Лекция 2. Пути Богопознания
Естественный путь Богопознания
Способы получения знаний человеком:
1. Научные (наблюдение + эксперимент)
2. Исторические (памятники = документы)
Откуда знание о Боге? Что Он есть?
С точки зрения материализма: вера в Бога происходит из-за искажённого, фантастического отражения в сознании чел. окружающей действительности.
Критика:
можно принять канат за змею. Но! Нужно знать что такое змея. Чукча змей не видел… У человека уже изначально есть понятие о сверхъестественном бытии.
3. Следующий источник знания о Боге – Сам Бог
Однако, объектом познания человека может быть только тот мир? где человек существует. Бог же, будучи Творцом этого мира, Сам не является его частью, но
один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас
Философски – Бог трансцендентен миру (от латин. Transcedere – переступать) за пределами опыта. Бог - творец мира, художник и, смотря на картину, мы можем говорить о художнике. Т.е. возможно познание Бога через красоту, гармонию, целесообразность. Это и есть Естественный путь богопознания.
4. Через созерцание твари – видим Промыслителя и Творца
подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника
вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы
Мы никогда не назовем мудрецами тех, кто не может и не желает познать Бога из творений Его
5. Самопознание - мысль о том, что
познание о том, что Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого
Если внемлешь себе, ты не будешь иметь нужды искать следы Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком-то мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя
Сверхестественный путь Богопознания
Божественное откровение - это то, что Сам Бог открыл людям, чтобы они могли право и спасительно веровать в Него и достойно чтить Его.
Отсюда все учение Православной веры. Внимание на слово «спасительно» - т.е. Бог открывает только то, что важно для нашего спасения.
Не все люди способны непосредственно принять Откровение от Бога по греховной нечистоте и немощи духа и тела. Провозвестниками Откровения Божия были Адам, Ной, Авраам, Моисей и другие пророки. Они приняли
и проповедовали начала Откровения Божия; в полноте же и совершенстве принес на землю Откровение Божие и распространил его по Вселенной через Своих учеников и апостолов Воплощенный Сын Божий,
Господь наш Иисус Христос. Таким образом, Откровение не однократный акт, а процесс:
Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил
Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть
Откровение Бога во Христе предназначено «для всех человеков, как для всех нужное и спасительное», потому что Бог хочет, чтобы
Незадолго до своего Вознесения Господь говорит:
Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь
т.е.ко всем народам во все времена.
Во Христе Откровения раскрыты во всей полноте. В Ветхом Завете пророки говорят о своем личном опыте богообщения. В Новом Завете Сам Бог говорит людям – возвещает истину о себе. Господь говорил своим ученикам, что Он сообщил им
Апостолы, проповедуя учение Христово, возвещали людям
После Христа нет новых Откровений (3-й завет и пр.):
Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема
т.е. отлучение, не проклятие.
Священное Предание и Священное Писание
Немного размышлений.
Вопрос: Что значит быть христианином? Ведь я сам себя христианином не делаю – это то, что со мной происходит.
Ответ: Услышали зов Бога и откликнулись. Нет инструкций как стать христианином. Миссионер приглашает, но человек может не чувствовать.
Вопрос: Зачем мы позваны Христом? Что Христос хочет нам передать?
Ответ: На эти вопросы отвечает объективная сотериология. (от греч. Σωτήρ (Сотир) - Спаситель, т.е. учение о спасении)
В греческом слове ΙΧΘΥΣ (рыба) христиане древней Церкви увидели таинственный акростих, составленный из первых букв предложения, выражающего исповедание христианской веры.
Акроним ИХТИС (ΙΧΘΥΣ) построен на использовании следующих букв:
Ἰ Ἰησοὺς - Иисус (имя собственное).
Χ Χριστóς - Христос, мессия, буквально «пома́занник».
Θ Θεοῦ - Божий. Указывает на происхождение от Бога.
