Грех осуждения состоит в том, что человек считает, что осуждаемый им сделал, сказал что-то не Богоугодное. Того, чего бы он сам никогда не сделал, не сказал, не помыслил.
Там, где господствует осуждение и порицание, там нет места искреннему братскому прощению. Ведь цель в перевоспитании заблудшего ближнего не в высмеивании и осуждении, а в спасении его души и направлении её на путь истинный. Говоря "не судите", Спаситель призывает отказаться от осуждения, порицания и злословия ближних, хотя они и являются грешниками. Потому что применением одной критики в виде осуждения, злословия и осмеяния перевоспитания грешника достичь нельзя.
“Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему” (Лук.17:3)
А перевоспитывать грешника надо так, чтобы избежать суда самому. Потому что согласно закона воздаяния Божьего
"каким судом судите, таким будете судимы" (Мф.7:2)
"Не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете" (Лук. 6:37)
Запрещая суд в смысле осуждения, порицания и злословия, Иисус Христос не запрещает поступки, связанные с тем, чтобы понять поступки ближнего и исправить его поведение. Но исправлять других людей человек может после того, как исправится сам. Право не на осуждение ближнего, а на обсуждение (анализ) его поступков с целью исправления другого человека предоставлено Спасителем человеку, самому сумевшему прежде всего исправиться. Это и подтверждается словами Спасителя: "вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего". То есть когда исправишься сам, вынув бревно недостатков из своего глаза, тогда будешь видеть как исправить другого человека, то есть сумеешь вынуть сучек из глаза брата твоего. Наряду с этим Иисус Христос не запрещал обсуждать (в смысле логически анализировать) поступки ближнего с целью помочь ему исправить его недостатки и грехи.
“Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего” (Матф.18:15)
Однако исправлением недостатков ближнего надо заниматься с любовью к ближнему своему, проявляя вместо злорадства сожаление, вместо осуждения, милосердие. Именно эту мысль подтверждает, и в таком виде понимает разбираемые слова Спасителя Святой Нил Синайский, написавший:
"Вразуми согрешающего, но не осуждай падающего, ибо последнее есть дело злоречивого, а первое желающего исправить"
Грань между осуждением личности и осуждением поступка нам трудно не перейти! А ведь сказано: личность человека не суди, не суди его как образ и подобие Божие. Дух Святой не приемлет, когда мы присваиваем себе власть давать резкую оценку другому. Да, пусть его дурной, безобразный поступок достоин осуждения, но самого человека как личность ты не суди! Он может завтра исправиться, пойти путем покаяния, стать другим — такая возможность до последнего издыхания у человека не отнимается. Мы не знаем до конца ни Промысла Божьего о нем, ни того, как он дорог для Бога, — ведь Христос же за всех Свою кровь пролил, всех искупил и не осудил никого. Поэтому судить сами мы просто не имеем права!
Преподобный Никодим Святогорец пишет: "К тому же, когда ты строго судишь о каком недобром поступке ближнего, знай, что какой-нибудь корешок этой же самой недоброты есть и в твоем сердце, которое по своей страстности научает тебя строить догадки о других и осуждать их.
«Злой человек из злаго сокровища сердца своего износит злое» (Мф. 12:35)
Напротив, око чистое и бесстрастное бесстрастно взирает и на дела других, а не лукаво.
«Чисто око еже не видети зла» (Авв. 1:13)
Потому, когда придет тебе помысл осудить другого за какую-либо погрешность, вознегодуй на самого себя, как на делателя таких дел и в том же повинного, и скажи в сердце своем: «Как я, окаянный, находясь в том же самом грехе и делая еще более тяжкие прегрешения, дерзну поднять голову, чтоб видеть погрешности других и осуждать их?» Действуя так, ты будешь оружие, которым злой помысл внушает тебе поразить другого, обращать на самого себя и вместо уранения брата пластырь будешь налагать на раны собственные".
