Видеозапись лекции
Лекция №3 в 2019/20 учебном году по предмету Новый Завет (Четвероевангелие) на 1-м курсе богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора. Читает иерей Александр Клочков.
Краткий конспект лекции
Сегодня поговорим о религиозном состоянии еврейского народа накануне пришествия Мессии Христа. По-еврейски помазанник - «Мошиах» - Мессия, имя собственное, тот единственный Спаситель Израиля. Помазанник, в переводе с греческого- «Христос». Так могли называть царей, пророков, судей.
МЕССИ́Я: греч. μεσσίας, от арамейского משיהא (мшиха), евр. משיה (машиах), букв. – помазанный; греч. смысловой эквивалент – χριστός
источник: Большая российская энциклопедия
I. В др.-евр. оригинале ВЗ употребляется слово машиах, означающее "помазанник". Соотв. ему арам. слово мешиха приняло в греч. произношении форму "Мессиас", а в греч. пер. - Христос". В ВЗ первосвященник именуется га-коген га-машиах - "священник-помазанник" (в Синод. пер. - "священник помазанный", см. Лев. 4:3, 5, 16). Это связано с тем, что при совершении первосвященником обряда посвящения на служение Господу цари и иногда пророки помазывались свящ. елеем (Исх. 40:13-15; 1 Цар. 10:1; 1 Цар. 16:13), поэтому глагол "помазать" часто употреблялся в значении "посвятить". Господь называл мешихай ("помазанные Мои") Авраама, Исаака и Иакова (Пс. 104:15). Мидо-перс. царь Кир также был машиахом - "помазанником" Господним (Ис. 45:1). Помазанником Господним, наряду с первосвященником, являлся царь Израиля. Давид постоянно подчеркивал достоинство Саула как помазанника Божьего и продолжал оказывать ему честь, даже когда этот царь преследовал его (ср. 1 Цар. 24:7).
II. Давид был помазанником Господним в особом смысле. К его дому относилось обетование: из него должен произойти великий Властитель, Который будет "поражать в голову" семя змея (Быт. 3:15; 2 Цар. 7:12-16; ср. Мих. 5:2-4). В своем последнем пророчестве Давид воспевает этого грядущего Царя (2 Цар. 23:1-7). Пророки, и прежде всего Исаия, предвещали Его приход (см. Ис. 9:6, 7; Ис. 11:1-10; 53; Иер. 23:5, 6; Иез. 34:22-24). В этих пророчествах продолжились и углубились обетования, полученные патриархами и Моисеем, а также те, что были провозглашены через Валаама (Быт. 12:1-3; Быт. 22:18; Быт. 49:10; Чис. 24:17; Втор. 18:15, 18). В них ясно проявились мессианские ожидания эпохи ВЗ.
III. Об ожиданиях М. свидетвуют памятники иуд. письменности, относящиеся к эпохе между заключением ВЗ и явлением Иисуса Христа. Ко времени Его прихода эти надежды особенно оживились и усилились вследствие бедственного положения Иудеи. Ожидание Спасителя, Который призван основать царство всеобщего мира, было свойственно и другим народам Древнего Востока, но у иудеев оно выражалось с особой силой. Цари, особенно Давид и Соломон, являлись прообразами грядущего М. Пророки, напр. Исаия и Иеремия ("муж скорби" среди пророков), а также священники, и особенно первосвященник (Мелхиседек), тоже могут рассматриваться с этой т.зр. Богослужебные обряды, важной частью к-рых было жертво-приношение домашних животных, также указывали на М. как на Агнца Божьего.
