина II века) и латинское «Евангелие псевдо-Матфея» (IX век).
Согласно данным источникам, когда перед зачатием Богородицы её матери святой Анне явился ангел с вестью о предстоящем рождении ею ребёнка, то она дала обет:
Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь
В Храме Марию встретил первосвященник (православное предание считает, что это был Захария, отец Иоанна Предтечи) со множеством священников. Родители поставили Марию на первую ступень лестницы, которая вела ко входу в Храм. Согласно «Евангелию Псевдо-Матфея»:
…когда Она была поставлена перед храмом Господа, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении
Затем, по преданию, первосвященник, по внушению свыше, ввёл Деву Марию в Святая святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.
Согласно "Протоевангелию Иакова", в Храме Мария находилась до двенадцати лет, когда по указанию ангела священник Захария устроил смотр женихов, на котором по чудесно расцветшему посоху в мужья Марии был выбран вдовец Иосиф.
В VI в. римский монах Дионисий, по прозванию Малый, который за основание летоисчисления поставил расчет, что Господь И.Х. родился в 754 г. от основания Рима. Позже, после тщательных расследований, этот расчет был признан неверным. Дионисий ошибся по крайней мере на 5 лет. Рождество произошло примерно в 749 г. от основания Рима. С X в. это летоисчисление стало общераспространенным в христианских странах.
Из Евангелия от Матфея:
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему
Из Евангелия от Луки:
Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета
На 6 месяцев
Древние считали, что Христос, как второй Адам зачался от Пресвятой Девы во время весеннего равноденствия 25 марта, когда, по древнейшему преданию, создан и первый Адам. Родился же Христос-свет миру, солнце правды
через 9 месяцев во время зимнего солнечного поворота, когда день начинает увеличиваться, а ночь уменьшаться. В соответствии с этим, зачатие Иоанна Крестителя, который на 6 месяцев был старше Господа,
положено праздновать 23 сентября, во время осеннего равноденствия, а рождение его — 24 июня — время солнечного поворота, когда дни начинают сокращаться. Еще св. Афанасий указывал при этом на слова
Иоанна Крестителя в Евангелии от Иоанна:
Ему должно расти, а мне умаляться
Из Евангелия от Луки:
В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария
30 лет - возраст, требуемый от учителя веры.
Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев,.....
Здесь рассказывается о явлении Ангела Господня священнику Захарии во время служения в храме, предрекшего ему рождение от него сына Иоанна, который будет велик пред Господом:
Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а всё множество народа молилось вне во время каждения, – тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного
Елисавета происходила из рода Ааронова, иначе говоря, происходила из колена Левиина:
Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.
Захария:
Авиева чреда: по закону Моисея священниками могли быть только потомки первосвященника Аарона (из колена Левиина). Были две родовые линии от двух его младших сыновей Елеазара и
Ифамара (Наддав и Авиуд умерли бездетными). Со временем число их сильно выросло. Чтобы все они имели равное участие в богослужении, царь Давид установил чередное служение. Так как в поколении
Елеазара насчитывалось 16 родов, а в поколении Ифамара 8 родов, то в соответствии с этим получились 24 чреды. Каждая чреда совершала служение от субботы до следующей субботы. В течение
этой седмицы священники ежедневно менялись. Очередь того или другого священника определялась по жребию. При бросании жребия брали одно семейство из линии Елеазара, потом брали из линии Ифамара.
После того, как жребий определял порядок служения священников, специальный писец делал запись, чтобы избежать недоразумений.
Название чреда получала по имени главы рода. Авия был глава рода, который занимал среди 24-х черед восьмое место.
Лука прямо говорит, что там он был воспитан. Для современников «отечеством» Иисуса мог быть только Назарет:
И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать
В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет
Иосиф был строительных дел мастер. В Европе греческое слово «тектонис» получило значение «плотник»:
не сéй ли éсть тектóновъ Сы́нъ? не Мáти ли егó нарицáется Марiáмъ, и брáтiя егó Иáковъ и Иосíй, и Си́монъ и Иýда?
Ремесло Иосифа стало ремеслом и Господа. Если, по Матфею, земляки называют Его сыном тектона: « Не плотников ли Он сын?», то в параллельном месте в евангелии от Марка "тектоном" ("плотником") называется Он Сам:
Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? .....