Да, Христос разогнал бичом торговцев у храма, но это не осуждение, а волевое действие, направленное против беззакония. Сказано в Писании: "Ревность по доме Твоем снедает меня" (Ин 2:17). Подобные примеры и в нашей жизни встречаются. Когда мы видим, что чьи-то действия выходят из духовно-нравственных рамок, что кто-то много зла сообщает людям, то, конечно, можно реагировать, призвать к порядку, одернуть человека: «Что вы делаете? Опомнитесь! Посмотрите, что это само по себе значит». Но такова наша искаженная грехом природа, что негативные эмоции сразу просятся наружу в любой ситуации, без всякого повода: только посмотрел на человека, а уже его измеряешь, оцениваешь его внешние достоинства — но надо себя останавливать. Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом сýдите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф 7:1–2) — эти слова Господни в любое время, на всяком месте должны быть нам напоминанием. Здесь нужна очень большая трезвенность. И принципиальность: "Нет, Господи, Ты — Единый Судия, Ты — Единый Человеколюбец, никому Ты не хочешь погибели и не произнес даже над самыми страшными грешниками слов осуждения. Даже распинаемый, Ты молился:
" Отче, прости им, не ведают, что творят"
Поэтому Православная Церковь учит нас молиться:
" Господи, даруй мне зреть мои прегрешения и не осуждать брата моего! "
Священное Писаниие о грехе осуждения
Не судите, да не судимы будете.
Ибо, каким судом судите, таким будете судимы; и, какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь?
Или, как скажешь брату твоему: дай, я выну сучёк из глаза твоего; а вот в твоём глазе бревно?
Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучёк из глаза брата твоего.
Не суди́те, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?
Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.
Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон.
Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?
Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.
Посему не суди́те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
Святые Отцы о грехе осуждения
СУЖДЕНИЕ И ОСУЖДЕНИЕ
Не должно доверять говорящим худо, потому что часто бывает клевета по зависти; но надобно лучше доискиваться истины.
Человек, который хвалит ближнего в его отсутствие,--то же, что собирающий доброе в свою сокровищницу.»
«Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи и как могу его осуждать?»»
«Да, точно так»;
но или молчи, или скажи:
«Брат! Я сам грешен—будучи в числе осуждённых, никак не могу судить другого».
Так спасёшь и себя, и душу говорящего с тобою от осуждения».
Почему не следует осуждать людей за плохие поступки
Над кем посмеёшься, тот над тобою поплачет.
Кто презирает нерадивых, тот разрушает в себе покаяние.
Судить—значит бесстыдно похищать сан Божий; а осуждать –значит погублять свою душу.
Награда от Бога не осуждающему другого
«Укрепись силой Христовой, поднимись и скажи нам, почему ты умираешь так легко?»
и он, действительно, маленько приподнявшись, говорит:
«Да, братья, действительно, я жил нерадиво, небрежно жил. И вот только что Ангел представил предо мною все мои грехи. Я ожидал строгого наказания, возмездия. Но Ангел сказал: «Поскольку ты никого не осуждал и был незлобив, то и ты не будешь осуждён». И поэтому я отхожу, умираю такой лёгкою смертью».
Что бы сделали мы с апостолом Петром, если бы увидели его в те мгновения, когда он трижды отрёкся от Христа? И с апостолом Павлом, когда он был лютым гонителем христиан? Как бы мы поступили с преподобной Марией Египетской или с преподобномученицей Евдокией, если бы увидели их в то время, когда они совершали худые дела? Пожалуй, мы бы строго их осудили. Но их искреннее, истинное покаяние и праведные деяния исходатайствовали им у Господа прощение, и наслаждаются они ныне в чертогах Царя Небесного. А наши ближние, соседи, знакомые, коих мы осуждаем, разве не могут они стать добродетельными и праведными?
Отчего мы осуждаем других?
У злой Натальи все люди канальи.
У кого желчь во рту—тому всё горько.
Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его. (Лк.6,45)
Ум, движимый любовью к ближнему, непрестанно доброе о нём помышляет (см 1Кор. 13,5); движимый же противным тому, предполагает в нём худое.
Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо.
Носите бремена друг друга,--говорит Павел,--и таким образом исполните закон Христов ( Гал. 6,2)
Осуждающий не имеет и той добродетели любви, которая не раздражается, не превозносится, не мыслит зла, которая всё покрывает, всё переносит, всему верит (1 Кор. 13, 4-5,7)
Ибо праведник милует скотов своих, сердце же нечестивых немилостиво ( Притч. 12,10).
