Вопросы для самопроверки
Для самостоятельной проверки знаний, полученных по изучению катехизиса мы подготовили для Вас список вопросов и ответы на них.
Постарайтесь сначала ответить на вопрос не открывая ответ. Это не ЕГЭ и не тест на сдачу знаний правил дорожного движения: на большинство приведенных вопросов нет однозначных ответов, напротив которых надо поставить "галочку". Но Вы сможете сверить свое понимание по многим важным вопросам с мением Православной Церкви.
Но, для ответа на некоторые вопросы необходим однозначный ответ. Например, на вопрос "Сколько книг в Новом Завете" есть только один правильный ответ: "27". Братия и сестры, поэтому просим Вас рассматривать эти вопросы как проверку знания "таблицы умножения" богословия, без которого невозможен переход к "высшей математике" православия.
Задать свой вопрос (также можно дать и свой ответ на него)
Для удобства вопросы и ответы сгруппированны по темам занятий:
Православный катехизис есть наставление в православной христианской вере, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души.
Катехизис в переводе с греческого языка значит оглашение, устное наставление. С апостольских времен этим словом по традиции
обозначается первоначальное учение о православной вере, необходимое каждому христианину
«Достопочтенный Феофил», к которому евангелист Лука обращается в начале своего Евангелия, «был наставлен (katechesis)» в учении христианской веры:
чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.

Для благоугождения Богу и для спасения души нужно:
- познание истинного Бога и правильная вера в Него;
- жизнь по вере и соответствующие ей добрые дела.
Вера нужна потому, что, как свидетельствует слово Божие, без веры угодить Богу невозможно:
А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

С верой должны быть нераздельны жизнь по вере и добрые дела потому, что, как свидетельствует слово Божие, вера без дел мертва :
Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?

Различие между знанием и верой заключается в том, что знание имеет предметом ощутимое и познаваемое, а вера — невидимое и даже непостижимое. Знание основывается на опыте и исследовании предмета, а вера — на доверии к свидетельству истины. Знание принадлежит уму, хотя может действовать и на сердце; вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях.
По объяснению ап. Павла: вера есть… осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. То есть: уверенность в невидимом, как бы в видимом, и уверенность в желаемом и ожидаемом, как в настоящем:
Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

В учении благочестия требуется не только знание, но и вера потому, что главным объектом изучения является Бог, невидимый и непостижимый, и премудрость Божия, окружённая тайной. Поэтому многое в этом учении не может быть охвачено знанием, а может быть воспринято только верой.
Вера есть око, озаряющее всякую совесть, она сообщает человеку ведение. Ибо говорит Пророк:

...Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены.

Да и не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире, даже людьми, чуждыми Церкви, совершается верой: верой брачные законы соединяют лица, отдаленные одно от другого, и человек чужой посредством веры, которая бывает в брачных союзах, делается участником во владении чужими рабами и богатством. На вере утверждается и земледелие, ибо кто не верит тому, что соберет выросшие плоды, тот не станет сносить трудов. Верой водятся мореплаватели, когда вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии — земле, предают самих себя неизвестным надеждам и имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря. Итак, весьма многие дела человеческие основаны на вере, и этому не одни мы верим, но верят и находящиеся вне Церкви, как сказал я выше. Они хоть не принимают Священного Писания, а руководствуются своими какими-либо учениями, впрочем и их принимают верой.

Учение о православной вере мы почерпаем из Божественного откровения.
Божественное откровение — это то, что Сам Бог пожелал открыть людям, чтобы они могли правильно и спасительно в Него веровать и достойно Его чтить.
Бог дал необходимое и спасительное откровение для всех людей, но поскольку не все способны непосредственно принять откровение от Бога, то Он избрал особых провозвестников, которые передали Божественное откровение тем, кто желает его принять.
Не все люди способны непосредственно принять откровение от Бога по своей греховной нечистоте и немощи духа и тела.
Провозвестниками откровения Божия были Адам, Ной, Авраам, Моисей и другие пророки. Они приняли и проповедовали начала откровения Божия; в полноте же и совершенстве принес на землю откровение Божие воплощенный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, и распространил его по вселенной через Своих учеников и апостолов.
Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам о Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил

Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей; которой никто из властей века сего не познал…
А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии

Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил

Сам Иисус Христос говорит:
Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть

Человек может познавать Бога методом исследования сотворённых Им вещей, но это познание является несовершенным и недостаточным и может служить только приготовлением к вере или лишь некоторым пособием к познанию Бога из Его откровения.
Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы

От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем

Рассуждение о вере в Бога начинается с мысли о том, что Бог есть. К этой мысли мы приходим созерцая сотворённые Им предметы.
в науке должно прежде поверить, что буква называется «азом», и, изучив начертание и произношение, потом уж получить точное разумение, какую силу имеет буква. А в вере в Бога предшествует понятие, именно понятие, что Бог есть, и оное собираем из рассматривания тварей. Ибо познаем премудрость и могущество, и благость, и вообще
«невидимая Его» (ср.: Рим. 1:20),
уразумевая от создания мира. Так признаем Его и Владыкою своим. Поелику Бог есть Творец мира, а мы часть мира, то следует, что Бог и наш Творец. А за сим знанием следует вера, за таковою же верою — поклонение.

Божественное откровение распространяется между людьми и сохраняется в истинной Церкви двумя способами: посредством св. Предания и св. Писания.
Под св. Преданием понимается то, что словом и примером истинно верующие и чтущие Бога люди передают друг другу и предки передают своим потомкам: учение веры, закон Божий, Таинства и священные обряды.
Все истинно верующие, соединенные св. Преданием, по устроению Божию преемственно и в единстве, составляют Церковь, которая и есть хранительница св. Предания
Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины

Не следует у других искать истину, которую легко получить в Церкви. В неё, как в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили всё, что принадлежит истине. Каждый желающий может пить из неё воду жизни, она есть дверь жизни

Св. Писанием называются книги, написанные Св. Духом через освящённых от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Обычно эти книги называют Библией.
Слово Библия в переводе с греческого означает книги. Этим названием выражено то, что священные книги по отношению к другим достойны особого внимания.
Древнейший и первоначальный способ распространения откровения Божия есть св. Предание. От Адама до Моисея не было священных книг. Сам Господь наш Иисус Христос Божественное учение Своё и установления передал ученикам Своим словом и примером, а не книгой. Тем же способом и апостолы вначале распространяли веру и утверждали Церковь Христа. Книгами не все могут пользоваться, а преданием — все (в этом также состоит необходимость св. Предания).
Св. Писание дано для того, чтобы откровение Божие сохранилось более точно и неизменно. В св. Писании мы читаем слова пророков и апостолов точно так, как если бы мы сами с ними жили и их слышали, несмотря на то, что священные книги написаны за несколько веков или тысячелетий до нашего времени.
Мы должны соблюдать св. Предание, согласное с Божественным откровением и св. Писанием, как учит этому само св. Писание
Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим

Св. Предание нужно и в наши дни для руководства к правильному пониманию св. Писания, для правильного совершения Таинств и для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления.
Из всех хранимых Церковью догматов и традиций, одни получены из письменного источника, а другие приняты от переданного тайно Апостольского предания. Для благочестия же те и другие имеют одинаковую силу, и этому не будет противоречить никто, мало-мальски разбирающийся в церковных правилах. Поскольку если мы осмелимся отвергнуть неписаные обычаи, как якобы не имеющие большого значения, то обязательно повредим Евангелию в самом главном, — более того, оставим от апостольской проповеди одну внешнюю оболочку. Так, например, где написано, чтобы надеющиеся на имя Господа нашего Иисуса Христа осеняли себя крестным знамением? Какое писание нас научило в молитве обращаться к востоку? Кто из святых записал нам слова призывания в преложении Хлеба Евхаристии и Чаши Благословения? Ведь мы пользуемся не только словами из Апостола и Евангелия, но и перед ними, и после, произносим слова, взятые из неписаного учения и имеющие великую силу для Таинства. По какому писанию мы благословляем воду Крещения, елей Помазания, самого крещаемого? Не по тайному ли и неписаному преданию? Что ещё? Помазанию елеем какое написанное слово научило нас? Откуда троекратное погружение человека? И относящееся к Крещению отрицание сатаны и ангелов его, — из какого взято писания? Не из необнародываемого ли и негласного учения, которое отцы наши, быв основательно научены молчанием охранять святыню таинств, сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании? Поскольку было бы недостойно писанием оглашать учение о том, на что некрещёным и воззреть непозволительно?