В христианской письменности получили выражение два представления. В Римско-католической Церкви возобладало мнение, что Иосиф, хранитель девства Пресвятой Богородицы, был строгий девственник сам. Другое представление, не менее распространенное, делает Иосифа вдовцом. Вопрос имеет значение потому, что с ним связано решение другой проблемы: о братьях Господних:
не сéй ли éсть тектóновъ Сы́нъ? не Мáти ли егó нарицáется Марiáмъ, и брáтiя егó Иáковъ и Иосíй, и Си́монъ и Иýда?
и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?
Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.
Рационалистическое решение проблемы, широко распространенное в кругах даже консервативного протестантизма, будто братья Господни были дети Иосифа и Марии, происшедшие естественным порядком после Рождества Христова, неприемлемо для православного (а также и римско-католического) сознания, исповедующего догмат приснодевства Божией Матери. Оно не вытекает и из Евангелия. Из таких указаний, как:
и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.
и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
можно вывести только то, что Мария не знала мужа и не имела детей до Рождества Христова, а отнюдь не то, чтобы после Рождества Христова Она вступила в супружеские отношения с Иосифом и имела детей от него. С другой стороны, то недоверчивое отношение, которое к Господу проявляют Его братья:
Приближался праздник Иудейский – поставление кущей.
Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь.
Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру.
Ибо и братья Его не веровали в Него.
будет до конца понятно как отношение не младших к старшему, а старших к младшему. Отсюда вытекает и дальнейшее. Распространенное в римско-католических кругах понимание братьев в смысле двоюродных братьев, связанное с представлением о девстве Иосифа и подкрепляемое дополнительными соображениями, на которых мы в настоящей связи не имеем нужды останавливаться, выводит нас за пределы тесного круга семьи и, тем самым, оказывается менее пригодным для объяснения вышеуказанного отношения их к Господу, чем понимание братьев в смысле детей Иосифа от первого брака. В семье Иосифа дети его от первого брака были, естественно, братьями Иисуса, Который считался - и по закону был - его сыном от второго брака. Эта среда, в которой протекали детские и юношеские годы Христа Спасителя, была благочестивая иудейская среда.
А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,
как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,
И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.
А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,
как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,
И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,
И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.
Ирод разгневался, когда волхвы не вернулись в Иерусалим, счел себя “поруганным”, осмеянным ими, хотя они и не имели в мысли насмеяться над ним, и это привело его в еще большую ярость. Выведав от волхвов, что звезда явилась им около года назад, он заключил, что Младенец теперь, если и старше года, то моложе двух лет, а потому и издал жестокий приказ избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев “от двух лет и ниже”, в расчете, что в числе их окажется и Христос. По преданию, убито было 14.000 младенцев, память которых, как мучеников за Христа, св. Церковь празднует ежегодно 29 декабря. Такая жестокость была совершенно в характере Ирода, о котором, по свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия, известно, что он, из пустой подозрительности, велел задушить свою жену и умертвить трех своих сыновей. Когда об этом доложили Августу, то он сказал: “У Ирода лучше быть животным, чем сыном”. Еще и сейчас в окрестностях Вифлеема показывают гроты, в которых скрывались матери с младенцами на руках, пытаясь спасти их жизнь от воинов Ирода, и где они были умерщвлены вместе со своими детьми, которых держали в руках. В избиении младенцев св. Евангелист видит исполнение пророчества Иеремии:
Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет.
В этих словах пророк Иеремия описывал бедствия и скорбь народа иудейского, отводимого в Вавилонский плен и собранного предварительно в Раме, небольшом городке колена Вениаминова на север от Иерусалима. Очевидец этого события пророк Иеремия изображает его, как плач праматери Рахили о чадах своих, как бы отводимых на смерть. Св. Матфей видит в этом прообраз действительной гибели чад Рахили, погребенной вблизи Вифлеема.
Евангелист Лука рассказывает в начале своего Евангелия о их встрече до рождения, когда имевшая во чреве Мария пришла к беременной Елисавете, и младенец Елисаветы радостно взыграл в ее утробе. В дальнейшем они вряд ли встречались: Иоанн
... был в пустынях до дня явления своего Израилю.
Крещение Иоанна имело своею целью прощение грехов, но сам Иоанн прощения не давал. Иоанн к пришествию Мессии готовил народ покаянием. Плоды покаяния Иоанн понимал как изменение жизни:
И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,
Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
Иоанн встречает их строгой обличительной речью: “Рождения ехиднова, кто сказа вам бежати от будущаго гнева?” Фарисеи искусно прикрывали свои пороки точным соблюдением чисто внешних предписаний Моисеева закона, а саддукеи, предаваясь плотским удовольствиям, отвергали то, что противоречило их эпикурейскому образу жизни — духовную жизнь и загробное воздаяние.
