Видеозапись лекции
Лекция №1 в 2019/20 учебном году по предмету Катехизис на 1-м курсе богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора. Читает протоиерей Николай Анисимов.
Краткий конспект лекции
Катехизис - учебник наставления в вере (от греч. «катихео», что значит "говорить кому-то", "устно наставлять", "оглашать", калька названия "оглашенные" (катихумени) - наставляемые в православной вере или уже получившие предварительное устное наставление, готовящиеся к принятию Крещения). Первый учебник был написан в 16 веке. Хотя сама традиция наставления уходит корнями еще в апостольские времена.
Раньше крестились в основном взрослые люди, они особенно готовились к этому и таинство Крещения было массовым и приравнено к великому празднику, наподобие праздника Пасхи. Люди оглашенные долго готовились, постились 40 дней, совершали крестные ходы и прочее вместе со старослужителями, которые их наставляли.
Каждый человек это воин Христов. Ведь война в сердцах и душах наших против Тьмы века сего идет постоянно. Поэтому сначала человека нужно научить, как быть христианином: правильно молиться, как правильно верить, исповедоваться и причащаться, соблюдать заповеди и прочее. И только после Крещения давать тайноводческие наставления.
Курс катехизиса направлен на расширение знаний о православии. Первое, что разбирается в катехизисе - это Символ Веры, молитва Отче наш, 10 заповедей Ветхого Завета и 9 заповедей Блаженства. Это нужно знать, чтобы, вы были готовы ответить всякому вопрошающему. Мы должны иметь некий базис знаний, чтобы можно было понятно объяснить и донести до человека, зажечь в нем желание самому узнать больше о Вере.
В этой лекции мы разбираем Символ Веры и слово "Верую".
Вера занимает важную часть в жизни человека. Она движет нами как некое доверие какому-либо авторитету, положению вещей. О том,что есть Бог, Творец знали даже в древности, мы видим это по различным этнологическим записям и мифам. Вера - это некое подсознательное ощущение, убеждение, что Бог есть, есть некий духовный мир, психологическая уверенность в этом. У христианина во главе жизни стоит не учение по спискам, нам Бог после себя оставил не список наставлений, а сам Господь дает нам знания, своим Духом Святым укрепляет и наставляет нас. Мы исповедуем Бога-Отца Вседержителя, Господа Иисуса Христа и Духа Святого, обращаемся к ним как к личности и мы строим с ними личные отношения, обращаемся как друг к другу. Мы верим в Бога как в реальную личность. Вера - это бытийственная связь, это уверенность в невидимом как в видимом и как в уже настоящем. Наша вера - некий образ жизни в Царстве, которое само спустилось к нам в виде Спасителя Бога Иисуса Христа и именем Иисуса Христа мы всегда должны побеждать все нападки лукавого, искушения и прочее.
Как соотносятся вера и знание? Апостол Павел говорил: "Я знаю в кого уверовал" (2 Тим. 1:12). Знания - это реальные факты. Знать - это выделять предмет среди других предметов. Когда мы говорим,что мы верим в Бога мы уже отделяем себя от других каких-то вер. Всегда человек понимает во что верит. Познать Бога - это обожиться, стать единым телом со Христом. Когда человек начинает ходить в храм он постепенно начинает чувствовать отторжение от греха, желание жить по заповедям, желание находиться с Богом. Господь своей любовью преображает человека и мы начинаем верить, что Бог - спаситель, а мы погибаем без него. В Ветхом завете мудрость понималась как знание и духовная жизнь. Началом премудрости, началом Святости, является страх Господень.
Вера - это некое личностное самоопределение человека по отношению к знанию, которое у него имеется. Вера бывает разной, например, как детское доверие, когда человек полностью доверяется тому, что это Бог движет его жизнью. Далее вера становится решительной, когда мы на своем опыте начинаем ощущать помощь Божью, после этого мы укрепляемся в вере. Дальше вера переходит на следующую ступень - созерцания - это высшая ступень духовной жизни, когда человек становится опытным воином, опытным в духовной борьбе, так прилепляется к Богу, так привыкает быть со Христом, что отказывается от собственной жизни и пребывает в нем. Вера - она динамична, как некий процесс духовной жизни и ,наверное,этой вере нет конца. Спаситель говорит нам: "Будьте совершенны, как Отец ваш совершенен" (Мф. 5:48) - это бесконечное совершенствование и мы движемся верой и вера бесконечна.
конспект лекции составила слушательница курсов Шервинская Инна