Υ Υἱός - Сын. Исповедание Иисуса как второе лицо Святой Троицы
Σ Σωτήρ - Спаситель. Показывает миссию Иисуса Христа на земле
Новый Завет связывает символику рыбы с проповедью учеников Христа, из которых некоторые были рыбаками. Иисус Христос называет своих учеников «ловцами человеков» (Мф. 4:19, Мк. 1:17), а Царствие Небесное уподобляет «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода» (Мф. 13:47).
Вопрос: Что сам человек должен сделать, чтобы принять этот дар?
Ответ: Субъективная сотериология, т.е. аскетика. См. св. отцов.
Собственно, различия в этих ответах на эти вопросы («Что Христос сделал для нас?» и «Что мы должны делать для Христа?») и есть те самые различия, которые породили все разнообразие христ. конфессий. Если религия - это человеческие усилия, то можем признать экуменическое равенство всех религий. Не религиозным людям странно видеть наши споры – для них религия часть культуры, а в культуре многообразие. Само слово «религия» от лат. Religare – связь, диалог, т.е. Бог не просто Тайна, Он выходит из своей непостижимости. В главном религия строится сверху. И потому как воспринимают этот диалог люди и видно различие религий и конфессий. Поэтому невозможно примирение религий. В бассейне глупо спорить о стиле плавания, но если затонул корабль и нам предлагают подняться на борт спасательного судна и тут нам скажут, что этого делать не надо делать, так как у нас карма такая и мы должны раствориться в «океане божества», то мы можем законно возразить и высказать свою веру.
Расхождение религий не в обрядах, не в том что люди делают, а в том, что совершает Божество и совершает ли? Какие действия по отношению к людям и с какими целями?
По отношению к христианству можно задать следующие вопросы:
1) что Христос совершил ради нас во дни Своей земной жизни?
2) действие Христа в последующей истории?
Протестанты отвечают: Христос после Себя оставил Библию.
Католики: папу.
Православные: Самого Себя.
На этом собственно и строится диспут о Писании и Предании. Протестанты – Solo Scriptura - т.е. только Писание, остальное не нужно. Но христианство не вмещается в одно Писание, так как
Христос не Учитель. Он не учит, а спасает. В нравственном плане в Новом Завете нет ничего нового по сравнению с Ветхим Заветом: "монотеизм + нравственность":
О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.
В Новом Завете новое не учение, а Сам Христос. Чаще всего Господь говорит о Самом Себе:
Какое место из Писанию выбирает Спаситель для проповеди в синагоге? Не призывы к любви, а:
Самое скандальное место в Евангелии:
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня
Здесь не сказано – «ради истины», «ради Вечности» или « ради Пути». «Ради Меня». На Последнем Суде тоже по отношению ко Христу:
ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня
Последние слова Нового Завета – «Ей гряди, Господи Иисусе!»
Евангелие не учение, а о Личности. Апостолы нигде не говорят «как говорил Учитель», только о воскресении Христа, о том, что Он сделал для нас.
Например: любовь к врагам – невозможно для наших немощных сил, но «пребудьте в любви Моей» - как лоза и ветви. Только соединение со Христом дает возможность исполнять Его новые заповеди. Главное дело Христа – не Его слово, а Его бытие, бытие с людьми, бытие на кресте. Первые христиане – благодарили на литургии не за учении и нравственность, а за Самого Христа, за Его жизнь, смерть и спасение. Так как христианство не религия книги, то мы спокойно относимся к библейской критике. Служение Христа – не только пророк, но Священник. Служение пророка может быть всецело записано в книгах, а служение священника – это действие.
Многое книги вместить не могут, это сверхсловесно. Есть другой способ в соучастии в служении Христа – кроме Писания – это Предание.
Христос совершил спасение Своей жертвой. С этим все согласны. Разногласия возникают по следующим вопросам:
1) Какие отношения с Богом возможны в мире после Вознесения Христа?
2) Как принять этот дар, сделать его своим?
Вознесение – это что: расставание? Бог был, потом оставил нас? Мы все дальше от этого момента? Но! «Я с вами во вся дни до скончания века» Что Христос оставил? Библию?