Священные книги написаны в разные времена. Одни до рождения Христа, а другие — после.
Эти два раздела Священных книг имеют особые названия. Те Священные книги, которые написаны до рождения Христа, называются книгами Ветхого Завета; а те, которые написаны после рождения Христа, называются книгами Нового Завета.
Ветхий и Новый Завет — это древний и новый союз Бога с человеком.
Ветхий Завет состоял в том, что Бог обещал даровать людям Божественного Спасителя и готовил их к Его принятию.
Бог готовил людей к принятию Спасителя через постепенные откровения, через пророчества и прообразования (прообразы).
Новый Завет состоит в том, что Бог действительно даровал людям Божественного Спасителя, единородного Сына Своего Иисуса Христа.
Св. Кирилл Иерусалимский, св. Афанасий Великий и св. Иоанн Дамаскин принимают число Священных книг Ветхого Завета — двадцать две, в соответствии с тем, как их считают евреи (по числу букв древнееврейского алфавита — ред). (см. Афанасия, послание 39, праздничное; Иоанна Дамаскина, Богословие, кн. 4, гл. 17).
Законоположительные книги (Пятикнижие Моисеево):
1. Бытие
2. Исход
3. Левитт
4. Числа
5. Второзаконие
Исторические книги:
6. Книга Иисуса Навина
7. Книга Судей и вместе с ней, как бы её прибавление, Книга Руфи
8. Первая и вторая Книги Царств, как две части одной Книги
9. Третья и четвертая Книги Царств
10. Первая и вторая Книги Паралипоменон
11. Книга Ездры первая и вторая его же, или, по греческому надписанию, Книга Иеремии
12. Книна Есфирь
Учительные (поэтические) книги:
13. Книга Иова
14. Псалтирь
15. Книга притчей Соломоновых
16. Книга Екклесиаста, или Проповедника
17. Книга Песни песней Соломона
Пророческие книги:
18. Книга пророка Исаии
19. Книга пророка Иеремии, и с ним Варух, Плач и Послание
20. Книга пророка Иезекииля
21. Книга пророка Даниила
22. Книги двенадцати пророков: Иоиль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария, Малахия.
В этом перечне ветхозаветных книг не упомянуто о книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и о некоторых других, потому что их нет на еврейском языке (не сохранилось в древнееврейском подлиннике). Но мы должны принимать эти последние книги. О них св. Афанасий Великий говорит: “они назначены отцами для чтения вступающих в Церковь.”

По содержанию ветхозаветные книги можно разделить на четыре разряда:
- книги законоположительные, которые составляют главное основание Ветхого Завета;
- исторические, которые содержат преимущественно историю благочестия;
- учительные, которые содержат учение благочестия;
- пророческие, которые содержат пророчества или предсказания о будущем, и особенно об Иисусе Христе.
Законоположительных книг пять, написанных прор. Моисеем: книга Бытия, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Сам Иисус Христос дает этим книгам общее наименование — Закона Моисеева :
И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах

Книга Бытия содержит повествование о сотворении мира и человека, а также историю и установление благочестия в первые времена рода человеческого.
Другие четыре книги Моисеевы содержат историю благочестия во времена пророка Моисея и данный через него от Бога закон.
Исторические книги Ветхого Завета — это книги: Иисуса Навина, Судей, Руфи, Царств, Паралипоменон, книги Ездры, книги Неемии и Есфири.
Учительные книги — это книга Иова, Псалтирь и книги Соломоновы.
Псалтирь вместе с учением благочестия содержит его историю и многие пророчества о Христе Спасителе. Являясь превосходным руководством к молитве и прославлению Бога, Псалтирь всегда используется в богослужении.
Псалтирь вместе с учением благочестия содержит его историю и многие пророчества о Христе Спасителе. Являясь превосходным руководством к молитве и прославлению Бога, Псалтирь всегда используется в богослужении.
В Новом Завете двадцать семь книг:
Законоположительные:
1. Евангелие от Матфея
2. Евангелие от Марка
3. Евангелие от Луки
4. Евангелие от Иоанна
Историческая:
5. Деяния святых Апостолов
Учительные:
Соборные Послания
6. Иакова
7-8. Петра: 1-е, 2-е
9-11. Иоанна Богослова: 1-е, 2-е, 3-е
12. Иуды
Послания Апостола Павла:
13. К римлянам
14-15. К коринфянам 1-е, 2-е
16. К галатам
17. К ефесянам
18. К филиппийцам
19. К колоссянам
20-21. К фессалоникийцам 1-е, 2-е
22-23. К Тимофею 1-е, 2-е
24. К Титу
25. К Филимону
26. К евреям
Пророческая:
27. Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
Законоположительными книгами, лежащими в основании Нового Завета, являются четыре книги, составляющие Евангелие: евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Слово Евангелие — греческое, оно означает благовестие, т.е. добрую или радостную весть.
Книги, называемые Евангелием, благовествуют о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, о Его пришествии на землю, о Его жизни на земле, чудесных Его делах и спасительном учении, наконец, о Его крестной смерти, славном воскресении и вознесении на небо.
Эти книги названы Евангелием, потому что для людей не может быть лучшей и более радостной вести, чем весть о Божественном Спасителе и о вечном спасении. Потому-то и чтение Евангелия в Церкви каждый раз предваряется и сопровождается радостным восклицанием: Слава Тебе, Господи, слава Тебе!
Среди новозаветных книг есть книга историческая: книга Деяний святых апостолов. Она повествует о сошествии Св. Духа на апостолов и о распространении через них христианской Церкви.
Слово апостол значит посланник. Этим именем называются избранные ученики Господа нашего Иисуса Христа, которых Он послал проповедовать Евангелие.
Учительные книги Нового Завета — это семь Соборных посланий: одно ап. Иакова, два Петровых, три Иоанновых, одно Иудино и четырнадцать посланий ап. Павла: к Римлянам, Коринфянам два, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Солунянам (Фессалоникийцам) два, Тимофею два, Титу, Филимону и к Евреям.
Среди книг Нового Завета есть и книга пророческая — это Апокалипсис. В переводе с греческого языка это слово значит откровение. Эта книга содержит таинственное изображение будущей судьбы Церкви Христа и всего мира.
При чтении св. Писания нужно соблюдать следующее: необходимо читать его с благоговением, как слово Божие, и с молитвой о его понимании; с чистым намерением, для нашего наставления в вере и побуждения к добрым делам; понимать его следует согласно толкованию Православной Церкви и св. отцов.
Церковь представляет следующие признаки того, что учение откровения Божия и св. Писание есть истинное слово Божие:
- высоту этого учения, свидетельствующую о том, что оно не могло быть изобретено разумом человеческим;
- чистоту этого учения, показывающую, что оно произошло от чистейшего ума Божия;
- пророчества;
- чудеса;
- могущественное воздействие этого учения на сердца человеческие, свойственное только Божией силе.
Пророчества являются признаком истинного откровения Божия. Это можно пояснить следующим примером. Пророк Исаия предсказал рождение Христа Спасителя от Девы, чего человеческий разум не мог даже помыслить, и через несколько сот лет после этого Господь наш Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии. Это пророчество было словом Бога всеведущего, а исполнение пророчества — делом Бога всемогущего. Поэтому ев. Матфей, повествуя о рождении Христа, приводит пророчество Исаии:
А все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог

Чудеса есть дела, которые не могут быть сделаны посредством человеческих знаний или способностей, но только всемогущей силой Божией. Например, — воскрешение умершего. Чудеса являются признаком истинного слова Божия. Кто творит истинные чудеса, тот действует силой Божией, следовательно, он угоден Богу и причастен Святому Духу. Такой человек говорит только истину. И потому, когда он говорит именем Божиим, через него говорит слово Божие. Сам Господь Иисус Христос творил чудеса, которые являлись свидетельством Его Божественного посланничества:
Дела, которые Отец дал мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня

Могущественное действие христианского учения можно видеть на примере двенадцати апостолов, избранных из людей бедных, неучёных, невысокого общественного положения, однако этим учением они победили и покорили Христу сильных, мудрых, богатых, царей и царства.
Чтобы правильно представить состав катехизического учения благочестия, в соответствии с “Православным исповеданием,” одобренным Восточными Патриархами, можно руководствоваться словами ап. Павла о том, что в основе жизни христианина должны находиться вера, надежда, любовь:
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше

Итак, христианину нужны:
- учение о вере в Бога и в Таинства, которые Он открывает;
- учение о надежде на Бога и о средствах утверждения в ней;
- учение о любви к Богу и ко всему, что Он повелевает любить.
Церковь вводит нас в учение о вере посредством Символа веры.
Руководством к учению о надежде можно принять изречения Господа о блаженстве и молитву Господа.
Начальное учение о любви можно найти в десяти заповедях Закона Божия.
Символ веры есть кратко и точно описанный предмет веры христиан.
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино Крещение, во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых.
12. И жизни будущаго века. Аминь.
Учение о вере так изложили отцы первого и второго Вселенских Соборов.
Вселенский Собор — это собрание пастырей и учителей христианской Кафолической Церкви, по возможности, со всей вселенной, для утверждения истинного учения и благочиния между христианами.
Вселенских Соборов было семь:
1-й — Никейский (325г.);
2-й — Константинопольский (381г.);
3-й — Ефесский (431г.);
4-й — Халкидонский (451 г.);
5-й — Константинопольский второй (553г.);
6-й — Константинопольский третий (680г.);
7-й — Никейский второй (787г.).
Правило собирать Соборы основывается на примере апостолов, которые созвали Собор в Иерусалиме (см. Деян 15). Основанием для этого служит также изречение Господа Иисуса Христа, дающее определениям Церкви такую силу, что нарушающий их оказывается лишенным благодати, как язычник. Способ же, которым Вселенская Церковь высказывает свои определения, есть Вселенский Собор.
Скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь

Первый и второй Вселенские Соборы, на которых составлен Символ веры, были созваны: первый — для утверждения истинного учения о Сыне Божием против ложного учения Ария; второй — для утверждения учения о Св. Духе против ложного учения Македония.
Первый Вселенский Собор составил 20 правил (или канонов), второй Вселенский Собор составил 7 правил.
Чтобы лучше понять Символ веры, следует обратить внимание на его деление на двенадцать членов (частей) и рассмотреть отдельно каждый член.
В первом члене говорится о Боге, а именно, — о первой ипостаси Св. Троицы, о Боге Отце и о Боге как о Творце мира.
Во втором члене — о второй ипостаси Св. Троицы, о Господе Иисусе Христе, Сыне Божием.
В третьем члене — о воплощении Сына Божия.
В четвертом члене — о страдании и смерти Иисуса Христа.
В пятом члене — о воскресении Иисуса Христа.
В шестом члене — о вознесении Иисуса Христа на небо.
В седьмом члене — о втором пришествии Иисуса Христа на землю.
В восьмом члене — о третьей ипостаси Св. Троицы, Св. Духе.
В девятом члене — о Церкви.
В десятом члене — о Крещении, где подразумеваются и другие Таинства.
В одиннадцатом члене — о будущем воскресении мёртвых.
В двенадцатом члене — о жизни вечной.
Веровать в Бога значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровение Его о спасении человеческого рода. Из св. Писания можно узнать, в чем должна состоять вера в Бога.
Без веры угодить Богу не возможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает

Действие веры в христианах апостол изображает в следующей молитве о них к Богу:
Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши

Ближайшим и непременным действием сердечной веры в Бога должно быть исповедание самой веры.
Исповедовать веру — значит открыто признавать, что мы православные, и исповедовать это с такой искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни сама смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа.
Ап. Павел свидетельствует, что открытое исповедание веры необходимо для спасения:
Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению

Для спасения нужно не только веровать, но и исповедовать православную веру, потому что если бы кто-либо для сохранения своей временной жизни или земных выгод отрёкся от исповедания веры, то показал бы этим, что не имеет истинной веры в Бога Спасителя и в будущую блаженную жизнь.
В Символе веры не сказано: верую в Бога, но прибавлено: во единаго Бога — для того, чтобы отвергнуть ложное учение язычников, которые, почитая творение Божие Богом, думали, что богов много.
Слова учения св. Писания о единственности Бога внесены в Символ веры из изречения ап. Павла:
Нет иного Бога, кроме Единого. Ибо, хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много; Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им

Существо Божие познать нельзя. Оно выше всякого познания не только человека, но и ангелов. Об этом в св. Писании через ап. Павла сказано:
единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.

Из откровения Божия можно заимствовать следующие понятия о существе и существенных свойствах Божиих: Бог есть Дух вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный. Все это можно видеть из св. Писания. Сам Господь Иисус Христос сказал:
Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

О вечности Божией говорит прор. Давид:
Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог

В Апокалипсисе читается следующее славословие Богу:
...свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет

Ап. Павел говорит, что Евангелие возвещено по повелению Вечнаго Бога:
...через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере,

О благости Божией Сам Иисус Христос сказал:
Никто не благ, как только один Бог

Ап. Иоанн говорит:
...Бог есть любовь...

Прор. Давид воспевает:
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его

О всеведении Божием ап. Иоанн говорит:
Бог больше сердца нашего и знает все

Ап. Павел восклицает:
О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!

О правосудии Божием прор. Давид поёт:
Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника

Ап. Павел говорит о Боге:
Который воздаст каждому по делам его

Ибо нет лицеприятия у Бога

О всемогуществе Божием псалмопевец говорит:
Он сказал, — и сделалось; Он повелел, и явилось

Архангел Гавриил говорит в Евангелии:
у Бога не останется безсильным никакое слово

Вездесущие Божие прор. Давид изображает так:
Куда пойду от духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюся на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: может быть, тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью, но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет

Ап. Иаков пишет:
Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.

Ап. Павел говорит:
Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё.

...блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих

Бог есть Дух, однако св. Писание приписывает Ему телесные органы, например: сердце, очи, уши, руки. Св. Писание применяется в этом к обычному человеческому языку, а понимать надо в духовном и высшем смысле, например: сердце Божие значит благость, или любовь Божия, очи и уши означают всеведение, руки — всемогущество.
Бог везде, но на небесах есть особое присутствие Его, являемое в вечной славе блаженным духам; также в храмах есть особое присутствие Его, благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое, ощущаемое верующими и являемое иногда в особых знамениях. Иисус Христос говорит:
Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их

Слова Символа: Верую во единаго (одного) Бога Отца следует понимать в смысле отношения к тайне Св. Троицы, потому что Бог один по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Св. Дух, Троица единосущная и нераздельная.
Главнейшие изречения об этом в Новом Завете следующие:
Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино

О Св. Троице говорится и в Ветхом Завете, но не так ясно. Например:
Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их

...Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

Бог один в трех лицах. Мы не постигаем этой внутренней тайны Божества, но верим в неё по непреложному свидетельству слова Божия:
Божиего никто не знает, кроме Духа Божия

Между лицами Св. Троицы различие в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Св. Дух предвечно исходит от Отца.
Три ипостаси, или лица Св. Троицы — совершенно равного Божественного достоинства. Как Отец есть истинный Бог, так равно и Сын есть истинный Бог, равно и Св. Дух есть истинный Бог; но притом так, что в этих трёх ипостасях явлен один триипостасный Бог.
Бог называется Вседержителем потому, что Он всё, что ни есть, содержит в Своей силе и в Своей воле.
Слова Символа веры: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым говорят о том, что всё сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. Эти слова взяты из св. Писания. Книга Бытия начинается словами:
В начале сотворил Бог небо и землю

Ап. Павел об Иисусе Христе, Сыне Божием, говорит:
Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано

В Символе веры под наименованием невидимых следует понимать невидимый, или духовный мир, к которому принадлежат ангелы.
Ангелы — духи бесплотные, одарённые умом, волей и могуществом. Имя Ангел значит вестник. Они так названы потому, что Бог посылает их возвещать Свою волю. Так, например, Архангел Гавриил был послан предвозвестить Пресв. Деве Марии зачатие Спасителя.
Невидимое сотворено прежде видимого, и Ангелы — прежде людей (Православное исповедание, ч. 1, вопрос 18). Свидетельство об этом можно найти в св. Писании. В книге Иова Сам Бог о сотворении земли говорит так:
На чем утверждены основания ея, или кто положил краеугольный камень ея, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?

Название Ангела хранителя взято из следующих слов св. Писания:
Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих

Для каждого из нас есть ангелы хранители. В этом удостоверяют нас следующие слова Господа Иисуса Христа:
Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного

Не все ангелы добры и благодетельны. Есть злые ангелы, которых иначе называют диаволами или бесами. Они сотворены добрыми. Но стали злыми потому, что нарушили долг совершенного повиновения Богу и таким образом отпали от Него, и впали в самолюбие, гордость и злобу. Апостол Иуда говорит о них, как про
...ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище...

Слово диавол значит клеветник или обольститель.
Злые ангелы называются диаволами потому, что будучи коварными в отношении людей, обольщая их, внушают им ложные мысли и злые желания. Об этом Иисус Христос неверующим иудеям говорит:
Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала, и не устоял в истине; ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи

Св. Писание открыло нам о сотворении мира то, что в начале Бог из ничего сотворил небо и землю. Земля была необразована и пуста. Затем
Бог постепенно сотворил:
в первый день бытия мира — свет;
во второй день — твердь, или видимое небо;
в третий — вместилища вод на земле, сушу и растения;
в четвертый — солнце, луну и звёзды;
в пятый — рыб и птиц;
в шестой — живущих на суше животных, и, наконец, человека.
Человеком творение закончилось, и в седьмой день Бог прекратил Свои дела творения. Поэтому седьмой день назван субботой, что в переводе с еврейского языка означает покой:
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал

Видимые твари сотворены не такими, какими мы их видим сейчас. При сотворении всё было добро зело, т.е. чисто, прекрасно и безвредно.
Бог во Св. Троице сказал:
Сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему

И сотворил Бог из земли тело первого человека Адама, вдунул в лицо его дыхание жизни, ввёл Адама в рай, дал ему в пищу, помимо прочих райских плодов, плоды с дерева жизни; наконец, взяв у Адама во время сна ребро, создал из него первую жену — Еву (см. Быт 2:21-22).
Образ Божий состоит, по объяснению ап. Павла:
созданного по Богу, в праведности и святости истины

Дыхание жизни — это душа, существо духовное и бессмертное.
Слово рай означает сад. Так названо прекрасное и блаженное жилище первого человека, описанное в книге Бытия подобным саду.
Рай, в котором пребывали первые люди, был для тела вещественным, как видимое блаженное жилище; а для души — духовным, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцания Божиего творения (см. св. Григория Богослова, слово 38, 42; св. Иоанна Дамаскина, Богословие, кн. 2, гл. 12, ст. 3).
Дерево жизни — это дерево, питаясь плодами которого тело человека было бы безболезненно и бессмертно.
Ева создана из ребра Адама для того, чтобы весь род человеческий по своему происхождению был одним телом и чтобы благодаря этому люди естественно склонны были любить и беречь друг друга.
Предназначение человека состоит в том, чтобы он познавал Бога, любил и прославлял Его и благодаря этому вечно блаженствовал.
Предопределением Божиим называется изволение Божие о предназначении человека к вечному блаженству. Предопределение Божие о блаженстве человека остаётся неизменным даже сейчас, когда человек не блаженствует. Уклонившемуся от пути блаженства человеку Бог по предведению и по бесконечному милосердию Своему изволил открыть новый путь к блаженству через единородного Сына Своего Иисуса Христа. Избрал нас в Нем прежде создания мира, говорит ап. Павел:
так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви

Бог предопределил и даровал всем людям предваряющую благодать и средства к достижению блаженства. Непосредственно к блаженству Он предопределил тех, кто подаваемую Им благодать добровольно приемлет, употребляет подаваемые Им спасительные средства и идёт к блаженству указанным Им путем. Слово Божие говорит об этом так:
Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями

В изложении веры Восточных Патриархов об этом сказано:
Он предвидел, что одни будут хорошо пользоваться своею свободной волею, а другие худо; то посему одних предопределил к славе, а других осудил

Промыслом Божиим называется имеющее место вслед за сотворением мира и человека действие Божие по отношению к миру и особенно к человеку. Промысел Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям.
О промысле Божием в св. Писании Сам Господь Иисус Христос говорит:
Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

В этих словах виден как общий промысел Божий о тварях, так и особый — о человеке. Весь псалом 90 есть изображение особого и многообразного промысла Божия о человеке.
Сыном Божиим называется второе лицо Св. Троицы по Своему Божеству. Сын Божий назван Иисусом, когда Он родился на земле как человек. Христом назвали Его пророки, когда ещё ожидалось пришествие Его на землю.
Имя Иисус означает Спаситель и оно наречено Архангелом Гавриилом. Это имя наречено Сыну Божию при рождении Его на земле, потому что Он родился спасти людей.
Имя Христос означает Помазанник и оно произошло от помазания священным миром, через которое подаются дары благодати Св. Духа.
Не один Иисус, Сын Божий, называется Помазанником. Помазанниками издревле называли царей, первосвященников и пророков.
Иисус, Сын Божий называется Помазанником потому, что Его человеческой природе безмерно сообщены все дары Св. Духа. Таким образом Ему в высочайшей степени принадлежит ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя.
Иисус Христос называется Господом в том смысле, что Он есть истинный Бог. Имя Господь есть одно из имён Божиих.
Писание о Божестве Иисуса Христа, Сына Божия, говорит так:
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог

Иисус Христос именуется Сыном Божиим единородным потому, что Он один только есть Сын Божий, рождённый из существа Бога Отца, и поэтому единого существа с Богом Отцом; и следовательно, без всякого сравнения превосходит всех святых ангелов и святых людей, которые называются сынами Божиими по благодати:
А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими

Св. Писание называет Иисуса Христа единородным. Например, в следующих изречениях евангелиста Иоанна:
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца

Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил

В Символе веры о Сыне Божием сказано, что Он рождён от Отца. Этим указывается на то личное свойство, которым Он отличается от других лиц Св. Троицы.
Сказано, что Он рождён прежде всех век (предвечно), для того, чтобы кто-либо не подумал, что было время, когда Его не было. Этим указывается на то, что Иисус Христос есть вечный Сын Божий, как вечен Бог Отец.
В Символе веры слова Света от Света есть пример, который в некоторой степени объясняет непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Глядя на солнце, мы видим свет. От этого света рождается свет видимый во всем околосолнечном пространстве, но и тот, и другой есть один свет, нераздельный, одной природы. Подобно этому, Бог Отец есть вечный Свет (см. 1 Ин 1:5), от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет, но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божественного естества.
Слова Символа веры: Бога истинна от Бога истинна означают, что Сын Божий называется истинным Богом в таком же смысле, как и Бог Отец. Это слова св. Писания, и они взяты из следующего изречения ев. Иоанна:
Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная

В Символе веры сказано, что Сын Божий рождён, не сотворён. Это сделано для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворён.
Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий имеет одно Божественное существо с Богом Отцом.
В св. Писании Сам Иисус Христос о Себе и о Боге Отце говорит так:
Я и Отец — одно

Слова Символа веры Имже вся быша показывают, что Бог Отец всё сотворил Сыном Своим, как вечной премудростью Своей и вечным словом Своим:
Все чрез Него нáчало быть, и без Него ничто не нáчало быть, что нáчало быть

Сошёл с небес — так сказано в Символе веры о Сыне Божием.
Будучи вездесущ, Бог всегда пребывает на небе и всегда на земле; но на земле Он прежде был невидим, а потом явился во плоти; потому говорится, что Он сошёл с небес. Об этом в св. Писании говорится словами Самого Господа Иисуса Христа:
Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын человеческий, сущий на небесах

Сын Божий сошёл с небес нас ради человек и нашего ради спасения, как сказано в Символе веры.
Сказано, что Сын Божий сошёл с неба нас ради человек, в том смысле, что Он пришёл на землю не для одного какого-либо народа и не для некоторых людей, но для спасения нас всех, людей вообще.
Сын Божий пришёл на землю спасти людей от греха, проклятия и смерти.
Грех — это преступление закона.
Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие

Грех вошёл в людей от диавола, несмотря на то, что они сотворены по образу Того, Кто лишен греха.
Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.

Грех перешёл от диавола к людям, когда диавол прельстил Еву и Адама и склонил их преступить заповедь Божию.
Бог заповедал Адаму в раю, чтобы он не ел плодов с дерева познания добра и зла, и при этом сказал ему, что как только он их вкусит, то смертью умрет.
Для человека стало смертоносным вкушение плода с дерева познания добра и зла, так как это было соединено с непослушанием воле Божией. Непослушание отделяло человека от Бога и благодати Его и отчуждало от жизни в Боге.
Наименование “древо познания добра и зла” соответствует самому себе, потому что человек через это дерево познал на опыте, какое добро заключается в послушании воле Божией и какое зло в противлении ей.
Адам и Ева послушались диавола вопреки воле Божией. Бог, по благодати своей, при сотворении человека дал ему волю, естественно расположенную любить Бога, но притом свободную; а человек употребил во зло эту свободу.
Ева говорила в раю со змеем, который убеждал её, что если люди вкусят плоды с дерева познания добра и зла, то будут знать добро и зло и будут как боги. Ева прельстилась этим обещанием и красотой плодов и ела их; Адам вкусил эти плоды по её примеру.
От греха Адама произошли проклятие и смерть.
Проклятие — это осуждение греха праведным судом Божиим, а также осуждение зла на земле, происшедшего в наказание людям от их греха. Бог сказал Адаму:
Проклята земля за тебя

От греха Адама произошла смерть двоякая: телесная, когда тело лишается души, которая оживляла его, и духовная, когда душа лишается благодати Божией, которая оживляла её высшей духовной жизнью.
Душа может умереть, но не так как тело. Тело, умирая, становится бесчувственным и разрушается; а душа, умирая через грех, лишается духовного света, радости и блаженства, но не разрушается и не уничтожается, а пребывает в состоянии мрака, скорби и страдания.
Не только первые люди умерли, но все умирают, потому что происходят от заражённого грехом Адама, и сами грешат. Как из заражённого источника течет заражённый поток, так от заражённого грехом и потому смертного родоначальника происходит заражённое грехом и потому смертное потомство. Святое Писание говорит об этом так:
Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили

Плоды дерева жизни после греха не были полезны человеку. После греха он не мог их есть, поскольку был изгнан из рая.
Когда первые люди исповедали перед Богом свой грех, то Бог по милосердию Своему дал им надежду на спасение.
Надежда на спасение состояла в том, что Бог обещал, что семя жены будет поражать… (диавола) в голову
И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту*.*По другому чтению:
и между Семенем ее; Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту.

Это обещание значит, что Господь Иисус Христос победит диавола, прельстившего людей, и избавит их от греха, проклятия и смерти.
Господь Иисус Христос назван семенем жены, потому что Он родился на земле без мужского семени от Пресвятой Девы Марии.
Люди со времени этого обещания могли спасительно верить в грядущего Спасителя, подобно тому, как мы верим в пришедшего.
Немногие люди в древние времена верили в грядущего Спасителя, большая же часть людей забыла обещание Божие о Спасителе.