IV. Обетование и ожидание грядущего Избавителя, Который должен был появиться в определ. момент свящ. истории, нашли свое осуществление в жизни Иисуса Христа. Начало этому осуществлению положило Его Рождество, а завершение наступит при Его Втором пришествии с окончат. установлением на земле Царства Божиего. Указания на то, что Иисус является Мессией (Христом) Господним, содержатся в благовещении ангела Марии (Лк. 1:31-33), в собств. свидет-ве Иисуса перед Каиафой и синедрионом (Мф. 26:63, 64) и в исповедании Его учеников (Мф. 16:16; Ин. 1:41). Эта внутр. уверенность Иисуса в мессианской сущности Его посланничества и в Его полномочиях, дарованных Ему Богом Отцом, остается ядром благовествования Его церкви (Деян. 9:20, 22; Деян. 10:36-38) и будет продолжаться вплоть до всеобщего и полного признания Его владычества в конце времен (Флп. 2:9-11). Имена Иисуса Христа.
источник: Библейская Энциклопедия Брокгауза
Огромные территории суши в те времена находились под римской властью. Столицей был Иерусалим. Римская империя состояла из провинций. Одной из них была Сирия, в которую входила Палестина. Для управления более мелких единиц назначался прокуратор. Одним из них был Понтий Пилат, при котором был казнен Господь наш Иисус Христос.
Накануне пришествия Мессии еврейский народ находился в длительном заключении - Вавилонском плену. За это время были утрачены знания древнееврейского языка, национальных корней, так как вследствие целенаправленной политики евреев переселяли с родной земли, а взамен приходили язычники. При персидском царе Дарии евреи получили возможность вернуться из плена, чтоб возродить свой город, культуру, придерживаться своей веры. Был восстановлен Иерусалимский Храм. Оставшиеся в рассеянии евреи строили синагоги (с греч. - дом собрания).
Богослужение совершалось только в Иерусалимском Храме, центром священнодействий были жертвоприношения, совершаемые только священослужителями по установленному чину. Храм представлял собой огромное сооружение с большим количеством пристроек – школа для восспитания сирот и детей посвященных Богу, купальня вифезда, дом милосердия и др.
Во главе синагоги стоял книжник, или знаток Закона. Второй слой иудейской элиты - фарисеи, не только знатоки Закона, но и политическая партия. Основа их деятельности - ревностное соблюдение закона. Еще одна партия - саддукеи. Входили в нее в основном представители высшего духовенства. Они больше прикрывались Законом, были материалистами, не верили в воскресение, в существование ангелов. Были малые религиозные группы: зилоты - ревностные мессианисты, которые пытались ускорить пришествие Мессии. Эта деятельность привела к большому восстанию в 66г. в Палестине, которое закончилось печально для иудеев. Были также ессеи - люди, которые жили эсхатологическими ожиданиями, изучали знамения пришествия Христа, являлись замкнутыми отшельниками, материальное господство их не интересовало.
место религиозных собраний Иудеев. Это были открытые здания, определяемые для отправления общественного Богослужения и поучений. Начало их определено неизвестно, но оно должно быть очень древнее (Деян.15, 21). Предание Иудейское возводит даже к временам патриархальным (сн. Втор. 31,11–13. Псал. 73,8).
По закону, общественное Богослужение должно было совершаться в Скинии и потом в Храме Иерусалимском. Но во время плена Иудейского Храм Иерусалимский был разрушен, и Храма у пленных Иудеев не было. Между тем они не могли не чувствовать потребности в религиозных упражнениях, и потому, вероятно собирались в частных домах. Уже и прежде, при существовании еще Храма, в училищах пророческих возносились хвалебные песни и славословия Богу и у пророков по временам собирались для молитвы и наставления в законе и благочестии. Теперь самая необходимость должна была привести к сему, и некоторые следы этих собраний можно примечать в самом свящ. Писании. (См. Иез. 8, 1. 14, 1... 20, 1. 33, 31–33. Дан. 6, 11. Псал. 136. Неем. 8, 1–18).
Эти частные собрания мало-помалу должны были получить определенные места и времена и известный чин и порядок, и таким образом, дали начало Синагогам. В Иерусалиме было 480 или 460 Синагог. Синагоги эти большею частью строились то в городе, то вне города, на лучших и возвышенных местах, и имели простое устройство: прямоугольная комната, и в ней шкаф для хранения свящ. книг, кафедра для чтения Закона (Неем. 8, 4) и седалища для слушающих; для женщин были отдельные места (сн. Зах. 12, 12–14).
Устроение и содержание Синагог естественно принадлежало обществу, но устроялись иногда и частными лицами, даже язычниками (Лук. 7. 5). О важности и святости этих мест Иудеи имели самые высокие понятия. Даже по сломке дома Синагоги по ветхости его, или по другой причине, место, где стоял он, почиталось священным. Собрания в Синагогах происходили по субботам и по праздникам, после еще и во 2-й и 5-й день недели; в многолюдных обществах собирались каждый день. Служение начиналось славословием, и потом приносились общественные молитвы. Как в служении Храма жертва, так в Синагогах молитва, составляла важную часть Богослужения. Отсюда и самые Синагоги назывались местами молитвы и молитвенницами.
источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь; издательство П.П. Сойкина; 1913 г.
Законник (Мф. XXII, 35, Лк. VII, 30), Законоучители (Лк. V, 17) - составляли класс лиц, посвятивших себя изучению и истолкованию иудейского закона. На них же, по-видимому, лежала обязанность переписывать закон и во многих случаях решать вопросы, касающиеся закона, посему-то они назывались и книжниками (I Езд. VII, 6–11). Многие из законников состояли членами Синедриона. Их влияние на народ было очень велико, и они часто упоминаются под названием книжников вместе с первосвященниками и старейшинами народа иудейского. Из сих иудейских ученых были люди, конечно, достойные всякого уважения, как, напр., Ездра – книжник, Гамалиил – законоучитель или Никодим – учитель Израилев, но большинство их было привязано к одним преданиям, не понимало духа закона и ложно толковало его, были слепыми вождями народа, и потому-то Господь Спаситель так часто и так сильно обличал их (Мф.23).
источник: архимандрит Никифор (Бажанов). Библейская энциклопедия
иуд. религ. и полит. партия, единственная из евр. партий и групп, сохранившаяся и после падения Иерусалима; именно поэтому в основе совр. иудаизма лежат преимущ. фарисейские традиции. Слово «Ф.», вероятно, означает «обособленные» и подразумевает группу людей, на которых, в отличие от саддукеев, не оказали заметного влияния чужеродные эллинистич. и рационалистич. идеи. Ф. строго следили за соблюдением Закона (Деян. 26:5). Партия Ф. сформировалась, по-видимому, незадолго до эпохи Маккавеев. Вначале Маккавеи входили в партию Ф. и опирались на нее, но позднее покинули эту партию и даже подвергали ее членов гонениям.
Во времена Иисуса полит. вожди евр. народа, большая часть высокопост. священства и Синедриона принадлежали к проэллинистич. настроенным саддукеям, но духовными вождями народа оставались Ф. Не будучи в большинстве своем священниками, они были, тем не менее, благочестивыми и правоверными людьми, всей душой стремившимися исполнять Закон как Божью волю (Флп. 3:5). Они признавали существование добрых и злых духов, жизнь после смерти и телесное воскресение (Деян. 23:8). В этом отношении Иисус не находил в их учении ничего предосудительного (Мф. 23:2), но в то же время Он предостерегал от слепого подражания им (Мф. 16:11), поскольку Ф. полагались на собств. праведность, а не на Господа (Иер. 31:33; Иез. 36:26; ср. Ин. 3:8–10).
Ф. ограничивали себя внешним исполнением Закона, стараясь в то же время укрепить Закон новыми правилами и предписаниями, регулирующими его исполнение. На самом же деле они все более удалялись от истинной Божьей воли (Мф. 15:1; Корван). Следствием этого было неосознанное, а потому особенно опасное, лицемерие (Мф. 15:7–9; Мф. 23:13–29) и самолюбование (Мф. 6:5.16; Мф. 23:5–7; Лк. 18:11). Частично фарисейские предписания по исполнению Закона были открыто направлены на то, чтобы обойти Закон (напр., во время поездки в субботу на осле на седло клали мехи с водой, потому что Закон разрешал в субботу преодолевать по воде большее, чем по суше, расстояние. Но главной заповеди, любви к Богу и ближним, Ф. не уделяли достойного внимания (Лк. 11:42) или распространяли ее только на фарисеев (отсюда вопрос в Лк. 10:29: «А кто мой ближний?»).
Ф. были убеждены в том, что они – единственно подлинные дети Авраама и сыны Божьи (Ин. 8:33–47), истинные ученики Моисея (Ин. 9:28), люди, духовно зрячие (Ин. 9:40). Это ложное убеждение делало их надменными (Ин. 7:48), властолюбивыми и даже доводило до богохульства, когда они оказывались свидетелями очевидного, но невыгодного для них действия Св. Духа (Мк. 3:22–30). Они ревностно поддерживали свой престиж (Мф. 23:6; Лк. 11:43). Своим чрезмерным миссионерским усердием Ф. преграждали путь в Царство Небесное тем, кто действит. искал Бога (Мф. 23:13; Лк. 11:52), и вели обращенного ими язычника к верной духовной смерти (Мф. 23:15). Поэтому Иисус называет их сынами дьявола (Ин. 8:44). Чтобы понять всю остроту разногласий Иисуса с Ф., благочестивыми людьми Его времени, нужно помнить, что Его упреки (Мф. 15:14) полностью относились и к таким уважаемым и почтенным людям, как Никодим (см. Ин. 3:10) или Гамалиил (Деян. 5:34).
источник: Библейская Энциклопедия Брокгауза
иудейская секта, часто упоминаемая в Новом Завете. По иудейским преданиям, основанием оной был Садок, ученик Антигона Сохо, председателя иудейского синедриона, жившего в III в. до Р. X. Вероятно, этот Садок был первосвященником в царствование Соломона, и его потомки основали означенную секту.
Саддукеи учили, что в будущем веке не будет ни вечного блаженства, ни вечных мучений для праведных и нечестивых людей; отрицали бытие ангелов и злых духов и будущее воскресение мертвых (Мф. XXII, 23, Деян. XXIII, 8). Учение этих скептиков-материалистов было неособенно распространено, хотя некоторые из лиц, принимавших оное, были люди богатые и значительные.
Впрочем, как секта саддукеи оказывали незначительное влияние на народ. Некоторые полагают, что саддукеи принимали только Пятикнижие Моисеево, но на это нет достаточных доказательств. В Новом Завете мало говорится о саддукеях; но из немногих указаний Нового Завета ясно виден их дух и характер. Так, напр., в Евангелии от Матфея (Мф.XXII, 23) говорится, что однажды к Иисусу приступили саддукеи, которые говорят, что нет Воскресения... Господь Иисус Христос внушал Своим ученикам беречься закваски фарисейской и саддукейской (Мф. XVI, 6, 12).
Саддукеи, равно как и фарисеи, были ярыми противниками Христа и часто беседовали с Ним о предметах учения своей секты. Но с особенной силой они вооружались против апостолов, когда те проповедовали воскресение Иисуса Христа из мертвых, что наносило смертельный удар их лжеучению. Последователи саддукейской секты являлись еще в некотором числе в III столетии и даже в VIII столетии, но более с тех пор о них уже не упоминается.
источник: архимандрит Никифор (Бажанов). Библейская энциклопедия
Зилоты (Ζιλοτη’ς], евр. канна – ревнитель от гл. кана в форме пиэль – воспламеняться, горячо вступаться за что, ревновать) – политическая партия у евреев времен Иисуса Христа. В начале слово зилот не означало члена известной партии и прилагалось ко всякому, кто отличался особою религиозною ревностью (см. 1Пет.3:13; Гал.4:18; 1Кор.12 и др.). Так понимаемое, это название не только не заключало в себе ничего предосудительного, а было чем-то похвальным. Это название усвояется самому Господу (Пс.68:10; Ин.2:17) и Бог сам называет Себя ревнителем (Исх.20:5, 34:14; Втор.4:24; Ис.42:8, 48:11).
Зилотами были все истинные иудеи, преданные закону и истинной вере отцов, с особенною ревностью старавшиеся о сохранении веры и очищении себя от языческих нечистот (1Ездр.9 и 1Ездр.10; Неем.10 и Неем.11; 1Мак.2; 2Мак.6–8).
После покорения иудеев римлянами название 3. из нарицательного сделалось собственным и стало прилагаться к членам особой иудейской политически-религиозной партии. Так же, как и прежние ревнители, зилоты заботились о сохранения веры, но вера отцов была для них лишь знамением борьбы из-за политической самостоятельности.
Они проповедовали, что народ Божий не должен платить дани кесарям, не признавали никакого другого властителя и правителя над собой, кроме Бога, возбуждали мятежи в народе и беспощадно избивали всех противящихся их замыслам. Вероятно убийцы Стефана первомученика были из таких ревнителей (Деян.6 и Деян.7, ср. Деян.22:3–4; Мф.22:15–22; Ин.8:31–33, 11:47–48,59; Рим.10:2–3). Эта партия была главной виновницей возмущений иудеев против римлян и тех невообразимых бедствий, к каким повели эти возмущения. В своих действиях 3. руководились девизом: «Нет владыки, кроме Иеговы; нет подати, кроме храмовой; нет друга, кроме 3.»
Большинство приверженцев партия находила в Галилее, среди свободолюбивого и преданного вере населения, вследствие чего сами 3. называли себя галилеянами. Особенно ненавистна им была римская перепись при прокураторе Квириние, которая собственно и повела к первому восстанию 3. под предводительством Иуды Галилеянина (см. Иосифа Флавий «Древности», кн. XVIII, гл. 1). Прозвище 3. у евангелиста Луки (Лк.6:15; Деян.1:13) носит апостол Симон для отличия от другого апостола Симона Петра. У Матфея (Мф.10:4) и Марка (Мк.3:18) он называется Кананит, что с еврейского языка имеет то же значение, что греческое 3. Выть может ап. Симон назывался так потому, что прежде принадлежал к партии 3.
источник: профессор Александр Павлович Лопухин. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V
название иудейской секты, существовавшей около времени земной жизни Спасителя, но о которой в Свящ. Писании не упоминается. Сведения о ней находятся у Флавия в его сочинении «О войне Иудейской» кн. II гл. VIII, у Филона и частью у Плиния.
По Филону и Флавию, число последователей секты простиралось до 4000 человек. Главной задачей их было попечение о сохранении и возвышении чистоты нравов и благочестия; они веровали в единого Бога, в бессмертие души, но также и в переселение душ по смерти. Были весьма религиозны и вели строгую, нравственную жизнь. Молились при восхождении и захождении солнца; остерегались употребления клятвы; строго почитали день субботний и т. д. Из земных занятий упражнялись преимущественно в земледелии и занимались особенно познанием врачебной силы растений и врачеванием больных (терапевты). Главным местопребыванием ессев, по свидетельству Плиния, была западная сторона Мертвого моря, выше пустыни Ен-Гедской.
источник: архимандрит Никифор (Бажанов). Библейская энциклопедия
Римляне понимали, что евреи очень религиозны, поэтому под электоратом Рима существовал Синедрион – орган Высшего Суда, исполнительной, законодательной власти. Состоял из 71 члена, которые делились на первосвященников, книжников, старейшин.
Условно можно поделить Евангелие на 5 периодов:
- от Боговоплощения до момента выхода на проповедь;
- три периода по одному году общественного служения;
- период от взятия Господа под стражу до Вознесения на Небо.