Как удержаться от осуждения?
Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
С грехом бранись, а с грешником мирись.
Как будешь кого осуждать, то скажи себе: "Лицемер! Вынь прежде бревно из глаза твоего (Мф. 7,5)
Преподобный Макарий Египетский, увидев человека грешащего, сказал сам себе:
« Он хоть и грешил, но сумеет покаяться; а если ты согрешишь, то покаяться не сумеешь».
И таким разумением поставил себя ниже грешащего.
Когда соблазнишься каким-либо недобрым поступком брата, не давай очам своим сна, пока не изгонишь из сердца своего сего соблазна и совершенно не умиришься с братом.
К тому же, когда ты строго судишь о каком недобром поступке ближнего, знай, что какой-нибудь корешок этой же самой недоброты есть и в твоем сердце, которое по своей страстности научает тебя строить догадки о других и осуждать их.
«Злой человек из злаго сокровища сердца своего износит злое» (Мф. 12:35)
Напротив, око чистое и бесстрастное бесстрастно взирает и на дела других, а не лукаво.
«Чисто око еже не видети зла» (Авв. 1:13)
Потому, когда придет тебе помысл осудить другого за какую-либо погрешность, вознегодуй на самого себя, как на делателя таких дел и в том же повинного, и скажи в сердце своем:
«Как я, окаянный, находясь в том же самом грехе и делая еще более тяжкие прегрешения, дерзну поднять голову, чтоб видеть погрешности других и осуждать их?»
Действуя так, ты будешь оружие, которым злой помысл внушает тебе поразить другого, обращать на самого себя и вместо уранения брата пластырь будешь налагать на раны собственные.
«Блажен сей брат, что отложил заботу обо всём, или даже обо всём земном, и так весь свой ум устремил ввысь, что не находит времени и келью свою привести в порядок».
Также если приходил к другому и видел келью его убранною, выметенною и чистою, то опять говорил себе:
«Как чиста душа сего брата, так и келья его чиста».
«Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего».
Многие часто задаются вопросом: "а как же "активная жизненная позиция", соблюдение Закона?"
Вспомним, что сказал Спаситель грешнице, таким же образом осуждаемой книжниками и фарисееями:
И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши (Ин. 8, 11)
Даже преследователи Христа не посмели предать осуждению явную грешницу после Его слов :
... кто из вас без греха, первый брось на нее камень! (Ин. 8, 7)
Никто не бросил камня в грешницу; все, как горделивые книжники и фарисеи, так и бесхитростный народ, все вынуждены были признать себя грешными, все со стыдом удалились.
Некоторые толкователи полагают, что в этих словах Иисуса заключается прощение грешнице ее греха. Но такое толкование едва ли правильно. В тех случаях,
когда Христос прощал грехи, то прямо и говорил:
"прощаются тебе грехи" (Мф. 9:2); (Мк. 2:5); (Лк. 5:20); (Лк. 7:48)
а тут сказал:
"и Я не осуждаю тебя"
Неосуждение не равносильно прощению.
Не осуждаю — значит, не подвергаю ответственности за грех, но и не освобождаю от нее; иди и впредь не греши! И если действительно не будешь грешить, то тогда, и только тогда, освободишься окончательно от ответственности за прежние грехи;
только тогда они будут прощены. Это, так сказать, условное осуждение, которое, в силу своей условности, равносильно условному прощению. Иди и впредь не греши! Тогда прежние грехи твои не будут вменены тебе в вину ни здесь, ни на
окончательном Суде; но если ты вновь начнешь грешить, то призовешь на свою голову наказание даже и за те грехи, за которые не был в свое время осужден, и мог бы быть окончательно прощен.
Не будем же осуждать, упрекать, поносить ближнего за совершенный им грех. Посмотрим прежде на себя, на свое прошлое, и, наверное, найдем там множество всевозможных грехов; и тогда, вспомнив сказанное — "кто из вас без греха, первый брось... камень!" — воздержимся от осуждения других. Будем строги к себе и снисходительны к другим. Будем почаще повторять великопостную молитву: