Ратники Воинства Христова
Русские священники в Великой Отечественной войне
Сегодня мало кто знает о священниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Никто точно не скажет, сколько их было, шедших в бой без рясы и крестов, в солдатской шинели, с винтовкой в руке и молитвой на устах. Статистики никто не вел. Но батюшки не просто сражались, защищая свою веру и Отечество, а еще и получали награды – почти сорок священнослужителей были награждены медалями «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы», более пятидесяти – «За доблестный труд во время войны», несколько десятков – медалью «Партизану Великой Отечественной войны». А скольких еще награды обходили стороной?
Священник Федор Пузанов (1888-1965)
Участник двух мировых войн, георгиевский кавалер – награждён крестами 1-й, 2-й и 4-й степеней, награжден, Георгиевской медалью 2-й степени и медалью «Партизану Отечественной войны» 2-й степени.
Принял священный сан в 1926 году. В 1929 был посажен в тюрьму, затем служил в сельском храме. Во время войны собрал в селах Заполье и Бородичи 500 000 рублей и передал их через партизан в Ленинград на создание танковой колонны Красной Армии.
«Во время партизанского движения я с 1942 года имел связь с партизанами, много мною выполнено заданий, — писал священник в 1944 году архиепископу Псковскому и Порховскому Григорию. — Я помогал партизанам хлебом, первый отдал свою корову, бельем, в чем только нуждались партизаны, обращались ко мне, за что я получил государственную награду 2-й степени «Партизан Отечественной войны».
С 1948 года и до смерти настоятель Успенского храма в селе Молочкове Солецкого района Новгородской области.
Архимандрит Кирилл (в миру Иван Дмитриевич Павлов) (1919-2017)
Духовник Троице-Сергиевой Лавры, духовный отец трёх русских Патриархов: Алексия I, Пимена и Алексия II. Участник Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом), в боях возле озера Балатон в Венгрии, закончил войну в Австрии. Демобилизовался в 1946 году.
Во время войны Иван Павлов обратился к вере. Он вспоминал, что, неся караульную службу в разрушенном Сталинграде в апреле 1943 года, среди развалин дома нашёл Евангелие. Иногда архимандрита Кирилла отождествляют со знаменитым сержантом Я. Ф. Павловым, также участвовавшим в Сталинградской битве и оборонявшим знаменитый «дом Павлова». Однако речь идет об однофамильце — гвардии старший сержант Яков Павлов после войны находился на партийной работе и в монахи не постригался.
После демобилизации Иван Павлов поступил в Московскую духовную семинарию, а по её окончании — в Московскую духовную академию, которую окончил в 1954 году.
25 августа 1954 года был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре.
В 1954-1955 годах, в начале своего пребывания в Лавре, старец был пономарем в Троицком соборе, затем позднее – лаврским кассиром, помощником казначея и, наконец, казначеем Лавры.
В 1956 году последовало его награждение набедренником, в 1957 году – наперсным крестом.
30 октября 1959 года епископ Дмитровский Пимен (Извеков) возвел иеромонаха Кирилла в Трапезном храме Лавры в сан игумена; в 1962 году он получил крест с украшением.
7 октября 1965 года Святейший Патриарх Алексий I возвел отца Кирилла в сан архимандрита.
В 1979 году в связи с шестидесятилетием духовник Лавры архимандрит Кирилл был награжден правом ношения второго креста с украшением.
В 1999 году награжден патриаршим наперсным крестом.
Скончался вечером 20 февраля 2017 года в Патриаршей резиденции в Переделкине. Похоронен в Троице-Сергиевой лавре.
Награжден:
- орден святого равноапостольного великого князя Владимира III степени (1971 г.);
- орден преподобного Сергия Радонежского, I степени (1999 г.);
- орден Отечественной войны 2-й степени;
- орден Славы 3 степени;
- медаль «За оборону Сталинграда»
- юбилейная медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Протоиерей Глеб Каледа (1921-1994)
Родился в 1921 г. в г. Петрограде. Отец — Александр Васильевич Каледа († 1958) — экономист, мать — Александра Романовна († 1933). Семья была православной. Раннее детство провел в Белоруссии на родине отца. С 1927 г. семья живет в Москве. Здесь старший сын в семье — Глеб закончил среднюю школу.
С начала Великой Отечественной войны был призван в армию, и с декабря 1941 г. по сентябрь 1945 г. находился в действующей армии, служил радистом в дивизионе гвардейских минометов «катюш», участвовал в битвах под Волховом, Сталинградом, Курском, в Белоруссии и под Кенигсбергом. Гвардии рядовой Каледа был награжден 16-ю орденами и медалями, в том числе орденом Боевого Красного Знамени, двумя орденами Отечественной воины и медалью «За отвагу».
После войны, в 1945 г., сдав экстерном экзамены за первый курс, поступил в Московский геолого-разведочный институт, который окончил с красным дипломом в 1951 г., по институтскому курсу обучения. Защитил кандидатскую диссертацию, работал в учебных заведениях, научно-исследовательских институтах, экспедициях и по совместительству в общеобразовательных организациях. Докторскую диссертацию защитил по теме: “Латеральная изменчивость отложений на тектонических структурах. Ее значение для поиска, прогноза и разведки нефтяных и газовых месторождений”.
В 1972 г. он был тайно рукоположен в диакона и иерея, и с этого момента обширная научная деятельность (защита докторской диссертации, присвоение звания профессора, руководство сектором и отделом) проходит одновременно с тайным священническим служением в домовой церкви. После выхода в 1990 г. на открытое священническое служение и вплоть до 1994 г. – клирик и настоятель в московских храмах, основатель и первый ректор православных катехизаторских курсов (которыми была заложена основа сегодняшнего Свято-Тихоновского богословского института), зав. сектором просвещения и катехизации Отдела по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата, первый настоятель храма Пресвятой Богородицы при Бутырской тюрьме (будучи в это же время священником храма Преподобного Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре); в 1994 г. возведен в сан протоиерея.
Имеет богословские работы, посвященные вопросам апологетики, православного воспитания и образования, публиковавшиеся в ЖМП, “Православной беседе”, в ж-лах “Путь Православия”, “Альфа и Омега” и др. изданиях.
Список его научных публикаций включает свыше 170 названий. При этом он стремился охранить православное вероучение от псевдо-научных нападок. В период хрущевского гонения он написал апологическу работу «Библия и наука о сотворении мира», в которой показал отсутствие принципиальных противоречий между библейским и научным представлениями о возникновении Вселенной. После тайного принятия священства составил большую богословскую работу «Домашняя Церковь», в которой рассмотрел семью как особое церковное служение.
Однажды, рассказывая о судьбах Церкви, он вскинул руку с широко разведенными пальцами и воскликнул:
“Пять моих духовников скончались “там”,
— и так, что стало понятно, чем было для него это пятикратное духовное сиротство, — и какую силу даровал Господь этому человеку, чтобы все преодолеть.
Последнюю в своей жизни службу Всем святым, в земле Российской просиявшим, о. Глеб служил как службу мученикам, в красных ризах, и вдохновенной была его проповедь о подвиге известных и безвестных миллионов свидетелей, исповедников, мучеников и страстотерпцев, — о его народе. …Незадолго до того, как в последний раз отправиться в больницу, он сказал на литургии Преображения:
“Хорошо нам быть на Фаворе, но путь к спасению лежит через Голгофу”.
Будучи тяжело болен и находясь в Боткинской больнице, сильно страдал от болей, но по-прежнему живо интересовался происходящим в приходе. Диктовал свои наблюдения о православном образовании для материалов архиерейского Собора. Скончался 1 ноября 1994 года. Последние его слова были:
«Не волнуйтесь, мне очень хорошо».
Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Награжден:
- наперсный крест (от патриарха Московского и всея Руси Алексия II, 1993)
- орден Красного Знамени (28.02.1945)
- орден Отечественной войны II степени (30.09.1944)
- медаль «За отвагу» (15.07.1943)
Протоиерей Николай Колосов (1915-2011)
Сын священника, за это был исключен из школы.
Воевал в Тульской области, в 1943 году воевал на линии Болохово-Мценск
Повсюду тела убитых и раненых. В воздухе – сплошной стон. Стонут люди, стонут лошади. Я подумал тогда: «А еще говорят, что ада нет. Вот он, ад». Стояли на реке Сож в Смоленской области. В августе 1944 года ранен под Белостоком.
После войны поступил в семинарию. Накануне Петрова дня 1948 года рукоположен во священный сан.
Прошел через хрущевские гонения.
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) (1924-2001)
Родился на хуторе Кутепове (ныне Киреевский район Тульской области) в семье крестьянина. По окончании средней школы был зачислен в Тульское пулемётное училище и в 1942 году направлен на фронт. Воевал рядовым под Сталинградом. После ранения (два пулемётных ранения и обморожение конечностей) попал в госпиталь, откуда после ампутации пальцев обеих ног, демобилизовался и в 1943 году возвратился в Тулу.
С октября 1946 года был секретарём Тульского архиепископа Антония (Марценко), арестованного в декабре 1951 года. В сентябре 1950 года поступил в 3-й класс Московской духовной семинарии. В 1953 году был принят в клир Вологодской епархии и назначен на должность сверхштатного псаломщика при Череповецком кафедральном соборе. 12 июля 1953 года епископом Гавриилом (Огородниковым) рукоположён во диакона к Казанской церкви города Устюжны.
В 1954-1958 годы обучался в Ленинградской духовной академии. Кандидат богословия. В ноябре 1959 года рукоположён в сан священника. 20 декабря 1959 года принял монашество, став последним постриженником Киево-Печерской лавры перед её закрытием, и в начале 1960 года назначен инспектором Саратовской духовной семинарии, закрытой после окончания 1960/1961 учебного года.
28 августа 1961 года возведён в сан архимандрита. 10 сентября 1961 года хиротонисан во епископа Мукачевского и Ужгородского. С 9 октября 1963 года епископ Омский и Тюменский. 16 декабря 1969 года — епископ Ростовский и Новочеркасский. С 1 декабря 1970 года — епископ Владимирский и Суздальский. 9 сентября 1972 года возведён в сан архиепископа. С 17 апреля 1975 года — архиепископ Калужский и Боровский. С 11 июня 1977 года — архиепископ Горьковский и Арзамасский.
25 февраля 1991 года возведён в сан митрополита.
Скончался в 8:45 21 июня 2001 года.
Награжден:
- орден святого равноапостольного великого князя Владимира II степени (1963)
- орден преподобного Сергия Радонежского II степени (1981)
- орден святого равноапостольного великого князя Владимира I степени (1986)
- медаль «За боевые заслуги»
- орден Отечественной войны II степени
- орден Трудового Красного Знамени
- орден Дружбы народов
Протоиерей Алексей Осипов (1924-2004)
Родился в Саратовской губернии, в 1942 заканчивает среднюю школу.
Направлен в дивизион тяжелых минометов Резерва Ставки Верховного Главнокомандующего. Этот дивизион был придан 57 армии, отражающей немецкое наступление южнее Сталинграда. С началом нашего контрнаступления корректировщику огня рядовому Осипову пришлось пройти с тяжелыми боями через Калмыцкие степи к Ростову-на-Дону. Здесь 3 февраля 1943 года в одном бою Алексей Павлович получил два ранения. Сначала осколочное в предплечье и в грудь, но поля боя не покинул, а вечером ему раздробило ступню.
Ступню и часть голени сохранить не удалось, они были ампутированы. После лечения молодой солдат-инвалид, награжденный медалями: «За отвагу» и «За оборону Сталинграда» вернулся в родные места на Волгу.
В 1945 году, за очень короткий срок он окончил Сталинградский учительский институт с отличием и сдал экстерном экзамены за курс Воронежского педагогического института. Был исключен за то, что читал на клиросе.
Заканчивает Одесскую Духовную семинарию, Московскую Духовную академию и окончил ее в 1952 г. со степенью кандидата богословия. Направлен в Новосибирскую епархию, в октябре 1952 года Алексий Осипов был рукоположен митрополитом Варфоломеем во диакона и во священника. Отец Алексий стал первым священником Новосибирской епархии – выпускником возрожденной Академии.
Менее полугода священник Алексий Осипов служил в Вознесенском кафедральном соборе, великим постом 1953 года он назначается в Никольский храм села Новолугового. В 1957 году он вновь назначается в собор уже настоятелем. В 1958 году вновь служит в Новолуговом, в 1960 – в Никольской церкви Абакана, а с 1961 года настоятелем Никольской церкви Старокузнецка (ныне часть Новокузнецка). В этом храме отец Алексий прослужил двадцать лет до 1980 года. С 1980 года и до кончины, последовавшей 29 мая 2004 года, протоиерей Алексий Осипов жил и служил в Подмосковье
Награжден:
- право ношения митры (1992 г.)
- право служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни (1999 г.)
- орден преподобного Сергия Радонежского III степени
- орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени
- орден Отечественной войны I степени
- орден Отечественной войны II степени
- медаль «За отвагу»
- медаль «За оборону Сталинграда»
Архидиакон Андрей Мазур (1926-2018)
Священнослужитель Русской православной церкви, патриарший архидиакон двух Патриархов Московских и всея Руси: Алексия II и Кирилла. Участник Великой Отечественной войны.
Родился в 1926 году в селе Новый Кокорев на Западной Украине (до 1939 года — в составе Польши), расположенном неподалеку от Почаевской лавры. Отец Лазарь Прокопьевич — церковный староста сельского храма. Мать, Агафья Филипповна, умерла в 1930 году.
С детства ходил в церковь, в которой служил отец, пел в церковном хоре, посещал также и богослужения в Почаевской лавре.
После освобождения Белоруссии от немецкой оккупации в 1943 году был призван в ряды Красной Армии. Службу проходил в запасном полку, дислоцированном на территории Марийской АССР. В армии был ротным запевалой. В начале 1945 года был отправлен на фронт. В должности командира отделения миномётчиков участвовал в боевых действиях под Берлином.
В 1948 году поступил в Московскую Духовную семинарию, называвшуюся тогда Богословским институтом (в то время семинария располагалась в Новодевичьем монастыре). Некоторое время учился в Московской консерватории, но затем был вынужден оставить лекции из-за учёбы в семинарии.
После женитьбы и принятия 17 сентября 1950 года диаконского сана шесть лет служил протодиаконом Пермского кафедрального собора (архиерейским диаконом архиепископа Иоанна (Лавриненко), позднее переехал в Ленинград.
С 1957 по 1968 год служил протодиаконом в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Ленинграде (архиерейским диаконом у епископа Алексия (Коноплёва) и одновременно — регентом будничного хора).
В 1968 году митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) был переведён протодиаконом в Ленинградский кафедральный собор. До 1990 года участвовал в богослужениях при митрополитах Елевферии, Питириме, Гурии, Никодиме, Антонии, Алексии. Одновременно пел в хоре духовенства под руководством протодиакона Павла Герасимова.
В 1990 году Патриархом Алексием II возведён в сан патриаршего архидиакона. Прослужил с Патриархом до самой его кончины в 2008 году. Совершая служения с Алексием II и сопровождая его во время всех архипастырских поездок, Андрей Мазур побывал во многих странах, в том числе три раза — в Иерусалиме.
Оставался патриаршим архидиаконом при Патриархе Кирилле, но в храме в последнее время не служил из-за болезни ног.
Скончался 3 мая 2018 года на 92 году жизни. Погребён на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Награжден:
- орден святого равноапостольного великого князя Владимира I степени
- орден святого равноапостольного великого князя Владимира III степени
- орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского I степени
- орден преподобного Сергия Радонежского III степени
- орден Отечественной войны II степени
- медаль «За взятие Берлина»
- медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Архимандрит Нифонт (Николай Глазов) (1918-2004)
Получал педагогическое образование, преподавал в школе. В 1939 году призван служить в Забайкалье. Когда началась Великая Отечественная война Николай Глазов первоначально продолжал нести службу в Забайкалье, а затем был направлен на учебу в одно из военных училищ.
После окончания училища артиллерист-зенитчик лейтенант Глазов начал воевать на Курской дуге. Вскоре он был назначен командиром зенитной батареи. Последний бой старшему лейтенанту Глазову пришлось вести в Венгрии у озера Балатон в марте 1945 года. Николай Дмитриевич был ранен. Старшему лейтенанту Глазову перебило коленные суставы. Ему пришлось пережить несколько операций сначала в полевом, а затем в эвакогоспитале в грузинском городе Боржоми. Старания хирургов не смогли спасти ему ног, коленные чашечки пришлось удалить, и на всю жизнь он остался инвалидом. Он стал псаломщиком в Знаменской церкви Кемерова.
В 1947 году Николай Дмитриевич Глазов приехал в Киево-Печерскую Лавру и стал ее послушником. 13 апреля 1949 года он был пострижен в монашество с именем Нифонт, в честь святителя Нифонта Печерского и Новгородского. Вскоре после пострига он был рукоположен сначала во иеродиакона, а затем в иеромонаха. После окончания Московской духовной академии в 1965 году со степенью кандидата богословия направлен в Новосибирскую епархию. Указом архиепископа Новосибирского и Барнаульского Павла (Голышева) иеромонах Нифонт был назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви Красноярска и благочинным церквей Красноярского края.
Скончался архимандрит Нифонт 28 июня 2004 года и был погребен за алтарем Свято-Троицкого храма, в котором он настоятельствовал.
Награжден:
- орден Отечественной войны I степени
- орден Отечественной войны II степени
- орден Красной Звезды
- медаль «За отвагу»
- медаль «За взятие Будапешта»
- медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Архимандрит Алипий (Иван Михайлович Воронов) (1914-1975)
1926 год - окончил сельскую школу. 1930 год - окончил школу в Москве и получил аттестат о полном среднем образовании. 1930-1932 годы — жил в Тарчихе, работал в колхозе. 1932-1936 годы — учился в вечерней студии при Московском Союзе советских художников в бывшей мастерской Сурикова. 1932-1935 годы — проходчик на строительстве первой очереди Московского метрополитена. С 15 октября 1936 года по 13 ноября 1938 года — проходил срочную службу в рядах РККА. С 21 февраля 1942 года по 25 сентября 1945 года на фронтах Великой Отечественной войны.
Прошёл боевой путь от Москвы до Берлина в составе Четвёртой танковой армии. Участвовал во многих операциях на Центральном, Западном, Брянском, 1-м Украинском фронтах.
С 12 марта 1950 года — послушник Троице-Сергиевой лавры (Загорск).
1950—1959 годы — нёс послушания по реставрации живописи Троицкого, Успенского соборов, Трапезной и Академической церкви, руководил работой иконописцев, принимал участие в реставрации храмов Москвы и Подмосковья.
С марта 1950 года по октябрь 1951 года — нёс послушания маляра и свечника.
28 августа 1950 года — пострижен в монашество с именем Алипий.
25 сентября 1950 года Патриархом Алексием рукоположён во иеродиакона; 14 октября того же года — во иеромонаха и назначен ризничим Троице-Сергиевой лавры.
С октябрь 1951 года по октябрь 1953 года нёс послушание художника-реставратора.
С апреля 1953 года — игумен.
С 28 октября 1953 года по 1 декабря 1953 года — нёс послушание художника по реставрации Патриаршего подворья в Лукино, восстанавливал теремок св. Филиппа.
С 28 июля 1959 года наместник Псково-Печерского монастыря.
С 11 февраля 1960 года — архимандрит.
12 марта 1975 года умер после третьего инфаркта.
15 марта 1975 года погребён в монастырском пещерном некрополе, за престолом пещерного храма Воскресения Христова.
Награжден:
- Орден святого равноапостольного великого князя Владимира II степени (27 августа 1973 года)
- Орден святого равноапостольного великого князя Владимира III степени (26 ноября 1963 года)
- Орден Христа Спасителя II степени (11 июля 1963 года, Антиохийская православная церковь)
- Предоставлено правом служить Литургию с отверстыми Царскими вратами до запричастного стиха (1966 год)
- Наперсный крест (25 октября 1951 года)
- Наперсный крест с украшениями (8 октября 1953 года)
- Наперсный крест с украшениями (9 сентября 1973 года)
- Орден Красной Звезды (8 июля 1945 года)
- Медаль «За боевые заслуги» (15 октября 1944 года)
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (10 июля 1946 года)
- Медаль «За взятие Берлина» (8 января 1947 года)
- Медаль «За освобождение Праги» (10 февраля 1947 года)
Богослужебные особенности празднования Дня Победы
Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29 ноября – 4 декабря 1994 года установлено совершать в День Победы – 9 мая (26 апреля по ст. ст.) особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.
Циркуляр Святейшего Патриарха Кирилла епархиальным Преосвященным, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей России о литургическом поминовении, приуроченном к празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне
Принимая во внимание важность для нашего народа исторической памяти о Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, считаю правильным ввести особое ежегодное литургическое поминовение, приуроченное к празднованию Дня Победы, в следующем порядке:
- во время служения Божественной литургии 9 мая на заупокойной ектении ввести особые прошения «о вождех и воинах…»;
- по окончании Литургии служить благодарственный молебен Господу Богу за дарование Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;
- по завершении молебна служить заупокойную литию о почивших воинах.
+ КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Особые заупокойные прошения в День Победы в Великой Отечественной войне:
На ектении и в молитве «Боже духов:»:
"Еще молимся о упокоении душ приснопамятных вождей и воинов за веру и Отечество на поли брани жизнь свою положивших, от ран и глада скончавшихся, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных и всех Победы ради потрудившихся, и о еже проститися им всякому прегрешению вольному и невольному."
При возглашении вечной памяти:
"Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, приснопамятным вождем и воином за веру и Отечество на поли брани жизнь свою положившим, от ран и глада скончавшимся, в пленении и горьких работах невинно умученным и убиенным и всем Победы ради потрудившимся, и сотвори им вечную память."
Последование благодарственнаго и молебнаго пения ко Господу Богу, певаемаго в день Победы в Великой Отечественной войне
Иерей возглашает: Сла́ва Святе́й, и Единосу́щней, и Животворя́щей, и Неразде́льней Тро́ице, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
Лик: Ами́нь.
Диакон: Ми́ром Го́споду помо́лимся: до прошения: О пла́вающих:
К обычным прошениям присоединяем особая:
О е́же испра́витися моли́тве на́шей сей, я́ко кади́лу пред Спаси́телем на́шим Бо́гом, и прия́тися сей же́ртве серде́ц и усте́н, испове́дающихся Го́сподеви в день спасе́ния, услы́шавшему нас в день печа́ли, Го́споду помо́лимся.
О е́же непреобори́му и победи́тельну всегда́ над враги́ Оте́честву бы́ти, и мир и сла́ву утверди́ти в земли́ на́шей, Го́споду помо́лимся.
О е́же дарова́ти нам благода́ть от ны́не и до ве́ка ве́рою и любо́вию возвеща́ти спасе́ние и си́лу и Ца́рство Бо́га на́шего и о́бласть Христа́ Его́, пода́вшему стране́ на́шей си́лу и возда́вшему нам ра́дость спасе́ния Своего́, Го́споду помо́лимся.
О изба́витися нам:
Заступи́, спаси́, поми́луй:
Пресвяту́ю, Пречи́стую:
Возглас: Я́ко подоба́ет Тебе́ вся́кая сла́ва:
Посем: Бог Госпо́дь, и яви́ся нам: со стихами.
Тропарь, глас 4:
Благода́рни су́ще, недосто́йнии раби́ Твои́, Го́споди, о Твои́х вели́ких благодея́ниих на нас бы́вших, сла́вяще Тя, хва́лим, благослови́м, благодари́м, пое́м и велича́ем Твое́ благоутро́бие, и ра́бски любо́вию вопие́м Ти: Благоде́телю, Спа́се наш, сла́ва Тебе́.
Слава: глас 1:
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды правосла́вным христиа́ном на сопроти́вныя да́руя и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
И ныне: глас 8:
Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злы́х, благода́рственная воспису́ем Ти, раби́ Твои́, Богоро́дице, но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти: ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Диакон: Во́нмем.
Иерей: Мир всем.
Чтец: И ду́хови твоему́.
Диакон: Прему́дрость, во́нмем.
Чтец: Проки́мен, глас 4:
Госпо́дь кре́пость лю́дем Свои́м да́ст, Госпо́дь благослови́т лю́ди Своя́ ми́ром.
Стих: Принеси́те Го́сподеви, сы́нове Бо́жии, принеси́те Го́сподеви сла́ву и че́сть.
Апостол ко Ефесеем, зачало 233.
Евангелие от Матфея, зачало 98–99 (сборное).
Рече́ Госпо́дь Свои́м ученико́м: услы́шати и́мате бра́ни и слы́шания бранем. Зри́те, не ужаса́йтеся, подоба́ет бо всем сим бы́ти, но не тогда́ есть кончи́на. Воста́нет бо язы́к на язы́к и ца́рство на ца́рство, и бу́дут гла́ди и па́губы, и тру́си по ме́стом. Вся же сия́ нача́ло боле́знем. Бу́дет бо тогда́ скорбь ве́лия, якова́ же не была́ от нача́ла ми́ра досе́ле, ниже́ и́мать бы́ти. И а́ще не бы́ша прекрати́лися дни́е о́ны, не бы у́бо спасла́ся вся́ка плоть. Избра́нных же ра́ди прекратя́тся дни́е о́ны.
По Евангелии ектения: Рцем вси:
По Еще́ мо́лимся о богохрани́мей стране́ на́шей: присоединяем прошения особая:
Еще́ мо́лимся, о е́же прия́ти Го́споду Спаси́телю на́шему испове́дание и благодаре́ние нас, недосто́йных рабо́в Свои́х, я́ко не по беззако́нием на́шим сотвори́л есть нам, ниже́ по грехо́м на́шим возда́л есть нам, но и в годи́ну искуше́ния, прише́дшаго на Оте́чество на́ше и на всю вселе́нную, изба́вил ны есть, и внегда́, обыше́дше, обыдо́ша нас врази́ на́ши, яви́л есть нам спасе́ние Свое́.
Еще́ мо́лимся о вожде́х и во́инех на́ших, на по́ли бра́ни жизнь свою́ положи́вших, от ран и гла́да сконча́вшихся, в плене́нии и го́рьких рабо́тах неви́нно уму́ченных и убие́нных, и всех Побе́ды ра́ди потруди́вшихся, я́ко да даст им Царь сла́вы в день пра́веднаго Своего́ воздая́ния жизнь ве́чную и венцы́ нетле́ния, нас же всех в ве́ре и единомы́слии утверди́т.
Еще́ мо́лимся Тебе́ Го́споду, Бо́гу на́шему, о е́же призре́ти на, ско́рби, беды́, страда́ния, сле́зы и стена́ния люде́й Свои́х, и Ми́лостиву бы́ти и отврати́ти весь гнев Свой, пра́ведно дви́жимый на ны, и поми́ловати ны.
Возглас: Услы́ши ны, Бо́же, Спаси́телю наш:
Хор: Ами́нь.
Диакон: Го́споду помо́лимся.
Хор: Го́споди, поми́луй.
Иерей же со всею церковию со всяким вниманием и умилением глаголет молитву сию велегласно:
Бо́же Вели́кий и Непостижи́мый, спаса́яй погиба́ющия, животворя́й ме́ртвыя,/ вся творя́й по во́ли Твое́й, и ди́вным Твои́м про́мыслом управля́яй вся́ческая!/ Приклони́ у́хо Твое́ с высоты́ святы́я Твоея́ и приими́ от нас, смире́нных и недосто́йных рабо́в Твои́х,/ се́рдцем и усты́ возноси́мая Тебе́ благода́рственная сия́ моле́ния, испове́дания и славосло́вия.
Яко не по беззако́нием на́шим сотвори́л еси́ нам, Го́споди, ниже́ по грехо́м на́шим возда́л еси́ нам./ Ты глаго́лал еси́ дре́вле сыново́м Изра́илевым, я́ко, а́ще не послу́шают гла́са Твоего́ храни́ти и твори́ти вся за́поведи Твоя́,/ наведе́ши на них язы́к безсту́ден лице́м, и́же сокруши́т их во градех их, до́ндеже разоря́тся сте́ны их./ И мы ве́дехом, я́ко испо́лнился глаго́л сей стра́шный на наро́де на́шем./
Но Ты, Го́споди Бо́же, Ще́дрый и Ми́лостивый, Долготерпели́вый и И́стинный/ и пра́вду храня́й и творя́й ми́лость, ми́лостию ве́лиею поми́ловал еси́/ и, посети́в жезло́м непра́вды на́ша, уще́дрил еси́ нас побе́дою на сопоста́ты./ Те́мже утверди́ся се́рце на́ше в Го́споде на́шем,/ вознесе́ся рог наш в Бо́зе на́шем, возвесели́хомся о спасе́нии Твое́м./ Благодари́м Тя за избавле́ние Оте́чества от врага́ лю́таго./ Да́ждь нам, Го́споди, па́мять сего́ сла́внаго Твоего́ посеще́ния/ тве́рдо и непреста́нно име́ти в себе́,/ е́же всегда́ благодари́ти и славосло́вити:/ сла́ва Тебе́, Бо́гу, Благоде́телю на́шему, во ве́ки веко́в.
Лик: Ами́нь.
Диакон: Прему́дрость.
Лик: Честне́йшую Херуви́м:
Сла́ва, и ны́не: Го́споди, поми́луй (трижды). Благослови́.
И отпуст:
Воскресы́й из ме́ртвых, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол, свята́го великому́ченика и Победоно́сца Гео́ргия, всех святы́х, в земли́ Росси́йстей просия́вших, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
Таже: Во блаже́нном успе́нии ве́чный поко́й пода́ждь, Го́споди, усо́пшим рабо́м Твои́м, приснопа́мятным вожде́м и во́ином за ве́ру и Оте́чество на по́ли бра́ни жизнь свою́ положи́вшим, от ран и гла́да сконча́вшимся, в плене́нии и го́рьких рабо́тах неви́нно уму́ченным и убие́нным и всем Побе́ды ра́ди потруди́вшимся, и сотвори́ им ве́чную па́мять.
По сих же: Многоле́тия и Христо́с воскре́се: (трижды).