Первый период начинается рождеством Богородицы. О этом пророчествовал Исайя:
Сего́ ра́ди да́стъ Госпо́дь са́мъ ва́мъ зна́менiе: се́, Дѣ́ва во чре́вѣ зачне́тъ и роди́тъ Сы́на, и нарече́ши и́мя ему́ Емману́илъ:
Сегw2 рaди дaстъ гDь сaмъ вaмъ знaменіе: се2, дв7а во чре1вэ зачне1тъ и3 роди1тъ сн7а, и3 нарече1ши и4мz є3мY є3мманyилъ:
Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.
(Ис. 7:14)
В апокрифическом предании от Иакова говорится, что Пресвятая Дева из рода Давида. Ее родители святые Иоаким и Анна до глубокой старости не имели детей, поэтому испытывали особую скорбь. По мнению евреев бесчадие лишало участия в грядущем Царстве Мессии, и означало наличие страшного греха. Но Господь так устроил, чтоб явились особые великие дела Божии. Праведные супруги дали обет, что если появится дитя, то посвятят его Богу.
Иоаким и Анна не знали, что станут родителями Матери Бога Слова. Когда Деве Марии исполнилось 3 года, созвав родствеников, сверстниц Дочери, праведные с пением духовных песен двинулись в Иерусалимский Храм на встречу священослужителям. Без всякой помощи Мария взошла в храм по высоким ступеням. Там Ее встретил и поприветствовал первосвященник, а затем ввел во святое святых, Дух Божий внушил ему, что Мария достойна войти в самое священное место храма.
Пресвятая Дева выросла необычно покладистой, смиренной, трудолюбивой, глубоко благочестивой. Она решила посвятить себя Богу и дала обет безбрачия. Когда Ей исполнилось 14 лет, время совершеннолетия, по закону нельзя было оставаться при храме. Ее родители умерли, оставалось выдать ее замуж. Узнав об обете Ее обручили старцу Иосифу, что гарантировало исполнение обета. Находясь в доме праведного Иосифа Мария продолжала такую же скромную жизнь, как при храме. В это время Господь приготовлял мир к встрече Предтечи, предсказанной Малахией.
Се́, а́зъ посыла́ю а́нгела моего́, и при́зритъ на пу́ть предъ лице́мъ мои́мъ: и внеза́пу прiи́детъ въ це́рковь свою́ Госпо́дь, его́же вы́ и́щете, и а́нгелъ завѣ́та, его́же вы́ хо́щете: се́, гряде́тъ, глаго́летъ Госпо́дь Вседержи́тель.
Се2, ѓзъ посылaю ѓгг7ла моего2, и3 при1зритъ на пyть пред8 лице1мъ мои1мъ: и3 внезaпу пріи1детъ въ це1рковь свою2 гDь, є3го1же вы2 и4щете, и3 ѓгг7лъ завёта, є3го1же вы2 хо1щете: се2, грzде1тъ, гlетъ гDь вседержи1тель.
Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф.
(Мал. 3:1)
Родители Иоанна его были благочестивыми, в преклонных летах. Захария, отец Иоанна Предтечи, был священником. Однажды, осуществляя каждение в святилище , по правую сторону от кадильного жертвенника, увидел ангела, который сказал:
«Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются…».
Но Захария усомнился:
«По чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных».
Ангел прорек:
«Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобой и благословить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не сможешь говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил моим словам».
Захария вышел к народу и ничего не мог сказать, и знаками изьяснялся с народом. Через 6 месяцев архистратиг Гавриил благовествовал Марии о том, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира. Предание говорит о том, что явление случилось в тот момент, когда она читала пророка Исайю, слова:
«Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему: Иммануил».
Она пожелала быть хотя бы служанкою у Той Девы, Которая сподобится быть Матерью Господа. Дева спросила Ангела:
«Как будет это, когда я мужа не знаю».
Ангел ответил:
« Дух святый найдет на тебя, и сила Всевышняго осенит Тя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не остается бессильным никакое слово».
Смиренно приняла Дева эти слова. Можно сказать что в этот момент был заключен Новый Завет.
конспект лекции составила слушательница курсов Алескерова Ольга