Кучу текстов? Что апостолы приняли от Христа? Закон Божий? Катехизис? Моральные прописи? Чтобы ответить на эти вопросы нужно ответить на более важный вопрос: что Христос принял от Отца? То, что принял, то и передал
апостолам, а они Церкви. Сын от Отца получил «предвечное рождение», Божественную природу. Затем рождение от Девы Марии – обожение человеческой природы, с этого момента чел природа достойна
наивысших именований:
Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.
Преодолев смерть, Сын Божий напитал вечностью человеческую природу. Для кого? Он передаёт её нам:
Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною.
Это не передача учения, а передача всей Жизни. Христос говорит что Ему «дана вся власть на небе и на земле» и он передает её нам. Бог – Троица. И Сын получил от Отца полноту Божественной жизни и именно она передается Христом людям. Люди должны не просто узнать то, что известно Христу, а стать тем, чем был и есть Христос.
Слава (теофания – богоявление) - это проявление богоприсутствия. Например, Купина в Ветхом Завете. Любовь: От Отца – Сыну – апостолам:
Это и есть Предание по существу. Предание зарождается в Троице – от Отца к Сыну и далее:
Во Христе обитала вся полнота божества телесно (Кол. 2:9), так и люди могут стать «причастниками божественного естества»:
дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества
Это пребывание Самого Христа в человеке. Ничто не может отделить христианина от Христа – ни настоящее, ни будущее – ни сам факт Вознесения. Как Спаситель вручает Свою Босыновнюю жизнь людям? Буквально «предание» - завещание, отдание права собственности. Бог выступает из Своей недоступности. Вот содержание Предания Христа:
Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня
Предание – дар, жертва. Христос раздаёт Себя, преломляя Тело Свое. Христос дарит Себя – нам. Поэтому и
мы не должны ничего ставить выше Христа, так как и Он выше нас ничего не ставил
Символ жизни в Библии – кровь. Христос Сам открывает источник Своей крови и собирает в чашу (еще до распятия) и эту чашу предлагает не Богу, не сатане, не палачам, а апостолам.
Не могли бы мы пить и крови Христовой, если бы Христос не был прежде истоптан и выжат
Сравните:
Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле?
мы получаем не слово о Христе, а Его Самого, Его Жизнь. Суть религиозной истории: мир грехом оторван от Бога (задыхается), нужно не просто с небес простить (простить водолаза за то что он шланг себе перерезал), а чтобы Дух Жизни опять был в нас и с нами. Христос после Своего Вознесения обогатил нас, послал Утешителя Духа, который возвращает нам и Его Тело. Поэтому христианство так онтологично (онтология – учение о бытии) – соединение двух уровней бытия: Творец + тварь. Суть христианства в том, что
Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего
См. Песнь Песней: невеста + жених = душа + Бог (выше всего быть в любимом).
Христос действует в нас. Это больше чем иметь Писание. Основание Церкви Христос, а не Библия.
Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос
У протестантов: «Священное Писание достаточно для полноты дух жизни человека». Читать и понимать можно под действием Святого Духа. Мы молимся «о сподобитися нам слышанию св. евангелия Господа Бога молим».
никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым
Отдельные тезисы:
- Христос снимает покрывало с наших глаз (Лука и Клеопа – Моисеев закон).
- Писание – слово Жениха невесте – но жених не только слова, а всего Себя хочет отдать невесте.
- Писание лишь говорит о Завете, но осуществляется этот Завет не в книге, а в Предании, в тайне обожения.
- Писание – слово Божие, а религия – диалог. Место диалога не Библия, но история. Присутствие Христа в истории, вне страниц Библии – это и есть Предание.
- Есть религии пророческие (божество действовало в какой-то момент истории и теперь недоступно – ислам), а есть мистические( не важно кто открыл йогу – всем доступно), а христианство: и то и другое.
И уникальный момент в истории, и опыт богообщения доступен всем.
- Предание даёт людям живого Бога, но плод этой встречи и свое осмысление её человек должен проверять единственным мерилом – Писанием.

Священное Предание и Священное Писание