Видеозапись лекции
Лекция №1 в 2019/20 учебном году по предмету Новый Завет (Апостол) на 2-м курсе богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора. Читает иерей Михаил Еремин.
Краткий конспект лекции
Книга Деяния Святых Апостолов (др.-греч. Πράξεις Ἀποστόλων, лат. Actus Apostolorum или Acta Apostolorum) начала формироваться с 2-3 веков. Она написана апостолом-евангелистом Лукой и появляется лишь с 9 века, в том издании в котором мы видим. Сам Лука не был очевидцем Иисуса Христа, возможно лишь части его пребывания. По происхождению был язычником-иудаистом, в последствии принявшем христианство. Предполагается, что он был в числе 70 учеников Иисуса Христа, который отошел от него вместе со многими после беседы о хлебе небесном, которым является сам Христос (Евангелие от Иоанна гл.6 ). Им показалось это странным и они отошли, сказав,что невозможно слышать это Слово и с Иисусом осталось лишь 12 учеников. После обращения Павла в апостолы, Лука вновь вернулся.
Русская библейская наука отстаивает единство авторства книги Деяний и третьего Евангелия. Библеисты отмечают, что лексика сходна с медицинской. Лука был врачом, об этом упоминает и Павел в своем послании к Колоссянам. Автор приводит в писании медицинские термины, описания заболеваний и продолжительность их течения. Так же об единстве говорит пролог, который есть только в начале книги Деяний и Евангелия от Луки, ссылающийся на одни и те же события.
Есть тематическая связь между Деяниями и Евангелием:
- тема всемирной проповеди;
- тема спасения, данная всем народам;
- тема о даровании всем апостолам Святого Духа;
и много других параллелей, говорящих об единоавторстве.
Место книги Деяний в каноне. Чаще всего книга следует после Четвероевангелия. До наших дней сохранилось три типа традиционного написания текста книги Деяний: Александрийский, Западный и Византийский. Обрывается она на месте, где апостол Павел начинает проповедовать в Риме - это примерно в 60-х годах.
Цель ее написания - показать достоинство и традиции древнего христианства, представить христианскую историю в продолжение истории Израиля. Также рассказать о действиях Слова и Святого Духа в мире их церкви и о распространении Евангелия по всему миру. Еще одна из целей, показать, почему происходит распространение веры.
Книга Деяний относится к историческим. В ней Лука написал обращение в основном к язычникам, для обращения их в христианство, книга - иллюстрация встречи человека с Богом. В книге много проповедей написанных в виде прямых речей, следуя постановлению того времени о написании исторических текстов.В ней упоминается 32 страны, 54 города, 9 островов, 95 человек по имени. Описываются еврейские титулы власти (первосвященники, фарисеи, саддукеи) и римские титулы.
В книге есть моменты из не библейских источников. Например, где упоминается о восстаниях, которые провалились, так как это были дела не от Бога. О голоде в Риме. Есть и точные даты событий - это смерть царя Ирода в 44 году, смерть царя набатейского Арета 4 в 38 году. Незадолго до этого, в 37 году, Калигула сделал Арету 4 подарок - Дамаск.
Павел в 37 году покинул Дамаск, так как набатейский царь начал охотиться за ним. Вернулся лишь после смерти Арета 4. В 34 году Савл принял обращение и стал апостолом Павлом, после того как синедрион осудил Стефана. Савл в тот момент был на стороне синедриона. В синедрион можно было вступить не ранее 40 лет. Получается, Павел был возрастом более 40 лет. Изгнание иудеев было в 49 году, следовательно, апостол Павел прибыл в Коринф после изгнания иудеев.
Лука был очевидцем далеко не всех событий. Он мог узнать о них из постановлений или уст очевидцев. Еще мог узнать у диакона Филиппа из Кесарии, где Лука гостил некоторое время. Диакон Филипп обратил много самарян в христианство. Также мог узнать из Церковного Предания.
В книге содержаться отсылки на Ветхий Завет и толкования Ветхого Завета. В то время уже была традиция Ветхозаветного толкования, сложившаяся Иисусом Христом и его учениками. Традиция толкования входит в состав Церковного Предания. В Предании могли сохраниться слова Иисуса Христа, не зафиксированные в писаниях. Они могли передаваться из уст в уста. Как, например, литургическая традиция (таинство Евхаристии) - преломление хлеба в воскресный день (первый день, когда воскрес Иисус Христос, и в последствии стал называться воскресеньем). В книге встречаются цитаты из Ветхого Завета, не прямые, но в виде образов. Поэтому источником для Луки мог служить Ветхий Завет.
Новозаветные авторы они были преимущественно евреи, знакомые с библейской традицией и могли использовать образы Ветхого Завета для более удобного донесения своей проповеди слушателям.
конспект лекции составила слушательница курсов Шервинская Инна