Иоанн обличает их надменность, их уверенность в своей праведности и внушает им, что их надежда на происхождение от Авраама не принесет им пользы, если они не сотворят плодов, Достойных покаяния, ибо “дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь”, как ни на что не годное.
Истинные чада Авраама не те, которые происходят от него по плоти, но те, которые будут жить в духе его веры и преданности Богу. Если вы не раскаетесь, то Бог вас отвергнет и призовет на ваше место новых чад Авраама по духу:
Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
По Евангелисту Луке эта строгая речь Иоанна была обращена к народу. В этом нельзя видеть противоречия, ибо народ в значительной своей части был заражен лжеучениями фарисейства. Смущенный строгостью речи пророка народ спрашивает: “что же нам делать?” (Луки 3:10). В ответ Иоанн указывает на необходимость творить дела любви и милосердия и воздерживаться от всякого зла. Это и есть “плоды, достойные покаяния”.
Тогда было время всеобщего ожидания Мессии, причем иудеи верили, что Мессия, когда придет, будет крестить (Иоанн. 1:25). Неудивительно, что многие стали задаваться вопросом, не Христос ли Иоанн.
На эти мысли Иоанн отвечал, что он крестит водою в покаяние (Матф. 3:11), т.е. в знак покаяния, но за ним идет Сильнейший его, Которому он недостоин развязать (Луки 3:16, Марка 1:7) или понести (Матф. 3:11) обуви, как делают это рабы своему господину. “Той вы крестит Духом Святым и огнем” — в крещении Его будет действовать благодать Св. Духа, попаляющая как огонь, всякую греховную скверну. “Ему же лопата в руку Его...” — Христос очистит народ Свой, как хозяин очищает свое гумно от плевел и сора, пшеницу же, т.е. уверовавших в Него, соберет в Свою Церковь, как бы в житницу, а всех отвергающих Его предаст вечным мучениям.
Для мытарей:Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?
Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.
Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
Запечатлевая крещением покаяние, Иоанн был Предтечею Мессии на путях Ветхого Завета. Правда, которую исполнял Христос, принимая крещение Иоанново, была правда Ветхого Завета. Обетованный Мессия являл связь утверждаемого Им Нового Завета с Ветхим Заветом. Принимая крещение покаяния, Он выражал Свое единение с народом, грехи которого Он брал на Себя.
Но Крещение Господне имело и другое – более существенное - значение. В Крещении Господнем совершилось явление Триединого Бога: Крещение Сына, глас Отца и сошествие Духа:
Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо,
и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!
После свидетельства Иоанна Крестителя о том, что Христос есть жертва, приносимая Богом за грехи людей двое из его учеников последовали за Иисусом:
Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.
Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви́, – что значит: учитель, – где живешь?
Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.
Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
Один из этих учеников был Андрей, а другой — сам Евангелист Иоанн, никогда не называющий себя при повествовании о тех событиях, в которых он участвовал.
По крещении “Иисус возведен бысть Духом в пустыню”, находящуюся между Иерихоном и Мертвым морем. Одна из гор этой пустыни доселе носит название Сорокадневной, по сорокадневному посту на ней Господа. Первым делом почившего на Иисусе при крещении Духа Божия было водительство Его в пустыню, дабы там Он постом и молитвою мог приготовиться к великому служению спасения человечества. Там Он постился 40 дней и 40 ночей, т.е., как по всему видно, все это время совсем ничего не ел и “последи взалка”, т.е. пришел в крайнюю степень голода и изнурения сил. “И приступил к Нему искуситель”, это был завершительный приступ искусителя, ибо по Луке диавол не переставал искушать Господа в течение 40 дней:
Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.
Первое искушение:
Прежде всего, пользуясь голодом, который мучил Иисуса, как человека, диавол попытался убедить Его использовать Свою Божественную силу для того, чтобы избавиться от этого тягостного для каждого человека чувства голода. Указывая на камни, которые в этой местности и поныне напоминают своей формой хлебы, он говорит: “Аще Сын еси Божий, рцы да камение сие хлебы будут”. Диавол надеялся, что, соблазнившись этим однажды, Иисус будет и впредь поступать так же: оградит себя легионами ангелов от толпы врагов, снидет со креста или призовет Илию спасти Его (Матф.26:53; 27:40, 49), и тогда дело спасения человечества крестными страданиями Сына Божия не осуществилось бы. Богочеловек, для других претворявший воду в вино и чудесно умножавший хлебы, отверг этот лукавый совет словами Моисея, — сказанными относительно манны, которой 40 лет Бог питал народ Свой в пустыне:
...не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа...
Под “словом” здесь надо понимать благую волю Божию, промышляющую о человеке. Господь творил чудеса для удовлетворения нужд других, а не Своих собственных: если бы Он при всех Своих страданиях, вместо того, чтобы терпеть их, прибегал к Своей Божественной власти, Он не мог бы быть примером для нас. Повторяя часто это чудо, Он мог бы увлечь за Собой всех людей, требовавших тогда “хлеба и зрелищ”, но эти люди не были бы надежны для основываемого Им свободного Царства Божия цель Его была та, чтобы люди свободно шли за Ним по слову Его, но не как рабы, увлекаемые легкостью обладания земными благами.
Второе искушение:
Потерпев поражение на первом искушении, диавол приступил ко второму: повел Господа в Иерусалим и, поставив на крыле храма, предложил: “Аще Сын еси Божий, верзися низу: писано бо есть, яко Ангелом Своим заповесть о Тебе сохранити Тя, и на руках возьмут Тя...” Опять предложение поразить воображение людей, напряженно ожидающих прихода Мессии, чудом, чтобы таким образом легко увлечь их за собой: и это, конечно, было бы бесплодно для нравственной жизни людей, и Господь отверг и это предложение словами:
Не искушайте Господа, Бога вашего...
сказанными в свое время Моисеем народу Израильскому, т.е.: “не следует без необходимости подвергать себя опасности, испытывая чудодейственную силу всемогущества Божия” (архиепископ Аверкий (Таушев)"Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие.")
Третье искушение:
Тогда диавол приступает к третьему искушению: показывает Иисусу с высокой горы “вся царства мира и славу их” и говорит: “сия вся Тебе дам, аще пад поклониши ми ся”. Св. Лука добавляет при этом, что диавол показал Иисусу все царства вселенной “во мгновение времени” и сказал при этом: “Тебе дам власть сию всю и славу их: яко мне предана есть, и емуже аще хощу, дам ю” (4: б-7). Диавол развернул перед взором Иисуса картину всех царств земли, над которыми действительно господствовал он, как дух злобы, показал Ему, какими силами и средствами располагает он в мире сем для борьбы с Богом, пришедшим на землю спасти человека от его власти. Он надеялся, очевидно, что эта картина смутит человеческий дух Иисуса страхом и сомнением в возможности осуществить Его великое дело спасения человечества. И действительно: что может быть страшнее картины мира, предавшегося добровольно во власть диавола? Диавол как бы так говорил Господу: “Ты видишь мою власть над людьми; не мешай же мне господствовать над ними и впредь, а за это я готов поделиться с Тобою моей властью над ними; для этого Тебе нужно только вступить в союз со мною. Только поклонись мне, и Ты будешь тем Мессией, какого ждут евреи”. Конечно, диавол обещал в этих словах Иисусу чисто внешнюю власть над людьми, внешнее господство над ними, сохранив за собой господство внутреннее, духовное. Это как раз то, чего именно и не хотел Господь, учивший, что Он пришел не для внешнего господства, не для того, чтобы Ему служили, как земным владыкам (Матф. 20: 28) и что “Царство Его несть от мира сего” (Иоан. 18:36), а Царство это — чисто духовное. Поэтому Господь словами Второзакония:
Господу Богу твоему поклонишися и Тому единому послужиши
отгоняет от Себя диавола, говоря: “Иди за Мною, сатано!”, указывая тем, что Он не признает власти сатаны над миром, потому что вселенная принадлежит Господу Богу, и Ему единому подобает поклонение на ней. “Тогда остави Его диавол”, согласно Евангелисту Луке: “Отъиде от Него до времене”, потому что вскоре опять начал искушать Его через людей, воздвигая всевозможные козни (Луки 4:13).
Важно указание одного лишь Ев. Марка, что в пустыни Господь “бе со зверьми” (Марк. 1:13). Как Новому Адаму, дикие звери не смели вредить Ему, признавая в Нем своего Повелителя.